Дело № 5-5342/2020
61RS0022-01-2020-012529-43
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О назначении административного наказания
30 декабря 2020 г. г. Таганрог
29 декабря 2020 г. Резолютивная часть
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Романенко С.В.
с участием заместителя Таганрогского транспортного прокурора Куракова А.А.
представителей АО «Таганрогский морской торговый порт» ФИО1 по доверенности от 13.08.2020 г., ФИО2 по доверенности от 29.12.2020 г.
рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении
АО «Таганрогский морской торговый порт»
ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
АО «Таганрогский морской торговый порт», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, не выполнило мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
Так, с 01.10.2020 г. по 03.10.2020 г. и 14.10.2020 г. теплоход «Мустай Карим» ООО «ВодоходЪ» осуществлял швартовку и стоянку у причала № 8 АО «Таганрогский морской торговый порт» по адресу: <адрес>,с высадкой 260 пассажиров и посадкой 203 пассажиров (01.10.2020 г.) и с высадкой и посадкой 114 пассажиров (14.10.2020 г.). Перемещение пассажиров судна «Мустай Карим» осуществлялось через резервный автомобильный въезд № 5-а. При этом обществом не выполнены установленные законодательством требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1638.
Тем самым общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, по квалифицирующему признаку: «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния».
Эти обстоятельства установлены в ходе надзорных мероприятий, проводимых Таганрогской транспортной прокуратурой.
В ходе рассмотрения дела помощник Таганрогского транспортного прокурора Кураков А.А. требования о привлечении юридического лица к административной ответственности подтвердил, сослался на доказательства, представлены в материалах дела.
Представители АО «Таганрогский морской торговый порт» ФИО1 и ФИО2 действующие па основании доверенностей вину в совершении вменяемого правонарушения не признали. В возражениях на вменяемые нарушения заявили, что обществом были выполнены все указанные требования законодательства в области транспортной безопасности, в том числе Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Сообщили суду, что доступ автомобильного транспорта на территорию ОТИ осуществляется через два автомобильных въезда: №1а (КПП №2) и 5а (резервное КПП). Автомобильный въезд 5а используется как резервный въезд, в том числе для проезда спец, транспорта и доставки на территорию ОТИ негабаритных грузов, а также используется, как эвакуационный въезд-выезд. Сославшись на отчет «О дополнительной оценке уязвимости ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО 1 М ГП утвержденном начальником Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта (ФАМРТ) от 18.11.2016 в разделе 4.3.4 Транспортная инфраструктура».
Пояснили, что при разработке плана обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), данные вышеуказанного отчета по действию резервного КПП, были внесены в действующий План. Что. по мнению представителей общества, дает ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП» право использовать данное КПП при возникновении производственной необходимости.
В конце июня 2020 г. у общества возникла производственная необходимость в работе резервного КПП (5а), обусловленная увеличением объемов погрузочных работ, скоплением грузового автотранспорта на прилегающей территории основного автомобильного въезда (1а-КПП №2).
29.06.2020г. между АО «ТМТП» и ФГУП «УВО Минтранса России» было заключено Дополнительное соглашение №1 к договору №18/2 от 09.01.2020г. «Об оказании услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс АО «Таганрогский морской торговый порт» от актов незаконного вмешательства», которое вступило в силу с 06.07.2020г., действовало до 31.10.2020г. и предусматривало задействование резервного КПП (5а) в работе предприятия.
В связи с неоднократным обращением компании ООО «ВодоходЪ» о приеме на территории АО «ТМТП» теплохода «Мустай Карим» с пассажирами на борту в сентябре- октябре 2020г., выходом их за пределы ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП» и с последующим возвращением на теплоход, АО «ТМТП» были проведены следующие мероприятия:
В адрес заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта ФИО3 было направлено письмо о возможности приёма АО «ТМТП» теплохода «Мустай Карим» к причалу №8, входящим в объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) «Универсальный перегрузочный комплекс» АО «ТМТП», без изменения категории объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ), проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ТБ ОТИ), а также технического дооснащения, в соответствии с действующим законодательством по транспортной безопасности.
На основании данного обращения и в соответствии с абзацем 8 подпункта 9 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»
Обществом был разработан, согласован и утвержден «План временного технологического взаимодействия сил обеспечения транспортной безопасности теплохода «Мустай Карим» и сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) «Универсальный перегрузочный комплекс АО «Таганрогский морской торговый порт» и принятие дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности при приеме теплохода на причале №8, высадки и посадки пассажиров в соответствии с требованиями транспортной безопасности в период сентябрь-октябрь 2020г.».
Было организовано технологическое взаимодействие сил обеспечения транспортной безопасности теплохода «Мустай Карим» и ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП» по приему теплохода на причале №8. высадке и посадке пассажиров в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности. Заход теплохода «Мустай Карим» был согласован с УФСБ РФ по РО и руководством КПП ФСБ РФ «Таганрог-Морской порт». Прием теплохода «Мустай Карим» АО «ТМТП» 01.10.2020г. был осуществлен при неблагоприятных погодных условиях в Таганрогском заливе.
В Плане обеспечения транспортной безопасности (Г10ТБ) на постоянной основе предусмотрены штатные процедуры повседневной деятельности основного КПГ1-2 (№1а) и резервного КИП (5а) на временной основе, в связи с чем, были разработаны и приняты следующие меры но использованию резервного КПП в рамках законодательства по транспортной безопасности: техническое оснащение резервного КПП осуществлено в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности и Планом технического взаимодействия. Также, на период использования, резервный КПП был оборудован инженерно-техническими средствами досмотра, в том числе средствами радиационного контроля, средствами принудительной остановки транспортных средств, газоанализатором. Видеонаблюдение. Было организовано дежурство.
Пропуск автотранспортных средств через резервное КПП осуществлялся работниками подразделения транспортной безопасности.
В связи с тем, что в организационно-распорядительных документах отсутствовали мероприятия по обслуживанию морских судов, осуществляющих пассажирские перевозки, был разработан «План временного технологического взаимодействия сил обеспечения транспортной безопасности теплохода «Мустай Карим» и сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) «Универсальный перегрузочный комплекс АО «Таганрогский морской торговый порт» и принятие дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности при приеме теплохода на причале №8. высадки и посадки пассажиров в соответствии с требованиями транспортной безопасности в период сентябрь-октябрь 2020г.»). с задействованием резервного КПП. в соответствии с прилагаемой схемой и утвержден Управляющим директором АО «ТМТП».
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, а также представленный в судебное заседание План обеспечения транспортной безопасности АО «ТМТП», суд отклоняет доводы общества следующим основаниям:
В ходе надзорных мероприятий, проводимых Таганрогской транспортной прокуратурой установлен факт заключения 29.06.2020 г. между АО «ТМТП» и ФГУП «УВО Минтранса России» дополнительного соглашения № 1 к договору от 09.01.2020 № 18/2 об оказании услуг по защите ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП» от актов незаконного вмешательства. В соответствии с данным соглашением предусмотрено использование резервного КПП для въезда на территорию АО «ТМТП» и выезда с его территории лиц и транспортных средств, а также ввоза на территорию и вывоза с нее грузов, товаров и животных по установленным документам, пропускам, (в том числе электронным пропускам), с проведением наблюдения и собеседования, а также всех видов досмотра (при необходимости), в целях соблюдения законодательства РФ о транспортной безопасности. Указанное дополнительное соглашение действовало с 06.07.2020 г. по 31.10.2020 г.
Аналогичные дополнительные соглашения заключались АО «ТМТП» с ФГУП «УВО Минтранса России» в 2018 и в 2019 годах.
С 01.10.2020 г. по 03.10.2020 г. и 14.10.2020 г. теплоход «Мустай Карим» ООО «ВодоходЪ» осуществлял швартовку и стоянку у причала № 8 АО «ТМТП» с высадкой 260 пассажиров и посадкой 203 пассажиров (01.10.2020 г.) и с высадкой и посадкой 114 пассажиров (14.10.2020 г.). Перемещение пассажиров судна «Мустай Карим» осуществлялось через резервный автомобильный въезд № 5-а.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Частями 1 и 4 ст. 9 Закона о транспортной безопасности установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования), которые действовали по состоянию на период с 01.10.2020 - 14.10.2020.
Подпунктом 9 п. 5 Требований определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры:порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие, включающее обслуживание транспортных средств, осуществление погрузочно-разгрузочных операций, посадку и высадку пассажиров (далее - технологическое взаимодействие);
схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее частей, секторов, критических элементов объекта транспортной инфраструктуры и постов объекта транспортной инфраструктуры;
- схема размещения технических систем и средств досмотра, включающего мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения транспортной безопасности, по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материально-технических объектов (далее - объекты досмотра), направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с ч. 13 ст. 12.2 Закона о транспортной безопасности, предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения), а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть (далее - досмотр), на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Однако, план обеспечения транспортной безопасности АО «ТМТП», в том числе вышеуказанные организационно-распорядительные документы не предусматривают мероприятия по обеспечению транспортной безопасности при обслуживании морских судов, осуществляющих пассажирские перевозки. Так, руководителем отдела режима и контроля АО «ТМТП» ФИО2 и начальником отдела безопасности ООО «Водоход» ФИО4 подписан План временного технологического взаимодействия сил обеспечения транспортной безопасности теплохода «Мустай Карим» и сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП» и принятия дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности при приеме теплохода на причале № 8, высадки и посадки пассажиров в соответствии с требованиями транспортной безопасности в период сентябрь- октябрь 2020 года.
При этом, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные указанным планом временного технологического взаимодействия, отсутствуют в плане обеспечения транспортной безопасности АО «ТМТП». Планом обеспечения транспортной безопасности АО «ТМТП» подобное использование резервного въезда не предусмотрено. Так, в соответствии с п. 2.2.1 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП», утвержденной приказом АО «ТМТП» от 13.12.2016 № 1095, определено, что в зону транспортной безопасности ОТИ АО «ТМТП», находящуюся в границах периметрального ограждения и оборудованную на входах в нее КПП, проход (проезд) физических лиц (транспортных средств) и пронос (провоз) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещение животных осуществляется через штатные КПП №№ 1-3. Согласно указанного плана резервный въезд на территорию АО «ТМТП» КПП не оборудован, средства для проведения досмотровых мероприятий, принудительной остановки автотранспорта и т.д. на нем отсутствуют.
В соответствии с п.п. 15 и 16 п. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан незамедлительно информировать Федеральное агентство морского и речного транспорта о планируемых изменениях технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры и (или) плана объекта транспортной инфраструктуры. При изменении технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана объекта транспортной инфраструктуры, необходимо обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и представление на утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 9, 15, 16 п. 5 действующих с 22.10.2020 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1638.
Указанные требования АО «ТМТП» не выполнены. Действия АО «ТМТП» по несоблюдению требований транспортной безопасности носят умышленный характер, поскольку лицо осознавало характер и последствия совершаемых действий по организации обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в порядке, не соответствующем плану обеспечения транспортной безопасности объекта, сознательно допустило на нарушения законодательства.
При таких обстоятельствах в действиях юридического лица - АО «Таганрогский морской торговый порт» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, по квалифицирующему признаку: «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния».
Таким образом, доводы представителей общества опровергаются вышеприведенными доказательствами.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 декабря 2020 г., Планом обеспечения транспортной безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» в осмотренном в ходе судебного заседания, представленными в материалы дела копиями договором об оказании услуг от 01.01.2020 г. с счетом на оплату, актом приема-передачи выполненных работ от 01.01.2002 г., планом временного технического взаимодействия сил обеспечения транспортной безопасности, согласованным 24 сентября 2020 г., дополнительными соглашениями к договорам об оказании услуг по защите транспортной инфраструктуры порта от 08.05.2018 г., другими материалами дела.
Тем самым АО «Таганрогский морской торговый порт» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, по квалифицирующему признаку: «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния».
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 названного Кодекса, совершенное умышленно, влечет административную ответственность по части 3 указанной статьи.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленным бездействием субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчика, на которых возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности, в данном случае на АО «Таганрогский морской торговый порт» (субъекта транспортной инфраструктуры).
Санкция данной нормы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правонарушение является длящимся, совершено в период сентябрь-октябрь 2020 года, окончено 31.10.2020 г., в части фактического допуска пассажиров морского судна с нарушением требований транспортной безопасности - 14.10.2020 г.
Местом совершения правонарушения - место нахождения объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перевалочный комплекс» АО «Таганрогский морской торговый порт»: <адрес>
При назначении наказания суд исходит из того, что назначение наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу, считает возможным назначить АО «Таганрогский морской торговый порт» наказание в виде административного штрафа без конфискации предметов административного правонарушения. Полагаю, что при этом цели административного наказания будут достигнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ :
Признать АО «Таганрогский морской торговый порт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН <***>, КПП 616701001, ОКТМО 60701000, УФК по Ростовской области (Южная транспортная прокуратура) расчетный счет <***> в Отделении по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, БИК 046015001,
Предупредить АО «Таганрогский морской торговый порт», что неуплата штрафа в установленный законом срок является административным правонарушением, предусмотренным ст. 20.25 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Романенко С.В.