ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-537/2022 от 14.09.2022 Серовского районного суда (Свердловская область)

66RS0051-01-2022-001939-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Свердловская область г.Серов 14 сентября 2022 года ул.Кирова, д.1

Судья Серовского районного суда Свердловской области Воронкова И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении №5-537/2022 в отношении ООО «Тура-Лес» по ч.1 ст.12.24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

с участием защитника лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении – Федотовой Т.А., действующей на основании доверенности (05) от ДД.ММ.ГГГГ, должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении – Банных А.А.

УСТАНОВИЛ:

В Серовский районный суд Свердловской области от должностного лица – государственного инспектора БДД группы технического надзора ОГИБДД ИО МВД России «Серовский» Банных А.А. поступил административный материал, включая протокол по делу об административном правонарушении от 04.07.2022, согласно которому 17.06.2022 в 13 часов 00 минут по адресу: Свердловская , ООО «ФИО2-Лес» нарушило правила перевозки опасных грузов, не выполнив возложенные на него обязанности, предусмотренные главой 1.4 приложения «А» ДОПОГ «Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR), (заключенного в г. Женеве 30.09.1957). Перевозку опасного груза, дизельного топлива код ООН: 1202, в цистерне на транспортном средстве 4672G4 – 10 (КАМАЗ), государственный регистрационный знак М008ОС/196, осуществлял водитель Фахретдинов М.М., в нарушение п.23.5 «Перевозка грузов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения»; п.8.1.2.2, п.9.1.3, п.8.1.4.4, п.8.1.4.5 ДОПОГ, не имея свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, также отсутствовали поверенные огнетушители, срок поверки огнетушителей на дату остановки транспортного средства истек. Таким образом, юридическим лицом ООО «Тура-Лес» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, что квалифицируется по ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитник лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Федотова Т.А., при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде с вменяемым правонарушением согласилась. Пояснила, что протокол по делу об административном правонарушении, с внесенными в него изменениями был получен. При назначении наказания просила учесть устранение юридическим лицом нарушений в кратчайший срок, разрешение ДОПОГ получено, огнетушители поверены, а также тяжёлое имущественное и финансовое положение юридического лица, что подтверждается бухгалтерским балансом, сведениями о доходах в связи с чем просит о снижении размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи ниже низшего предела.

Должностное лицо Банных А.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснил, что составлял протокол об административном правонарушении от 04.07.2022, был установлен факт нарушения юридическим лицом требований Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, выразившийся в отсутствии соответствующего разрешения на перевозку опасных грузов, при этом у водителя разрешение на перевозку опасных грузов имелось, нарушений в данной части не установлено. Отметил, что была проведена проверка на автозаправочной станции, установлено, что принадлежащее ООО «Тура-Лес» вышеуказанное транспортное средство заправлялось топливом несколько раз, но, к ответственности по данным фактам, юридическое лицо привлечено не было. На день проверки было достоверно установлено, что транспортное средство ООО «Тура Лес» перевозило дизельное топливо, относящееся к опасным грузам. Просил учесть, что именно для исключения спора, было проведено административное расследование, относительно установления факта заправки транспортного средства ООО «Тура-Лес» дизельным топливом, направлен запрос на нефтебазу, была предоставлена выписка из журнала, согласно которой заправка в указанный день 17.06.2022 действительно состоялась. Огнетушители в наличии имелись, но, срок их поверки истек, что подтверждается данными диагностической карты Действительно по факту нарушения был составлен протокол об административном правонарушении, который был вручен механику организации, доверенности который не имел. В последующем на основании определения суда были устранены недостатки протокола, а именно дата его составления. Протокол направлен по адресу местонахождения юридического лица и последним получен. Относительно возможного снижения размера административного штрафа, оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Судья, заслушав объяснение защитника Федотовой Т.А., должностного лица Банных А.А., исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

Определением от 20.06.2022 должностным лицом было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

04.07.2022 должностным лицом составлен протокол по делу об административном правонарушении.

Определением от 13.07.2022 дело направлено для рассмотрения по подведомственности в Серовский районный суд Свердловской области.

Согласно ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.1 – ч.2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

В связи с тем, что ООО «Тура-Лес» находится в другом населенном пункте Свердловской области (г.Верхняя Тура), тогда как правонарушение было выявлено в г.Серове Свердловской области, должностным лицом, были истребованы материалы, объяснения от указанной организации по месту её нахождения, а также доказательства от Серовского цеха Нижнетагильской нефтебазы относительно предоставления копий журнала учета прохождения бензовозов на нефтебазу транспортного средства 4672G4-10 (КАМАЗ), согласно ответа 12.07.2022 должностному лицу была предоставлена выписка из журнала о том, что 17.06.2022 указанное транспортное средство действительно заправлялось в Серовском цехе Нижнетагильской нефтебазы дизельным топливом. Также от ООО «Тура-Лес» были представлены документы на транспортное средство, договоры, объяснения должностных лиц.

Определением от 20.07.2022 судьи Серовского районного суда Свердловской области протокол должностного лица с материалами к нему был возвращен для устранения недостатков, в части даты составления протокола и его направления юридическому лицу.

В соответствии с ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу п.23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Согласно п.п.1.4.1.1 ДОПОГ участники операции по перевозке опасных грузов, должны принимать надлежащие меры безопасности в зависимости от характера их масштаба предполагаемой опасности с целью избежать ущерба и травм и, при необходимости, свести их к минимуму. В любом случае каждый из них должен соблюдать требования ДОПОГ в своей сфере деятельности.

Ч.1.1. ст.31 Закона N257-ФЗ Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с ч.9.3 названного закона порядок выдачи специальных разрешений, указанных в ч.1.1 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, порядок установления постоянных маршрутов таких транспортных средств, порядок переоформления и срок действия указанных специальных разрешений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее - Закон N 127-ФЗ) понятие «опасный груз» определено как вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Аналогичным образом понятие «опасный груз» определено в п.1.2 Правил дорожного движения РФ: вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

П.3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N2200 установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ, далее также - Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и данными Правилами.

Как следует из п.п.8.1.2.2 Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов на транспортной единице должны находиться документы, в том числе, свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент.

Согласно п.п.8.1.4.4, п.8.1.4.5 ДОПОГ (Приложение В) переносные огнетушители, соответствующие положениям п.8.1.4.1 или п.8.1.4.2, должны быть снабжены пломбой, свидетельствующей о том, что они не использовались. Кроме того, они должны иметь маркировку, указывающую на соответствие стандарту, признанному компетентным органом, и надпись, указывающую, по крайней мере дату (месяц, год) следующей периодической проверки или истечения максимально допустимого срока службы, в зависимости от конкретного случая. Огнетушители должны подвергаться периодическим проверкам в соответствии с утвержденными национальными стандартами с тем, чтобы гарантировать их функциональную надежность. Огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах таким образом, чтобы они в любое время были легко доступны для экипажа транспортного средства. Установка должна производиться так, чтобы огнетушители были защищены от воздействия погодных условий во избежание снижения их эксплуатационной надежности.

По смыслу п.9.1.3.1 Приложения В ДОПОГ соответствие транспортных средств установленным правилами требованиям подтверждается свидетельством о допущении к перевозке, выдаваемым компетентным органом страны регистрации на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям главы 9.2 согласно подразделу 9.1.2.1.

Как следует из материалов дела, 17.06.2022 в 13 часов 00 минут, по адресу: ходе проверки выявлено, что ООО «Тура-Лес» осуществляло перевозку опасного груза (дизельного топлива) транспортным средством марки 4672G-10 (КАМАЗ), государственный регистрационный знак М008ОС/196, под управлением водителя Фахретдинова М.М.

Так, согласно товарно-транспортной накладной от 17.06.2022 перевозилось «дизельное топливо летнее ДТ-Л-К5» в количестве 13,409 тонн, по маршруту: г.Верхняя Тура Свердловской области – г.Серов Свердловской области, при этом отсутствовало свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасного груза, выданные ООО «Тура-Лес», равно как и исправные (поверенные) огнетушители, наличие которых, предусмотрено Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами по административному делу: протоколом об административном правонарушении от 04.07.2022, объяснением директора ООО «Тура-Лес», рапортом об обнаружении события административного правонарушения от 17.06.2022, протоколом об административном правонарушении от 17.06.2022, протоколом о задержании транспортного средства от 17.06.2022, объяснением водителя Фахретдинова М.М., путевым листом, транспортной накладной, объяснением механика Пивоварова Е.А., его должностной инструкцией и свидетельством о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, договором мелкооптовой поставки нефтепродуктов от 05.03.2021, а также совокупностью иных доказательств по делу, получивших оценку по правилам ст.26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Таким образом, собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Тура-Лес» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Имеющимися доказательствами вина ООО «Тура-Лес» в совершении правонарушения по ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена судьей полностью.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Исследовав фактические обстоятельства дела и доводы участников по делу об административном правонарушении, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судья считает доказанным наличие в действиях юридического лица ООО «Тура-Лес» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения ООО «Тура-Лес» к административной ответственности по ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истёк.

При назначении административного наказания судья учитывает следующие обстоятельства по делу.

В силу ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях невозможным.

Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17.01.2013 N1-П).

Реализация Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N4-П, предусмотрела возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового (имущественного) положения ООО «Тура-Лес», и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица административное наказание в виде административного штрафа, в размере 400 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера, то есть административный штраф подлежит установлению в размере 200 000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.3.2. ст.4.1., ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь ООО «Тура-Лес» к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей с учетом положений ч.3.2. ст.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Оплату штрафа осуществлять по реквизитам:

наименование получателя платежа – Уральское ГУ Банка России (МО МВД России «Серовский»); КПП 668001001; р/с 40101810500000010010, банк получателя: Уральское ГУ Банка России, ИНН 6632002691, ОКТМО: 65756000, БИК 046577001, УИН: 18810466200500009113.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд, путем подачи жалобы в Серовский районный суд.

Судья И.В. Воронкова