Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Петрова Ю.В. (г. Симферополь, ул. Хромченко, 6 А),
рассмотрев в зале суда в <адрес> материалы дела об административном правонарушении, в отношении:
Угольникова Василия Загировича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серии 3914 №, выдан Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 900-003, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>.
по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,-
у с т а н о в и л:
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, Заместителем начальника Инспекции Угольниковым В.З. в связи с поступлением коллективного обращения жильцов <адрес>, расположенного на <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ за исх. № к-70262712 у ТСН «Тополь» истребована информация и копии документов, связанных с деятельностью юридического лица, с установлением конкретного срока их предоставления и разъяснением административной ответственности за их не предоставление. Таким образом, заместителем начальника Инспекции Угольниковым В.З. фактически проведена внеплановая документарная проверка ТСН «Тополь» в отсутствие соответствующего распоряжения (приказа) руководителя, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением закона. При этом указание в направленном ТСН «Тополь» запросе от ДД.ММ.ГГГГ № К-71562712 на обязательность представления информации в установленный срок с разъяснением административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ исключает предварительный характер проверочных мероприятий, возможность проведения которых предусмотрена ч. 3.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
Таким образом, по мнению Заместителя прокурора Республики Крым, заместителем начальника Инспекции Угольниковым В.З.совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, то есть грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Угольников В.З., будучи надлежащим образом извещенным о дне слушания дела по месту фактического проживания, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судья, заслушав представителя Прокуратуры Республики Крым ФИО4, просившего суд привлечь Угольникова В.З. к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В соответствии с частью 2 статьи 19.6.1 названного Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» далее - Закон № 294-ФЗ).
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Из ч.ч. 4.2, 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 указанного Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Из п. 44 Постановления Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 173 (ред. от 19.11.2019) "Об утверждении Положения об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым" следует, что для осуществления возложенных функций Инспекция в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции.
Из материалов дела следует, что в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым поступило коллективное обращение (инициатор ФИО5) жильцов <адрес>, расположенного на <адрес> в <адрес> о нарушении их прав.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № к-70262712 у ТСН «Тополь» Заместителем начальника Инспекции по жилищному надзору Угольниковым В.З. истребована информация и копии документов, связанных с деятельностью юридического лица ТСН «Тополь», а именно сведения об инициаторе общего собрания членов ТСН «Тополь», материалы, подтверждающие легитимность действующего председателя ТСН «Тополь», копия протокола общего собрания членов ТСН «Тополь» по вопросу избрания правления с установлением конкретного срока их предоставления и разъяснением административной ответственности за их не предоставление.
При этом под проверкой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно части 3.2 статьи 10 указанного закона, регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 этой статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Вышеизложенное в своей совокупности дает основания для вывода о том, что Угольников В.З. действовал не в рамках проверки в смысле, придаваемом ей Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а в рамках предоставленных ему полномочий по проведению мероприятий по контролю, при осуществлении которых он как должностное лицо Инспекции по жилищному надзору Республики Крым осуществлял действия по истребованию информации или документов, по получению объяснений и совершению иных подобных действий.
Действия Угольникова В.З. как заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в полной мере соответствовали его полномочиям, закрепленным в соответствующем должностном регламенте, утвержденном Председателем Совета Министров Республики Крым.
При таких обстоятельствах полагаю, что оснований для вывода о том, что Угольниковым В.З. была проведена внеплановая проверка, для осуществления которой требовалось распоряжение руководителя или заместителя руководителя у прокурора, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.
Само по себе указание в запросе от 08.09.2020г. на предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ ответственность за непредставление сведений может быть устранено путем осуществления органом прокуратуры мер реагирования, в том числе, путем вынесения соответствующего представления.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ суд пришел к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Угольникова В.З. необходимо прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, 11, 30.2- 30.8 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Угольникова Василия Загировича - прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Ю.В.Петрова