ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-535 от 14.11.2018 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

Дело № 5-535 (2018 г.)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Ноябрьск ЯНАО 14 ноября 2018 года

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Автодорсервис», юридический адрес: 629830, г.Губкинский, ЯНАО, мкр.2, дом 35, (зарегистрировано 11.01.2001 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой №1 по Ямало-Ненецкому автономного округу, ИНН <***>, КПП , ОГРН <***>),

У С Т А Н О В И Л:

По ходе проведения административного расследования, возбужденного 16.07.2018 года по ст.8.2 КоАП РФ начальником отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г. Ноябрьске Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО ФИО1 - 19 сентября 2018 года было установлено, что МУП «Автодорсервис» в нарушении части 1 статьи34, части 1 статьи39, статьи51Федерального закона от1001.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи11, части 7 статьи12Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», осуществляет деятельность по сбору, размещению отходов I-V классов опасности, транспортированию отходов III-IV классов опасности на полигоне ТБО и ТПО в г. Губкинский. Участок складирования ТБО на полигоне ТБО и ТПО г.Губкинский в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. Предприятием не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, не предоставлена программа мониторинга и отчет о результатах мониторинга за 2017 год. Полигон ТБО и ТПО г.Губкинский находится в водоохранной зоне реки ..., оказывает негативное воздействие на указанный водный объект. Указанные МУП «Автодорсервис» нарушения влекут административную ответственность предусмотренную ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем 24.09.2018 года в отношении МУП «Автодорсервис» составлен протокол по делу об административном правонарушении .

В судебном заседании должностное лицо, составивший протокол об административном правонарушении ФИО1 поддержал доводы, изложенные в протоколе. В дополнении указал, что административный протокол был направлен в суд для рассмотрения в виду необходимости назначения предприятию наказания в виде административного приостановления деятельности, поскольку полагает предприятием совершается правонарушения повторно.

Законный представитель юридического лица МУП «Автодорсервис», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебном заседании пояснил, что полигон с отходами передали предприятию только в 2017 году, никаких документов по размещению отходов на момент передачи не было, в связи с чем они проделали большую работу по документированию полигона. Поскольку внесения участков размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов требует значительного промежутка времени, то на момент очередной проверки должностного лица, участок складирования ТПО был внесен в Реестр, а участок складирования ТБО нет. Документы по внесению в Реестр были направлены в Минприроды России, но данных о внесении в Реестр по ТБО нет. По указанному нарушению их уже ранее привлекали к административной ответственности. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды проводится, программа производственного экологического контроля имеется. Доказательств свидетельствующих о нахождении полигона ТБО и ТПО г.Губкинский в границах береговой полосы реки ... не имеется. Доказательств сброса отходов в реку также не имеется. Пробы взяты были без участия предприятия, не установлено где именно.

Выслушав законного представителя юридического лица МУП «Автодорсервис», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статьям 2 и 15 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» последнее обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Соответствующие контролирующие функции возложены на органы Роспотребнадзора.

Согласно положениями Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования указанного Закона об отходах, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что 16 июля 2018 года на основании обращения гражданина было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование, в ходе, которой установлено, что МУП «Автодорсервис» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТБО в г. Губкинский не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов.

У МУП «Автодорсервис» г.Губкинский имеется лицензия от 14.07.2017 на осуществление деятельности по сбору отходов I-IV классов опасности, транспортированию отходов III-IV классов опасности, размещению отходов IV классов опасности.

Согласно конкретным адресам мест осуществления деятельности указанным в приложении к лицензии, деятельность по размещению отходов IV классов опасности осуществляется Предприятием по адресам: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Губкинский, промышленная зона полигон ТБО и ТПО (участок складирования отходов ТПО); ЯНАО, г.Губкинский, промышленная зона полигон ТБО и ТПО (участок складирования отходов ТБО).

Согласно характеристике объекта размещения отходов (ОРО) «Участок складирования ТПО» на полигоне ТБО и ТПО г. Губкинский, по результатам инвентаризации проведенной в 2017 году на объекте размещено всего ... м3 отходов. Назначение ОРО - Захоронение отходов. Основными видами отходов размещенными на ОРО являются: Отходы асбоцемента в кусковой форме (код ФККО ); Отходы асбеста в кусковой форме (код ФККО ); Отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в виде пыли (код ФККО ); Отходы резиноасбестовых изделий незагрязненные (код ФККО ); Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами содержание менее 5%) (код ФККО ); Мусор и смет уличный (код ФККО ): Мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО ); Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (код ФККО ); Смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО ); Древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО ); Мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО ); Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО ). Площадь – ... м2. Эксплуатацию осуществляет МУП «Автодорсервис» г. Губкинский.

Согласно Государственному реестру объектов размещение отходов «Участок складирования ТПО» на полигоне ТБО и ТПО г.Губкинский внесен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора от 25.04.2018 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» под номером

Как следует из характеристики объекта размещения отходов (ОРО) «Участок складирования ТБО» на полигоне ТБО и ТПО г. Губкинский, по результатам инвентаризации проведенной в 2017 году на объекте размещено всего ... м3 отходов. Назначение ОРО - Захоронение отходов. Основными видами отходов, размещенными на ОРО являются: отходы поливинилхлорида в виде пленки и изделий из нее незагрязненные (код ФККО ), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО , отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО ). Площадь - ... м2. Эксплуатацию осуществляет МУП «АВТОДОРСЕРВИС» г. Губкинский.

Согласно Государственному реестру объектов размещения отходов опубликованному на доступном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по адресу: ... «Участок складирования ТБО» на полигоне ТБО и ТПО г.Губкинский в данном реестре отсутствует.

Статьей11Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иныхобъектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризацииобъектовразмещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей8.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями, установленными частями 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Судом установлено и не оспаривается МУП «Автодорсервис», что полигон ТБО используется для размещения отходов, несмотря на то, что не внесен в Реестр объектов размещения.

Однако это не указывает на злоупотребление и повторность, поскольку материалы административного дела содержат данные о том, что с момента передачи полигона предприятию с 2017 года оно направляет пакет документов в Росприроднадзор по ЯНАО на включение объекта размещения отходов «Участок складирования ТБО» согласно письма от 26.09.2017 года , от 03.05.2018 года , от 14.06.2018 года .

Время прохождения процедуры включения объекта размещения отходов в Реестр, не зависит от Предприятия «Автодорсервис».

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Поскольку договором аренды земельного участка от 24 ноября 2017 года Департаментом по управлению муниципальным имуществом г.Губкинский, действующий от имени муниципального образования г.Губкинский передал Муниципальному унитарному предприятию «Автодорсевис» в аренду во временное владение и пользование земельный участок, находящихся в собственности муниципального образования г.Губкинский (площадь участка складирования отходов ТБО на полигоне ТБО и ТПО (... кв.м.); площадь участка складирования отходов ТПО на полигоне ТБО и ТПО (... кв.м.); площадь участка, занятого полигоном по обезвреживанию бытовых отходов (... кв.м.), площадь участка, занятого автомобильной дорогой (... кв.м.), для размещения и эксплуатацию производственных объектов, то Предприятие должно проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Согласно п.5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 04.03.2016 , для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно п.6 Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно служебной записки от 15 августа 2018 года ВрИО начальника отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности в городе Ноябрьск ФИО3 в адрес Управления от МУП «Автодорсервис» не поступала программа мониторинга состояния и загрязнения на окружающую среду за 2017 год и отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в г.Губкинский и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2017 год.

Предоставленная Предприятием суду Программа производственного контроля не является программой мониторинга состояния и загрязнения на окружающую среду, а также отчетами о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в г.Губкинский, установленная вышеуказанным Порядком.

Таким образом, судом установлено, что такой Программы у Предприятия нет, отчеты о результатах мониторинга не предоставлялись.

Вменяемое нарушения в части указания «полигон ТБО и ТПО г.Губкинский находится в водоохранной зоне реки ..., оказывает негативное воздействие на указанный водный объект» подлежит исключение из состава данного правонарушения.

Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержден Приказом Минприроды России от 31.08.2015 .

Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, утвержден Приказом Минприроды России от 25.05.2015 .

Акт от 25 июня 2018 года составлен в соответствии с данным Порядком.

Однако, выводы должностного лица о том, что полигон ТБО и ТПО г.Губкинский оказывает негативное воздействий на водный объект реки Етуяха являются предположением.

Из самого Акта от 25 июня 2018 года следует, что в ходе натурного осмотра в районе полигона ТБО г.Губкинского обнаружено в непосредственной близости от тела полигона протекают ручьи неизвестного происхождения.

При этом фототаблица сделана без привязки к местности, координаты, отраженные в акте обследования указаны без наложения на местность, позволяющие определить место происхождения ручьев неизвестного происхождения и привязать к полигону.

Как указал представитель МУП «Автодорсервис» в судебном заседании к местности, отраженной в Акте не добраться с другой стороны полигона, не проходя сам полигон. На самом полигоне должностных лиц, отраженных в Акте не было. Представленные фотографии не отражают сам полигон, который находится в пользовании Предприятия. Происхождения ручьев, впадающих в реку ..., не отражено.

В акте рейдового осмотра отражено ручьи протекают вблизи тело полигона, насколько вблизи, где их начало, и какое отношение эти ручьи имеют к полигону не известно.

При осмотре самого полигона должностным лицом ФИО1 05 сентября 2018 года заборы пробы воды и почвы не производились, чтобы установить негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на ближайший водоем реку ... (о которой указано в Акте рейдового осмотра).

По результатам отобранных проб (вода открытого водоема, замеры атмосферного воздуха и на границе СЗЗ, воздух с рабочей зоны на карте ТБО, почва на границе карты ТБО), специалистом-экспертом ТО Управления Ропотребнадзора по ЯНАО в г.Губкинский от 2 августа 2018 года в рамках возбужденного административного дела по ст.6.3 КоАП РФ соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, в связи с чем производство по делу было прекращено, (постановление о прекращении дела об административном правонарушении от 21.08.2018 года ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г.Губкинский ФИО4).

Кроме того, из указанного Постановления следует, что согласно сведениям из государственного водного реестра на территории городского полигона имеется поверхностный водный объект – р...., протяженностью ... км., граница водоохраной зоны составляет ... метров. В соответствии с п.2 ч.4 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров. Рабочая карта ТБО и ТПО расположена на расстоянии ... метров от реки ..., о чем в материалах административного дела имеется видеосъемка измерения, отобранные пробы (река, атмосферный воздух, почва) соответствуют гигиеническим нормативам.

Таким образом, негативного воздействия на окружающую среду действиями МУП «Автодорсервис» по размещению отходов не установлено, влекущее административное приостановление деятельности как просило должностное лицо.

В остальном событие административного правонарушения и вина юридического лица подтверждается совокупностью представленных доказательств.

Доводы представителя МУП «Автодорсервис» о том, что за не включение в Реестр размещение отходов Предприятия наказывали, не может служить основанием для прекращения производство по делу, поскольку правонарушения длящееся.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи28.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом при составлении протокола правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.

Нарушений норм материального права и норм процессуального права со стороны должностного лица судом не установлено.

Все доказательства по делу получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия МУП «Автодорсервис» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкцией статьи8.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания учитываются конкретные обстоятельства настоящего дела, характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность (приведения нормативных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства со стороны Предприятия), отягчающих ответственность (привлечение к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ постановлениями от 28.03.2018 года и 16.04.2018 года).

Также судом учитывается и тот факт, что на территории г.Губкинского это единственное лицензируемое предприятие, которое принимает, размещает отходы на полигоне, в связи с чем приостановления деятельности как просит должностное лицо, приведет к экологической катастрофе, негативному воздействию на окружающую среду неконтролируемым, беспорядочным вывозом отходов.

Принимая во внимание изложенное, учитывая в полной мере обстоятельства данного дела, а также характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, специфику деятельности и общественную значимость Предприятия, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым определить размер назначенного административного штрафа в размере 111000 рублей.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи4.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Автодорсервис» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 111 000 (сто одиннадцать тысяч) рублей.

Реквизиты на перечисление штрафа: Получатель:

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий ...

...

...

...

...

...

...