ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-53/12 от 17.12.2012 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Дело № 5-53/2012

П О С Т А Н О ВЛ Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г.Ирбит

Судья Ирбитского районного суда Свердловской области Сивков С.В., на основании ч.2, абз.2 ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:

Генерального директора Открытого акционерного общества «Ирбитский химико-фармацевтический завод», Солодухиной Л.А., <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протокола по делу об административном правонарушении составленного главным государственным инспектором ОНД МО город Ирбит, Ирбитского МО по пожарному надзору, начальником ОНД МО город Ирбит, Ирбитского МО Главного управления МЧС России по Свердловской области Сутягиным А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Солодухина Л.А. являясь генеральным директором Открытого акционерного общества «Ирбитский химико-фармацевтический завод» (ОАО «Ирбитский химфармзавод») расположенное по адресу: <адрес>, как должностное лицо допустила нарушение требований п. «г» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», п.5 ГОСТа 34.003-90 Постановления Правительства РФ № 178 от 01.03.1993г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения опасных объектах», выразившееся в отсутствии на предприятии локальной системы оповещения, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 часов при проверке территорий опасного производственного объекта ОАО «Ирбитский химфармзавод», расположенных по адресам: <адрес>

Действия Солодухиной Л.А. квалифицированы по ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайныфх ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального значения.

Должностное лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Солодухина Л.А., суду пояснила, что работает генеральным директором ОАО «Ирбитский химфармзавод». Свою вину в совершении данного административного правонарушения не признает. В обоснование доводов суду показала, что на предприятии установлена и эксплуатируется объектовая локальная система оповещения, в состав которой входят: узел проводного вещания; метеостанция М-49; автомобиль с ГГС; электросирены - 5 штук в исправном состоянии (С-40, 1 единица №4191, 1987 г.в., подключена к системе централизованного оповещения, установлена на крыше заводоуправления; 4 единицы автономных сирен централизованного оповещения: С28 зав.№2128, 1972 г.в., С-28 зав.№1239, г.в., - установлены в ЦПХОС, С-40 зав.№4015, 1987 г.в., С-28, зав. №567, г.в. - установлены в цехе №7); прямая телефонная линия для связи в случае возникновения ЧС (телефонная станция «Максиком»); заводская круглосуточная диспетчерская служба (на базе охраны завода). Действия диспетчерской службы при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации подробно определены инструкцией № 5-ГО по действиям дежурного диспетчера (старшего смены охраны завода). С 1991 года завод прекратил выпуск норсульфазола, где для производства использовался хлор, который отнесен к АХОВ в связи с чем, произошло значительное снижение объемов применения АХОВ. Кроме того, с 2001 года завод приступил к выпуску готовых лекарственных средств, доля которых в общем объеме производства продукции на сегодняшний день превышает 85%, при производстве готовых лекарственных препаратов АХОВ не используются. В настоящее время перечень АХОВ не разработан. Но исходя из оценки масштабов реальной опасности, зависящие от токсичности вещества, величины их запасов и характера распространения в атмосфере, - перечень АХОВ, от воздействия которых необходимо обеспечить защиту, в настоящее время, можно ограничить 9 веществами: хлор, аммиак, фосген, сернистый ангидрид, цианистый водород, сероводород, хлорокись фосфора, фтористый водород, нитрил акриловой кислоты, согласно материалам сети Интернет. Из данного перечня на ОАО «Ирбитский химфармзавод» используется аммиак в количестве 270 кг и фосфора хлорокись в бутылях количеством 15 кг. По расчетным данным ПЛАС ЦПХОС, прошедшего заключение экспертизы промышленной безопасности, которое было утверждено Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, аварийные ситуации будут носить локальный характер, не выходящие за пределы здания и никак не повлияют на рабочих и население, проживающее вблизи ОАО «Ирбитский химфармавод». Для ликвидации возможных аварийных ситуаций на заводе имеется необходимый запас нейтрализующих средств, специально обученный персонал, действующий при ЧС согласно цеховым ПЛАС, в производственных цехах регулярно по утвержденному графику проводятся противоаварийные тренировки с работниками. Кроме того, между ОАО «Ирбитский химфармзавод» и Центром гражданской защиты и пожарной безопасности «Уралспас-Югра» заключен договор на выполнение аварийно-спасательных работ №117/1296 от 01.08.2012. Порядок предоставления информации об угрозе и возникновении ЧС определен в соответствии с заключенным Соглашением № 4 от 10.07.2012 о взаимодействии ЕДДС в системе -112 с ДДС ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод». Никаких предписаний от контролирующих органов по созданию и поддержанию в постоянной готовности иных локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, предусмотренных п. «г» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в отличие от той, которая имеется на предприятии и поддерживается в постоянной готовности, в адрес ОАО «Ирбитский химфармзавод» не поступало, и действующим законодательством не установлено конкретных требований к ее составу и техническим характеристикам. Она, как руководитель ОАО «Ирбитский химфармзавод» неукоснительно исполняет требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что подтверждается Актом комплексной проверки состояния гражданской обороны, вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера звена Свердловской областной подсистемы РСЧС Муниципального образования город Ирбит. Согласно, данного Акта ОАО «Ирбитский химфармзавод» выставлена оценка деятельности по выполнению задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и состоянию гражданской обороны, в соответствии с которой завод готов к выполнению задач, при этом организация работы по всем проверяемым вопросам признана лучшей в муниципальном образовании город Ирбит. Никаких замечаний по итогам проверки ОАО «Ирбитский химфармзавод» не получало, в связи с чем просит производство по данному административному делу в отношении нее, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения прекратить.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности Лялин А.П., предоставив в судебном заседании письменные объяснения, выписку из акта комплексной проверки, расчеты масштабов заражения аварийно химически опасными веществами, паспорт безопасности опасного объекта ОАО «Ирбитский ХФЗ», расчетно-пояснительную записку паспорта опасного объекта, схему развития аварий, свидетельство о регистрации, план локализации и ликвидации аварийных ситуаций цеха производства химии органического синтеза, расчетно-пояснительную записку к плану, заключение экспертизы промышленной безопасности, письмо от 29.07.2008, письмо от 14.08.2008, соглашение о взаимодействии ЕДДС в системе – 112 от 10.07.2012, схему оповещения при аварии с аварийно-опасными веществами в рабочее и не рабочее время, инструкцию по действию дежурного диспетчера при аварийных ситуаций на заводе, показатели контроля химической обстановки на заводе, оповещение рабочих и служащих цехов при аварийных ситуациях на заводе, договор оказания возмездных услуг от 01.08.2012, калькуляцию на обслуживание опасных производственных объектов, свидетельство № 000081, полностью поддержал доводы Солодухиной Л.А. и также просил производство по административному делу в отношении последней, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения прекратить. Суду пояснил, что заключение эксперта Алипова А.А., нельзя рассматривать в качестве доказательства, которое можно положить в основу решения о привлечении к административной ответственности, так как данный специалист является начальником отдела связи Главного управления МЧС по Свердловской области, соответственно лицом заинтересованным, который сделал заключение, на основании исключительно представленных документов Главным государственным инспектором ОНД МО город Ирбит, Ирбитского МО по пожарному надзору Сутягиным А.Г., без выезда на место нахождения ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод». Все нормативные документы, на которые ссылается эксперт в своем заключении, содержат в конечном итоге отсылку к Постановлению Совета Министров Правительства Российской Федерации № 178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», которое было принято в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей. Доказательством того, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации на ОАО «Ирбитский хифармзавод» авария не выйдет за пределы здания, где используется АХОВ является паспорт безопасности опасного объекта, который был согласован с Главным управлением МЧС России по Свердловской области и зарегистрирован в ГУ МЧС России по Свердловской области № 700/45 от 26.03.2007 года. Согласно перечня письма Министерства строительства РФ от 20.04.1995 года № БЕ-19-9/24 «О перечне потенциально опасных и технически сложных объектов», ОАО «Ирбитский химфармзавод» не относится ни к одному из видов потенциально опасных и технически особо сложных объектов.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный государственный инспектор ОНД МО город Ирбит, Ирбитского МО по пожарному надзору, начальник ОНД МО город Ирбит, Ирбитского МО Главного управления МЧС России по Свердловской области Сутягин А.Г. суду показал, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 года № 1544-р, Федеральные органы исполнительной власти и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, были обязаны в срок до 2010 года завершить работы по созданию локальных систем оповещения. В срок до 10.10.2012 он провел внеплановую документальную проверку на ОАО «Ирбитский химфармзавод», на котором ранее не проводились проверки на предмет создания локальной системы оповещения. В ходе этой проверки им было выявлено, что на предприятии не создана локальная система оповещения в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Чтобы подкрепить свои выводы, им была назначена экспертиза по делу об административном правонарушении, и согласно выводов заключения эксперта № 4 от 20.11.2012 года было установлено, что ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод» не создало локальную систему оповещения населения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», в связи с чем им и был составлен протокол по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Ирбитский химфармзавод» Солодухиной Л.А. от 30.11.2012 года по ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Экспертиза проводилась по документам, предоставленным привлекаемым к административной ответственности должностным лицом, иных документов с которыми он ознакомился в ходе данного судебного заседания по делу, а именно расчетов и паспорта безопасности опасного объекта, который был согласован с Главным управлением МЧС России по Свердловской области и зарегистрирован в ГУ МЧС России по Свердловской области № 700/45 от 26.03.2007 года в случае возникновения чрезвычайной ситуации, Солодухиной Л.А. в ходе административного расследования по делу ему не предоставляла. Если бы данные документы были предоставлены ему ранее, в ходе административного расследования по делу, то возможно производство по делу об административном правонарушении было бы им прекращено, поэтому он соглашается с доводами лица, привлекаемого к административной ответственности и защитника об отсутствии в действиях Солодухиной Л.А., как должностного лица состава административного правонарушения.

Заслушав доводы лица, привлекаемого к административной ответственности и защитника, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях генерального директора ОАО «Ирбитский химфармзавод» Солодухиной Л.А..

В соответствии с пунктами 3 и 7 ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельствами подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении подлежат виновность лица с совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Ирбитский химфармзавод» от 23.12.2008 года и приказа № 258-к от 24.12.2012 года Солодухина Л.А. избрана генеральным директором ОАО «Ирбитский химфармзавод» и вступила на должность (л.д.8, 9).

При этом, ОАО «Ирбитский химфармзавод» зарегистрировано согласно свидетельства о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов № А54-00458 ото 21.07.2010 года согласно перечня объектов которого являются: площадка производства химико-фармацевтической продукции; участок транспортный; амиачно-холодильная установка; система газопотребления предприятия; площадка хранения мазутного топлива; склад сырьевой; участок транспортирования опасных веществ (л.д.19, 20, 71, 72).

Из выводов заключения эксперта № 4 от 20.11.2012 года, сделанных на основании предоставленных ОАО «Ирбитский химфармзавод» документах, а именно: письма ОАО«ИХФЗ от 04.10.2012; свидетельства о регистрации А54-00458 от 21.07.2010; инструкции 5-ГО с приложениями по действиям дежурного диспетчера от 10.07.2012; схемы оповещения в рабочее время от 10.07.2012; письма ОАО«ИХФЗ от 09.10.2012; выписки из акта комплексной проверки, следует, что ОАО «Ирбитский химфармзавод» в нарушение Постановления Правительства РФ № 178 от 01.03.1993г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения опасных объектах» не создало локальную систему оповещения населения (л.д.33-35).

Согласно п. «г» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Из вводной части Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 178 от 01 марта 1993 года, следует, что оно принято в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей.

В то же время, из представленных в судебном заседании защитником должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно расчетов масштаба заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ), паспорта безопасности опасного объекта и расчетно-пояснительной записки к нему, следует, что на предприятии используется аммиак в количестве 270 кг и фосфора хлорокись в бутылях количеством 15 кг, и при таком количестве эквивалентного вещества во вторичном облаке глубина зоны заражения, площадь возможного и фактического заражения не просчитываются, то есть локальная ситуация будет носить локальное значение, так как площадь фактического заражения не выходит за территорию завода (л.д.56-57, 58-59, 60-63, 64-70).

Кроме того, из выводов заключения экспертизы промышленной безопасности плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций цеха органического синтеза (ПЛАС ЦПХОС) утвержденного Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, на ОАО «Ирбитский химфармзавод» следует, что аварийные ситуации на предприятии также могут носить лишь локальный характер, не выходящий за пределы здания и никак не повлияют на рабочих и население, проживающее вблизи ОАО «Ирбитский химфармавод» (л.д.81-83, 84).

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, согласно ч.1 ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Исходя из изложенного и оценки обстоятельств, прихожу к выводу, что в действиях данного должностного лица Генерального директора ОАО «Ирбитский химфармзавод» Солодухиной Л.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Солодухиной Л.А. Генерального директора Открытого акционерного общества «Ирбитский химико-фармацевтический завод», на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в коллегию по административным делам Свердловского областного суда, путем подачи соответствующей жалобы через Ирбитсий районный суд Свердловской области.

Судья – /подпись/

ВЕРНО

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановление вступило в законную сиу « ФИО13

<данные изъяты>

<данные изъяты>