Дело № 5-530/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 марта 2021 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Стех Н.Э.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ
ФИО1 ФИО6, <данные изъяты>, ранее в течение года не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
<дата> года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в протоколе, <дата> года в период времени с 12 час. 15 мин. до 12 час. 50 мин. ФИО1 приняла участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на территории Центральной площади у <адрес> совместно с другими участниками несанкционированного митинга в количестве более 200 человек, часть которых держали в руках плакаты с надписями: «Свободу политзаключенным!», «Вор и убийца тюрьма», «Штаб Навального в Ижевске!», игнорируя требования уполномоченных должностных лиц Управления МВД России по г. Ижевску о прекращении несанкционированного митинга, скандировали: «ФИО2 вор!», «Свободу! Свободу!», «Позор! Позор!», умышленно продолжила свое участие в несогласованном публичном мероприятии – несанкционированном митинге, чем нарушила пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснил, что примерно в 11 час. 55 мин. проходила мимо Центральной площади. Увидела на Центральной площади скопление людей. Уже были сотрудники полиции, они сидели в автобусе. ФИО1 подошла к елке, достала телефон, вышла в прямой эфир в «Инстаграм», брала интервью у граждан, они рассказывали о своей жизненной позиции. Не слышала, чтоб говорили о том, что митинг не санкционированный, просили разойтись. Возможно, была занята собой, но не слышала. Все произошло очень быстро. Митинг начался в 12 часов, полицейские встали в оцепление, ФИО1 попыталась выйти, но не смогла. Кто-то прорывал оцепление, но ФИО1 не оказывает сопротивление полиции. Она просто стала ждать, пока все закончится. На видео видно, как она подходит к сотруднику полиции и спрашивает, можно ли выйти. Сотрудник полиции ей ответил, что все вопросы можно задать в пресс-службе МВД. В 12-30 ФИО1 уже сидела в автозаке, поэтому к словам сотрудников полиции о достаточности времени покинуть место проведения митинга следует отнестись критически.
Защитник ФИО1 Савостин А.В. пояснил, что митинг – это собрание. Требование покинуть митинг – это не требование покинуть территорию, а требование прекратить действия. ФИО1 никаких противоправных действий не совершала, в митинге не участвовала.
Допрошенный в судебном заседании ФИО7 дал суду показания, что является сотрудником полиции. 31.01.2021 года на Центральной площади г. Ижевска был несанкционированный митинг, он нес службу в оцеплении. ФИО1 видел. Она ходила с камерой, всех снимала. Находилась в толпе активистов. Митинг начался примерно в 12 часов. Люди собрались перед елкой, высказывали недовольство, кто-то стоял с плакатами. Когда все только начиналось, ходили сотрудники полиции с громкоговорителями, предупреждали, что митинг не санкционированный, просили граждан разойтись. Времени было дано много, порядка получаса, достаточно, чтобы уйти. Точно по времени не скажет, так как на часы не смотрел. Затем полицейские встали в оцепление, и группа изъятия самых активных исключала.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 дал суду показания, что является сотрудником полиции. 31.01.2021 года он находился на Центральной площади г. Ижевска. Там был несанкционированный митинг. Люди стояли около елки, ближе к улице Пушкинской, возле ледяных построек, ближе к театру. Сначала ФИО9 сидел в автобусе. В то время с помощью громкоговорителей, установленных на машины, а также громкоговорителей, используемых полицейскими, граждан предупреждали, что митинг не санкционирован, предлагали покинуть место проведения митинга. Времени давалось достаточно. Кто хотел уйти, те разошлись, кто хотел остаться, те остались. Еще из автобуса видел ФИО1 Она ходила с селфи-палкой, всех снимала. Требование покинуть место проведения митинга не выполнила. Затем полицейские встали в оцепление. После чего полицейские выпускали людей по требованию своих руководителей. Сами полицейские в оцеплении в контакт с гражданами не вступали. На митинге люди скандировали антиправительственные лозунги. Группа задержания задерживала активистов. Для подкрепления также находились сотрудники ОМОН. ФИО1 была внутри оцепления.
Выслушав объяснения ФИО1, его защитника Савостина А.В., показания свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (статья 2 Федерального закона №54-ФЗ).
Статьёй 3 этого же Федерального закона установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статья 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 5).
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как следует из писем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики уведомлений о проведении публичного мероприятия 31 января 2021 года у здания Дома Правительства Удмуртской Республики или на Центральной площади города Ижевска не поступало.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона №54-ФЗ.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона №54-ФЗ, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), вопрос 2 разъяснено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Часть 4 указанной нормы запрещает участнику публичного мероприятия скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
ФИО1 не оспаривает факт того, что находилась на Центральной площади г. Ижевска 31.01.2021 с 12 часов среди участников митинга, попала в оцепление сотрудников полиции.
При этом ФИО1 оспаривает свое участие в митинге, и что она не выполнила законные требования сотрудников органов внутренних дел покинуть место проведения митинга, поскольку она не смогла выйти из оцепления.
Факт совершения ФИО1 вменяемого ей правонарушения и ее виновность в совершении данного правонарушения нашли своё подтверждение при рассмотрении дела собранными по делу доказательствами.
1. Протоколом об административном правонарушении от 31 января 2021 года. В протоколе об административном правонарушении указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, квалификация деяния с указанием части и статьи Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение ФИО1
2. Рапортами сотрудников полиции.
3. Объяснениями ФИО1
4. Объяснениями очевидцев несогласованного публичного мероприятия относительно характера, времени и места публичного мероприятия. Объяснения отобраны уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел, личность свидетелей установлена, права разъяснены, об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний они предупреждены.
5. Видеофайлами. На имеющихмся в материалах дела видеофайлах запечатлен митинг. Слышны предупреждения об отсутствии уведомления о проведении митинга и просьбы разойтись. Запечатлена ФИО1
6. Ответом на запрос Администрации г. Ижевска от <данные изъяты>, согласно которому на 31.01.2021 в Администрацию г. Ижевска уведомлений о проведении публичных мероприятий не поступало.
7. Ответом на запрос Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики от <данные изъяты>, согласно которому в адрес Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики не поступало уведомлений о проведении публичных мероприятий 31.01.2021 у здания Дома Правительства Удмуртской Республики (по адресу: <адрес>) или на Центральной площади г. Ижевска. Учитывая установленный законом срок уведомления о проведении публичного мероприятия, сведения о поданных на 29.01.2021 уведомлениях о проведении публичных мероприятий актуальны для рассмотрения данного дела.
На основании совокупности исследованных доказательств прихожу к выводу о том, что ФИО1 <дата> года в период с <данные изъяты> мин. на Центральной площади г. Ижевска, зная об отсутствии уведомления органа исполнительной власти Удмуртской Республики и Администрации г. Ижевска о проведении публичного мероприятия в форме митинга, приняла в нём участие, несмотря на требование сотрудников правоохранительных органов прекратить противоправные действия и разойтись, не прекратила участие в публичном мероприятии, проведённом в форме митинга в период времени с <данные изъяты> года на Центральной площади города Ижевска Удмуртской Республики, в связи с чем ее действия подлежат квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что ФИО1 участвовала в митинге, видно из просмотренной видеозаписи. На отдельных кадрах запечатлено, что ФИО1 находится в толпе, а ведение видеосъемки не исключает обстоятельство участия в митинге. Обязательным признаком участия в митинге не является именно использование плакатов и скандирование лозунгов; не является признаком участия в митинге совершение противоправных действий. Поскольку митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, само осознанное присутствие среди граждан, публично выражающих общественное мнение по поводу актуальных проблем в знак солидарности и поддержки также является участием в митинге. ФИО1 присутствует в месте проведения митинга, беседует с участниками митинга, просит участников митинга публично выразить свое мнение по поводу актуальных проблем, транслирует идеи участников митинга посредством сети «Интернет».
То обстоятельство, что ФИО1 не могла выполнить требование сотрудников полиции покинуть место проведения митинга, опровергается показаниями свидетелей о том, что участникам митинга было предоставлено достаточно времени для этого, все желающие успешно воспользовались возможностью уйти до того, как полицейские встали в оцепление. В обоснование своих доводов о невозможности покинуть место проведения митинга ФИО1 ссылается на кадры видеосъемки, на которых запечатлено, что она обращается с вопросами к сотруднику полиции, который поясняет, что все вопросы следует адресовать в пресс-службу МВД. При этом из поведения ФИО1 видно, что ее вопросы не связаны с обеспокоенностью ее нахождением среди участников митинга и поисками законного способа разрешения ситуации, то есть возможностью выйти из оцепления. ФИО1 не выражает желания уйти, она ведет видеосъемку, и понятно, что вопросы носят характер интервью для ее видеозаписи. В связи с чем ответ сотрудника полиции, что все вопросы следует адресовать в пресс-службу МВД, соответствует сложившейся ситуации.
ФИО1 на протяжении митинга ведет видеосъемку. Вместе с тем она не представляет видеозаписи, из которой было бы видно, что она действительно обращается к сотруднику полиции с просьбой выпустить ее за пределы оцепления, но ей не отвечают, либо отвечают отказом.
Разрешая вопрос об административном наказании ФИО1, отмечаю следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 4.1 КоАП РФ).
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" изложена правовая позиция: при решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях лицу административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Определяя вид и размер наказания, учитываю общественную опасность совершенного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства при которых оно было совершено, личность ФИО1, ее отношение к содеянному, семейное и имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о необходимости назначения ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности в силу характера и обстоятельств совершенного правонарушения не имеется.
Срок привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья,
постановил:
признать ФИО1 ФИО10 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Удмуртской Республике (ОП № 2 по Октябрьскому району г. Ижевска Удмуртской Республики), р/с <***> в Отделении – НБ Удмуртская Республика, БИК 049401001, ИНН <***>, КПП 184001001, ОКТМО 94701000, КБК 18811601201019000140, УИН 18880418210006657935.
Разъяснить, что в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предоставленных в соответствии со статьёй 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При неуплате штрафа в указанный срок, штраф взыскивается в принудительном порядке, кроме этого лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Стех Н.Э.