Дело № 5-539/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Тарбагатай 30 мая 2018 года
Судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Шурыгин Е.И. единолично,
при секретаре судебного заседания Акбузаевой А.А.,
с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия по доверенностям - ФИО1, ФИО2, ФИО3,
а также представителей Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» по доверенностям - ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14»,
установил:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее по тексту ПАО «ТГК-14», общество) 21.03.2018 осуществило деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности без оформленной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: ...
Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия (далее - Управление) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, норм и правил в сфере охраны окружающей среды, а также с целью выполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 15.11.2017 № Пр-2319 по выявлению и пресечению деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов, во исполнение приказа Управления от 20.03.2018 № 204 на территории полигона твердых коммунальных отходов ..., расположенного по указанному выше адресу проведен плановый рейдовый осмотр.
Согласно объяснениям водителя автотранспортного средства Х. он является работником (водителем) филиала ПАО «ТГК-14» - «Улан-Удэнский энергетический комплекс». 21.03.2018 по заданию руководства вывез отходы, образовавшиеся от уборки теплокамер, для размещения по талонам на полигоне твердых коммунальных отходов ..., расположенного по адресу ....
Согласно протоколу испытаний отходов от ... и экспертного заключения от ...... данные виды отходов являются отходами IV класса опасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Как следует из содержания п.30 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от ...... утверждено положение «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», которым предусмотрено лицензирование, в числе прочих работ, деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ...... «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (с изм. доп. от ...) бой стекла малоопасный (код по ФККО 3 41 901 02 20 4), мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 210 01 72 4) относятся к отходам IV класса опасности.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от ... № ЮЭ... основным видом деятельности ПАО «ТГК-14» является производство электроэнергии тепловыми электростанциями (код по ОКВЭД 68.32.1), дополнительными видами деятельности являются производство пара и горячей воды тепловыми электростанциями воды (код по ОКВЭД 35.30.11), передача пара и воды (код по ОКВЭД 35.30.2).
Как следует из содержания служебной записки отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от ......-с, филиалу ПАО «ТГК-14» - «Улан-Удэнский энергетический комплекс» не предоставлялась лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию. Лицензия не предоставляется филиалу юридического лица.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия ФИО2 подтвердил выявленные нарушения. На вопросы участников процесса пояснил, что в целях предупреждения нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ ... от ... сотрудниками управления был проведен рейд на полигоне для вывоза и уничтожения отходов в районе местности .... В ходе данного мероприятия совместно с сотрудниками ГИБДД останавливались машины с мусором. Сотрудником ГИБДД было установлено, что транспортное средство принадлежит ПАО «ТГК-14». Им было получено объяснение у водителя, который пояснил, что мусор им вывозится по указанию руководства ПАО «ТГК-14». Мусор представлял собой смет от очистки камер. Для определения класса опасности данного мусора были взяты пробы. Данная процедура была зафиксирована на видео. Сотрудники лаборатории произвели испытания отходов, в результате данных испытаний было установлено, что данные отходы относятся к IV классу опасности. В отношении ПАО «ТГК-14» им был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Наличие лицензии для транспортировки отходов IV класса опасности обязательно согласно законодательству о лицензировании. Им был сделан запрос на предмет наличия у ПАО «ТГК-14» подобной лицензии. Согласно полученному ответу у ПАО «ТГК-14» данная лицензия отсутствовала. Биотестирование не было проведено, поскольку Росприроднадзор является контрольно-надзорным органом, его сотрудники сами не проводят никаких исследований. Для проведения исследования ими привлекаются специалисты ФГУ «ЦЛАТИТ», поскольку данная организация имеет аккредитацию, является независимой. Специалисты данной организации имеют право определять методы исследований отходов, чтобы установить класс опасности. Ими было проведено исследование отходов, в результате которого установлено, что данные отходы имеют IV класс опасности. Оснований не доверять заключениям специалиста ФГУ «ЦЛАТИТ» не имеется. Изначально, когда сотрудник отбирал пробы, им было установлено, что это полиэтилен, но виды у полиэтилена есть разные. В составе мусора, который был в машине, был не только полиэтилен, но и древесина, стекло, картон. Специалисты пояснили, что эти отходы имеют IV класс опасности.
Представитель юридического лица ПАО «ТГК-14» ФИО4 в судебном заседании вину общества в совершении административного правонарушения не признала, пояснив о том, что согласно протоколу взятия проб и образцов от 21.03.2018, составленным государственным инспектором РФ в области охраны ОС по РБ ФИО2, получены пробы отходов коммунальных (пластиковые бутылки, тряпки и прочий мусор) из кузова автомобиля «...», государственный регистрационный знак ... (...»). Деятельность филиала «Улан-Удэнский энергетический комплекс» ПАО «ТГК-14» не приводит к образованию твердых бытовых отходов. На вышеуказанном автомобиле вывозился практически не опасный смет с территории предприятия, а именно с ..., что подтверждается путевым листом ... от .... Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ ... от ... «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утверждены филиалу ПАО «ТГК-14» «Улан-Удэнский энергетический комплекс» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на срок с ... по .... На основании документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ... от ..., утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия ... от ..., на объектах филиала, а именно на ЦТП, ПНС и промбазах образуются отходы IV и V классов опасности, которые передаются на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. На отходы IV класса опасности на предприятии разработаны паспорта. На отходы V класса опасности, в соответствии с нормами действующего законодательства паспорта не разрабатываются. Для отходов данного класса опасности проводится количественный химический анализ, расчет класса опасности и проводится биотестирование. Проведен анализ отходов – смет с территории предприятия, что подтверждается Протоколом количественного химического анализа отхода ... от ..., выданным ФГУ «ЦЛАТИ по СФО» - «ЦЛАТИ по ВСР» - Бурятский республиканский отдел лабораторного анализа и технических измерений. Этой же организацией проведены испытания, что подтверждается Протоколом испытаний отходов производства ... от ... и произведен расчет класса опасности отхода. Так, согласно протоколу расчета класса опасности отхода, отход – прочие коммунальные отходы (смет с территории предприятия) отнесен к V классу опасности. Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от ......, предусмотрен вид отхода, имеющий код 7 33 390 02 71 5 – смет с территории предприятия, практически не опасный. Таким образом, ПАО «№ТГК-14» осуществляло транспортировку отхода V класса опасности, специального разрешения на транспортировку которого не требуется. Отходы IV класса опасности с подразделений филиала вывозятся в соответствии с заключенными договорами за № УУЭК-193-18 от ... с ИП Т.; за № ... от ... с ООО «...». Указанное подтверждается актами об оказании услуг ... от ..., ... от ... – ИП Т.; актами выполненных работ (услуг) ... от ... и ... от ... – ООО «...». Оплата за негативное воздействие на окружающую среду (в т.ч. плата за размещение отходов производства и потребления) производится ПАО «ТГК-14» в полном объеме и в сроки, предусмотренные законодательством, что подтверждается актом сверки расчетов плательщика по плате за негативное воздействие на окружающую среду ... от ... Управления Росприроднадзора по РБ, платежными поручениями ... от ..., ... от .... Полагает, что состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в действиях ПАО «ТГК-14» не содержится. ... ими направлено обращение в Бурятский республиканский отдел ФГУ «ЦЛАТИТ» по Восточно-Сибирскому региону об отборе проб отходов на ПНС-6/2, однако до настоящего времени ответ не получен. Указанная организация является единственной аккредитованной лабораторией на территории .... Усомнилась в обоснованности заключения эксперта С., поскольку во вводной части заключения ею указано, что в составе исследуемых отходов присутствует полиэтилен, тогда как, придя к выводу о том, что отходы относятся к IV классу опасности, экспертом принято во внимание наличие в исследуемых пробах отходов полиэтилентерефталата.
Допрошенная в судебном заседании эксперт С. показала, что при расчете класса опасности отхода ссылка была на протокол отбора и протокол испытания отходов. Это указано в протоколе расчета класса опасности. В данном случае, когда был отобран отход, проводился разбор отхода на составные части. Специалист, который этим занимался, не имеет специальных познаний в определении видах полиэтилена. При определении состава отходов специалист указал полиэтилен. Специалист, который занимается расчетом класса опасности отходов, пользуется лицензированной программой ЗАО «НПП «Логус»», в которой предложены показатели для расчетов. При рассмотрении этих показателей имеются несколько разновидностей полиэтилена, в частности, там имеется полиэтилен, как общий показатель, а также более узкий компонент – полиэтилентерефталат, который является разновидностью полиэтилена. Специалист, который проводил отбор проб, пояснил ей, что отходы представляли из себя упаковочную тару, то есть бутылки и пластиковые емкости. Полиэтилентерефталат используется для производства пластиковой тары и упаковки. При взятии проб отходов была отобрана пластиковая упаковка и тара. Она подготовила расчет классов опасности при применении полиэтилена, то есть не был указан полиэтилентерефталат. В расчете при применении полиэтилена также был определен IV класс опасности отходов. Имеется разъяснение Росприроднадзора, который является разработчиком методик, о том, что если в составе отхода содержится крупногабаритные элементы такие как картон, древесина, полиэтилен, стекло, нельзя проводить биотестирование, поскольку эти вещества не растворимы в воде. Биотестирование - это анализ водной вытяжки, то есть отход растворяется в воде, после чего в вытяжку помещаются микроорганизмы, по смертности которых определяется класс опасности отходов. Твердые вещества за короткий срок не растворяются в воде, у них есть определённый предел распада.
Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от ...... утверждено положение «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», которым предусмотрено лицензирование, в числе прочих работ, деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (с изм. доп. от 20.07.2017, 28.11.2017) бой стекла малоопасный (код по ФККО 3 41 901 02 20 4), мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 210 01 72 4) относятся к отходам IV класса опасности.
Согласно экспертному заключению от ...... по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора на основании заявки от ... № ..., отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, отобранные с кузова грузового автомобиля «...», государственный регистрационный знак ... в соответствии с протоколом отбора проб отходов № ... от ...; протоколом испытаний отходов № ... от ... относятся к IV классу опасности.
Как следует из служебной записки отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от ......-с, филиалу ПАО «ТГК-14» - «Улан-Удэнский энергетический комплекс» не предоставлялась лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от ... № ... основным видом деятельности ПАО «ТГК-14» является производство электроэнергии тепловыми электростанциями (код по ОКВЭД 68.32.1), дополнительными видами деятельности являются производство пара и горячей воды тепловыми электростанциями воды (код по ОКВЭД 35.30.11), передача пара и воды (код по ОКВЭД 35.30.2).
В судебном заседании установлено, что ПАО «ТГК-14» 21.03.2018 осуществило деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности без оформленной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: ...
Доводы представителя юридического лица ПАО «ТГК-14» суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются заключением эксперта от ......, а также пояснениями эксперта С., данными суду, из которых следует, что в исследованных пробах отходов, перевозимых автомобилем Общества, содержались упаковочные элементы, состоящие из полиэтилентерефталата, который относится к IV классу опасности. По указанным причинам суд при постановлении итогового решения указанное заключение эксперта и пояснения последней в судебном заседании принимает во внимание.
При таких обстоятельствах действия юридического лица – ПАО «ТГК-14» суд квалифицирует по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии если таковая лицензия обязательна.
При назначении административного наказания судом учитываются требования ст. 4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного административного правонарушения, а также все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность юридического лица ПАО «ТГК-14», судом не установлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что административное правонарушение совершено обществом впервые, суд считает необходимым назначить в отношении юридического лица ПАО «ТГК-14» наказание в виде предупреждения. По мнению суда, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному, будет способствовать предупреждению совершения подобных нарушений впредь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать юридическое лицо публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья п/п Е.И. Шурыгин
СОГЛАСОВАНО:
Судья Е.И. Шурыгин