ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-529/20 от 06.10.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-529/2020

УИД 78RS0011-01-2020-003725-35

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Санкт-Петербург, ул. Караванная д.20 06 октября 2020 года

Судья Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга Плиско Э.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, – ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.16 ч.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, работающего в ООО «Новые традиции вкуса» управляющим,

УСТАНОВИЛ:

В Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.16 ч.2 КоАП РФ в отношении ФИО1

В судебном заседании ФИО1, которому разъяснены его права, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, согласился давать объяснения, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 03 часа в помещение ООО «Новые традиции вкуса», где он работает в должности управляющего, прибыли сотрудники УМВД России, проводили проверку по факту продажи алкогольных напитков несовершеннолетним. В ходе проверки была изъята вся алкогольная продукция, а также 14 бутылок прозрачного цвета с напитком, принадлежащих ему лично; содержимое всех указанных 14 бутылок он не проверял, в одной из них находился алкогольный напиток «чача», который он приобрел для личного употребления. По этой же причине (личное употребление) отсутствовали сопроводительные документы к указанным напиткам.

Изучив материалы дела, выслушав привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности достоверных доказательств совершения ФИО1 вмененного правонарушения.

В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно протоколу об административном правонарушении, существо вменяемого правонарушения заключается в том, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 03 часа 10 минут, являясь управляющим в баре «Каха-бар», должностным лицом, организовал, допустил реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, товарно-сопроводительных документов, а также их копий заверенных должным образом на указанную продукцию (согласно протоколу изъятия от ДД.ММ.ГГГГ) в нарушение п.12 ч.2 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», на алкогольную продукцию чача «Georgia»в пластиковой таре прозрачного цвета объем 1 литр количестве 14 штук, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, товарно-сопроводительные документы, а также их копии, заверенные должным образом, на указанную продукцию отсутствуют. При этом данное действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Указанные действия ФИО1, как должностного лица ООО «Новые традиции вкуса», квалифицированы по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ - оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Установление факта совершения данного правонарушения при изложенных обстоятельствах предполагает доказанность материалами дела, что ФИО1 при исполнении своих должностных обязанностей совершил оборот (импорт, экспорт, хранение, перевозка, закупка) алкогольной или спиртосодержащей продукции при отсутствии требуемых законом документов. Положениями ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ ответственность за розничную продажу такой продукции не предусмотрена.

Протокол об административном правонарушении является документом, фиксирующим сведения, необходимые для разрешения дела, поэтому без подтверждения указанных в нем обстоятельств другими доказательствами не может рассматриваться как единственное и исчерпывающее доказательство вины лица, привлекаемого к ответственности.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, в частности, осуществление ФИО1 действий, образующих состав вменяемого административного правонарушения – оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции без требуемых законом документов, в то время как установление данных обстоятельств является обязательным и необходимым для разрешения дела, так как непосредственно влияет на определение наличия события, состава правонарушения.

Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определены понятия алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции и их оборота.

Согласно п. 7 указанной статьи, алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п.3 указанной статьи, спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Под оборотом алкогольной, спиртосодержащей продукции в силу п.16 ст.2 Федерального закона №171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Протокол об административном правонарушении, материалы дела не содержат сведений, подтверждающих отнесение содержимого в 14 пластиковых тарах прозрачного цвета, изъятого в помещении ООО «Новые традиции вкуса», к алкогольной или спиртосодержащей продукции. Исходя из каких данных, содержимое изъятых тар в количестве 14 штук отнесено к алкогольной продукции с наименованием, указанным в протоколе, – чача Georgia, установить не представляется возможным. При этом в протоколе об административном правонарушении указано на организацию и допущение реализации как алкогольной, так и спиртосодержащей продукции. Оборот данной продукции именуется в протоколе как организация (допущение) реализации, что не соответствует понятию, изложенному в ч.2 Федерального закона №171-ФЗ.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства реализации указанной продукции, тем более ФИО1, как должностным лицом ООО «Новые традиции вкуса». В протоколе об административном правонарушении не изложены конкретные действия ФИО1, как должностного лица, свидетельствующие об обороте указанной продукции в понятии, изложенном в Федеральном законе №171-ФЗ. Как указано в протоколе, Клюкач организовал и допустил реализацию спорной продукции, что не соответствует указанному понятию оборота, при этом в каких именно действиях выразилась организация реализации спорной продукции, допущение реализации, в протоколе не изложено, материалы дела таких сведений не содержат. В то же время санкция ст.14.16 ч.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за оборот указанной продукции, исключая розничную продажу.

В качестве субъектов административной ответственности ч.2 14.16 КоАП РФ предусматривает должностных, либо юридических лиц.

ФИО1 привлекается к ответственности, как должностное лицо ООО «Новые традиции вкуса».

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (руководители и другие работники иных организаций).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" даны разъяснения, согласно которым должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст.2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 ст.14.1, часть 2 ст.14.4, часть 1 ст.14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении, иные материалы дела, не содержат сведений о том, что ФИО1 совершил административное правонарушение в связи с выполнением указанных функций. Должностная инструкция управляющего не содержит сведений об отнесении к полномочиям, обязанностям управляющего осуществления контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. Инструктаж по ответственности за розничную продажу алкогольной продукции проведен при замещении ФИО1 иной должности, и касается нарушения требований закона при розничной продаже алкогольной продукции, что не входит в состав вменяемого правонарушения. Иные должностные инструкции не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку утверждены к иным должностям, не соответствующим занимаемой ФИО1 Каких-либо доказательств совершения ФИО1 вменяемого правонарушения, как должностным лицом и в связи с исполнением своих должностных обязанностей управляющего материалы дела не содержат.

Равным образом материалы дела не содержат сведений о проведении проверки в отношении ООО «Новые традиции вкуса», в рамках которой было выявлено правонарушение, о наличии оснований к проведению проверки и соблюдении прав проверяемого лица при ее проведении. При этом, дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ возбуждено в отношении юридического лица – ООО «Новые традиции вкуса» (л.д.47); изъятие продукции осуществлялось по результатам осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу. Отсутствие документов об основании проведения проверки и соблюдения прав юридического лица при ее проведении исключает достоверную оценку допустимости полученных доказательств.

При этом протокол осмотра помещений, протокол изъятия и прилагаемые фотографии не содержат сведений, позволяющих прийти к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях ФИО1 – совершение им оборота алкогольной, либо спиртосодержащей продукции при исполнении трудовых обязанностей в ООО «Новые традиции вкуса», а также не позволяют отнести содержимое изъятых прозрачных тар в количестве 14 штук к алкогольной, либо спиртосодержащей продукции, о чем утверждается в указанных протоколах, а также в протоколе об административном правонарушении.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, процессуальные действия, направленные на сбор доказательств по делам об административных правонарушениях, осуществляются должностными лицами (ст.26.3, 26.5, 26.9, глава 27 КоАП РФ и др.). Собранные же и представленные этими лицами доказательства - наряду с доказательствами, представленными участниками производства по делу, имеющими на это право, - исследуются судом, который тем самым осуществляет функцию правосудия (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года №1311-О, №1312-О от 25 сентября 2014 года, №2157-О).

При таких обстоятельствах, учитывая, что органом, проводившим административное расследование, представившим дело об административном правонарушении не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих наличие события правонарушения, а в действиях ФИО1 – состава правонарушения и его виновности в его совершении, принимая во внимание объяснения ФИО1 в судебном заседании, являющиеся доказательством по делу, влекущими противоречия в собранных доказательствах, с учетом положений ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, в силу которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, судья считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5, п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 ч.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, работающего управляющим в ООО «Новые традиции вкуса», на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано посредством подачи жалобы/протеста в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья