ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июля 2016 года г. Гай Оренбургской области
Судья Гайского городского суда Оренбургской области Волохова Е.А., при секретаре Никулиной Е.А., с участием старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Пишпанова Т.И., лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника Фоменко О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства <данные изъяты>,
установил:
В <данные изъяты> старшим помощником <данные изъяты> межрайонного прокурора <данные изъяты> проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства в отношении отдела ЖКХ и КС администрации <адрес>.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт оплаты ДД.ММ.ГГГГ административного штрафа по виду расходов 831 Приказа Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», тогда как данный вид расходов предусмотрен для иных целей.
Постановлением <данные изъяты> межрайонного прокурора <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <данные изъяты>, который ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> нарушение требований ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказа Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» использовал бюджетные средства по виду расходов № для уплаты административного штрафа отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <адрес>, который предусмотрен бюджетной росписью и решением о бюджете города и предназначен для иных целей, а именно исполнения судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений подлежат отражению отдельные расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
Старший помощник Гайского межрайонного прокурора Пишпанов Т.И. в судебном заседании поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, привел указанные в нем доводы.
<данные изъяты> ФИО1 и его защитник Фоменко О.И., допущенный к участию в деле по устному заявлению ФИО1, вину в совершении правонарушения не признали, просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Санкция статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее дело относится к подсудности районного суда, так как санкция статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании приказа исполняющего полномочия <данные изъяты> назначен на должность исполняющего обязанности начальника отдела ЖКХ и КС.
<данные изъяты>
Согласно пунктам <данные изъяты> должностной инструкции начальника отдела ЖКХ и КС от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной <данные изъяты> отдела ЖКХ и КС является муниципальным служащим, в соответствии с реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в <адрес>, должность начальника отдела относится к главной должности, в своей работе он должен руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и иными нормативными актами, уставом муниципального образования, решениями <данные изъяты> совета депутатов, иными правовыми локальными актами органов местного самоуправления <данные изъяты> городского округа; осуществляет общее руководство работой отдела, решает вопросы контроля за соблюдением договоров.
В соответствии с разделом № положения об отделе ЖКХ и КС, утвержденным решением <данные изъяты> отдел ЖКХ и КС входит в структуру органов местного самоуправления, отдел возглавляет начальник отдела; отдел является муниципальным казенным учреждением, имеет права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет по исполнению сметы, гербовую печать.
На основании раздела № начальник отдела руководит отделом, организует работу специалистов, определяет должностные обязанности, обеспечивает реализацию решений администрации города, дает инструкции и указания работникам, издает приказы в пределах компетенции, действует без доверенности от имени отдела, подписывает договора, распоряжается средствами отдела, подписывает финансовые документы, несет ответственность за своевременную подготовку документов, относящихся к компетенции отдела.
В соответствии с п. № указанного положения основной целью отдела является курирование вопросов жилищно-коммунального хозяйства и другие вопросы местного значения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством и капитальным строительством; рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, находящимся в его ведении.
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятием вышеуказанного постановления, <данные изъяты> ФИО1 издан приказ № об оплате суммы в размере <данные изъяты> с лицевого счета <данные изъяты> код бюджетной классификации <данные изъяты>
На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного <данные изъяты> ФИО1, оплачен вышеуказанный административный штраф. При этом оплата штрафа произведена по виду расходов №, предусмотренном Приказом Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
В соответствии с частями 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
В соответствии с п. 6 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации при исполнении бюджетной системы получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из изложенного следует, что организация, финансируемая из федерального, местного бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в разрезе кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами перечисления средств.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно частям 5, 7 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 65н, согласно которого Принцип единства означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а так же расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подпункте № настоящего раздела.
Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено, что вид расходов - 800 иные бюджетные ассигнования - предназначен для отражения (с учетом установленной в ней детализации по подгруппам и элементам) расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходов государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенных к группам 100 - 700. Вместе с тем, в разрезе элементов данной подгруппы вида расходов – 830 исполнение судебных актов – отражаются отдельные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в также расходы государственных (муниципальных) учреждений на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства соответствующих бюджетов (учреждений).
По элементу вида расходов 831 - исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений подлежат отражению отдельные расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе расходы на: уплату пеней и штрафов по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; выплату государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности; выплату компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц (включая выплаты работникам учреждений); возмещение морального вреда; возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах); возврат неосновательного обогащения; внесение на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, осуществляемые на основании соответствующего судебного решения.
Расходы на исполнение судебных актов, предусматривающих обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения по выплате пенсий, пособий, оплату труда работников учреждений, а также на оплату кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и т.п., подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам классификации видов расходов.
Решением <данные изъяты> городского Совета депутатов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение <данные изъяты> городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на <данные изъяты> утверждена ведомственная структура расходов бюджета <адрес> на <данные изъяты>, согласно которой для отдела ЖКХ и КС администрации <адрес> предусмотрено распределение бюджетных ассигнований по основному мероприятию «выполнение других обязательств муниципального образования <адрес>, исполнение судебных актов» в размере <данные изъяты>. по следующим разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограмным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов соответственно – <данные изъяты> - это вид расходов, предусмотренный Приказом Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджетной росписью в целях исполнения бюджета по расходам отдела ЖКХ и КС администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены на <данные изъяты> года денежные средства в размере <данные изъяты> по следующим разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным) (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов соответственно – <данные изъяты> – вид расходов, предусмотренный Приказом Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Для оплаты административных штрафов предусмотрен вид расходов – 850 «уплата налогов, сборов и иных платежей», в разрезе которого отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений на уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных платежей и взносов. При этом по элементу данного вида расходов – 853 «уплата иных платежей» отражаются расходы по уплате штрафов (в том числе административных).
Согласно пункту №. Приказа Казначейства России от 10 октября 2008 года N 8н (ред. от 04 декабря 2015) "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" клиент вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа согласно приложению N 8 к настоящему Порядку (код формы по КФД №).
Внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации по произведенным клиентом кассовым выплатам возможно при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в Заявке или финансовым органом в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на его лицевом счете, в случае если указанная ошибка не влечет создания нового бюджетного обязательства.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что установление финансового объема потребностей конкретного получателя бюджетных средств по соответствующей статье в пределах соответствующего года позволяет ему использовать и распоряжаться определенным ему объемом бюджетных средств на нужды и цели соответствующего учреждения в течение соответствующего финансового года.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно пояснительной записки к изменениям вносимым в Решение <данные изъяты> городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на <данные изъяты> год» дополнительные ассигнования в сумме <данные изъяты> рублей выделены Отделу ЖКХ и КС администрации <адрес> для цели уплаты административного штрафа.
Выделенные <данные изъяты> городским Советом депутатов дополнительные бюджетные ассигнования были использованы на уплату административного штрафа, что подтверждается приказом№ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 и платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявленным несоответствием вида расхода при уплате административного штрафа Отделом ЖКХ и КС администрации <адрес> направлено письмо в финансовое управление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменения в сводную бюджетную роспись и выдаче справки уведомления об изменении вида расхода с 831 на 853.
ДД.ММ.ГГГГ Финансовым управлением администрации <адрес>, на основании письма Отдела ЖКХ и КС от ДД.ММ.ГГГГ№, внесены изменения в сводную бюджетную роспись по уплате административных штрафов с целью приведения в соответствие с бюджетной классификацией кодов Видов расходов: уменьшение по 831 виду расходов на общую сумму <данные изъяты> и увеличение по 853 виду расходов на общую сумму <данные изъяты>
Таким образом, код вида расходов уточнен в пределах текущего финансового года.
Кассовые расходы Отдела ЖКХ и КС администрации <адрес> соответствуют их предметно-целевому назначению, размеру и целевому назначению средств по соответствующему КБК №), не нарушают принцип адресности и целевого использования бюджетных средств.
Первоначальное ошибочное указание кода вида расходов – 831 в разрезе элементов одной подгруппы, не повлекло создания нового бюджетного обязательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия должностного лица - <данные изъяты> ФИО1 не образуют объективную сторону правонарушения предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, так как в ходе судебного разбирательства не установлено нецелевое использование последним бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьёй 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней через Гайский городской суд Оренбургской области со дня получения копии постановления.
Судья Волохова Е.А.