Дело № 5-531/2021
УИД 18RS0003-01-2021-000712-53
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Шахтин М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
установил:
<дата> в отношении Т составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в протоколе, Т в период времени с 12:20 часов до 12:50 часов принял активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на территории Центральной площади у <адрес>В по <адрес>, напротив «KFS» совместно с другими участниками несанкционированного митинга в количестве более 200 человек, часть которых держали в руках плакаты с надписями «Свободу политзаключенным!», «Вор и убийца тюрьма», «Штаб Навального в Ижевске!», игнорируя требования уполномоченных должностных лиц Управления МВД России по <адрес> о прекращении несанкционированного митинга, скандировали: «ФИО1 ВОР!» «Свободу!, Свободу!», «Позор! Позор…!», умышленно продолжил свое активное участие в несогласованном публичном мероприятии – несанкционированном митинге, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона <номер> – ФЗ от <дата> «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Т в судебном заседании вину не признал. Пояснил, что <дата> точное время не помнит, шел в Центр современной драматургии, чтобы посмотреть презентацию уникального проекта «Тик-Ток Парк» через <адрес>. Увидел на площади своих знакомых и решил с ними поговорить. При этом им говорил, что надо отсюда уходить, иначе привлекут к административной ответственности. В этот момент сотрудники полиции окружили и встали в оцепление. Выполнить требование сотрудников полиции не смог, так как находился внутри оцепления. При доставлении в отдел полиции был составлен протокол о доставлении. Составлен <дата> в 12 час. 30 мин. Затем в 17 час. 08 мин. составлен протокол об административном правонарушении от <дата> в период времени с 12 час. 20 мин. по 12 час.50 мин. якобы принимал участие в несогласованном митинге. В данном протоколе дал пояснения, которые в настоящий момент не изменились.
В судебном заседании защитник – адвокат Ф доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, поддержала в полном объеме, просила прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.20 КоАП РФ. Заявила ходатайство согласно которому просила признать недопустимыми протокол о доставлении от <дата>, и рапорт сотрудника полиции ФИО2, поскольку оформлены с нарушением закона. Указала, что протокол о доставлении составлен 31.01.2021г. в 12 час. 30 мин. Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> указано, что Т принимал участие в несогласованном митинге с 12 час. 20 мин. по 12 час. 50 мин. Исходя из материалов дела Т сотрудники полиции удерживали в отделе полиции более 3 часов. Указанные действия сотрудников являются незаконными, влекут за собой самостоятельные основания для отмены протокола об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении, рапортах незаконно отражено событие административного правонарушения, которое в действительности отсутствовало. Т участником несогласованного публичного мероприятия в форме митинга не являлся. В протоколе дана неверная квалификация по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, так как данная норма исходя из смысла ст.20.2 КоАП РФ, Постановления ВС РФ распространяется только на публичные мероприятия, в отношении которых подано уведомлении об их проведении. Просит признать, что доказательства, а именно протокол о доставлении от <дата>, протокол об административном правонарушении от 31.01.2021 года, рапорты, имеющиеся в материалах дела, получены с нарушением закона, которые не могут быть использованы в качестве доказательств.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Статьёй 3 этого же Федерального закона установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статья 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 5).
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как следует из писем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики каких-либо уведомлений о проведении публичного мероприятия в 12:00 часов 31 января 2021 года у здания Дома Правительства Удмуртской Республики или на Центральной площади города Ижевска не поступало.
Тем самым, Т принял участие в несогласованном публичном мероприятии, имевшем место <дата> в период времени с 12:20 часов до 12:50 часов на Центральной площади города Ижевска в форме несанкционированного митинга. Был задержан сотрудниками полиции. Согласно протоколу о доставлении. Был доставлен <дата>. Ошибочное указание сотрудниками полиции времени участия Т в протоколе об административном правонарушении, а также протокола о доставлении, рапорта, периода времени с 12.20 час. до 12.50 час. не влечет за собой признания материалов дела недопустимыми доказательствами, поскольку составлены уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, являются относимыми и допустимыми, подтверждены иными доказательствами, в том числе видеозаписью. При просмотре видеозаписи Т опознал себя и не отрицал факт своего задержания. Доводы о нахождении в отделе полиции более 3 часов не относятся к предмету рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, суд доводы не оценивает данные доводы как подлежащими исключению из числа доказательств.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Часть 4 указанной нормы запрещает участнику публичного мероприятия скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Из имеющихся в деле видеоматериалов следует, что во время проведения <дата> митинга на Центральной площади <адрес> сотрудниками полиции через голосовой усилитель доводилось до сведения участников митинга об отсутствии согласования данного публичного мероприятия с органами исполнительной власти. Участники митинга были оповещены о необходимости прекратить публичное мероприятие, нарушение общественного порядка и разойтись. Несмотря на это, Т находясь в непосредственной близости от сотрудника полиции, оповещавшего участников, и явно воспринимая смысл исходящей информации, территорию проведения публичного мероприятия не покинул, продолжая выкрикивать лозунги на протяжении не менее пяти минут.
Факт совершения Т вменяемого ему правонарушения и его виновность в совершении данного правонарушения нашли своё подтверждение при рассмотрении дела собранными по делу доказательствами:
- фактическими данными, имеющимися в протоколе об административном правонарушении от <дата>; протокол составлен уполномоченным должностным лицом, в нём указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья, предусматривающая административную ответственность; Т с протоколом ознакомлен, копия протокола ему вручена, процессуальные права разъяснены, о чём свидетельствует его подпись;
- рапортом полицейского мобильного взвода 2 роты ПППСП УМВД России по <адрес> мл. сержантом полиции К о выявленном факте правонарушения.
Рапорт составлен должностным лицом в рамках должностных обязанностей, причиной составления рапорта послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок составления рапорта соблюден, оснований для признания данного доказательства недопустимыми по рассматриваемому делу не имеется;
- объяснениями очевидцев несогласованного публичного мероприятия;
- видеозаписями нарушения, имеющимися в материалах дела, из которых усматривается присутствие Т на несогласованном публичном мероприятии, имевшем место в дневное время <дата> на Центральной площади <адрес>, что самим Т не оспаривается;
- осмотром при рассмотрении дела видеозаписи, из которой усматривается, что на протяжении не менее 6 минут Т, находясь в непосредственной близости от сотрудника полиции, оповещавшего участников митинга об отсутствии согласования данного публичного мероприятия и об ответственности, наступающей в случае нарушения требований сотрудника полиции, мероприятие не покин<адрес> доказательство не противоречит требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований полагать, что видеозапись смонтирована, содержит недостоверные сведения, не относится к событию правонарушения, не имеется. Видеосъёмка детально отражает события, изложенные в протоколе об административном правонарушении, и согласуется с другими сведениями, имеющимися в материалах дела;
Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам не имеется.
Факт того, что Т изначально был проинформирован о незаконности данного мероприятия подтверждается материалами дела, в т.ч. видеозаписью.
В соответствии с пунктом 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что Т, зная об отсутствии согласования публичного мероприятия с органами исполнительной власти Удмуртской Республики, принял в нём участие, несмотря на требование сотрудников правоохранительных органов, не прекратил участие в публичном мероприятии, проведённом в форме митинга в период времени с 12:20 часов до 12:30 часов <дата> на Центральной площади города Ижевска Удмуртской Республики, в связи с чем, его действия подлежат квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, либо влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Санкция части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.
При определении Т вида и размера наказания судьёй учитываются конкретные обстоятельства дела, степень вины и характер общественной опасности совершённого правонарушения, а также личность виновного, его отношение к содеянному, семейное и имущественное положение.
Смягчающим ответственность обстоятельством является совершение правонарушения впервые, отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Принимая во внимание изложенное, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, судья считает необходимым назначить Т наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Т признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Удмуртской Республике (ОП № 2 по Октябрьскому району г. Ижевска Удмуртской Республики), р/с <номер> в Отделении – НБ Удмуртская Республика, БИК <номер>, ИНН <номер>, КПП <номер>, ОКТМО <номер>, КБК <номер>, УИН <номер>.
Разъяснить, что в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предоставленных в соответствии со статьёй 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При неуплате штрафа в указанный срок, штраф взыскивается в принудительном порядке, кроме этого лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.В. Шахтин