ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-53/18 от 16.03.2018 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 5-53/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 марта 2018 года г. Находка, Приморский край

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО ЧОП «Скат 2000», юридический адрес <...>, ИНН , ОГРН , дата регистрации ДД.ММ.ГГ. год,

УСТАНОВИЛ

28.12.2017г. главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке ФИО11 в отношении ООО ЧОП «Скат 2000» составлен протокол № 02 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с невыполнением требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ООО ЧОП «Скат 2000», в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был своевременно извещен в установленном законом порядке, что подтверждено отчетом об отправке факсимильного сообщения.

В связи с чем, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, дело рассмотрено без участия законного представителя ООО ЧОП «Скат 2000».

Защитник ООО ЧОП «Скат 2000» по доверенности - ФИО2 в суде пояснила, что в вину ООО ЧОП «Скат 2000» вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, выразившегося в воспрепятствовании сотрудниками ООО ЧОП «Скат 2000» в допуске 19.12.2017г. должностного лица, проводящего административное расследование, главного специалиста-эксперта ФИО7 на территорию юридического лица ОАО «Терминал Астафьева» для проведения осмотра территории при предъявлении служебного удостоверения.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 28.12.2017г. следует, что он был составлен должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке ФИО7 в отсутствие представителя Общества, при этом указано, что юридическое лицо надлежащим образом уведомлено о времени и дате составления протокола.

Определение № 483 о вызове для составления протокола об административном правонарушении было составлено 19.12.2017г. и направлено в адрес ООО ЧОП «Скат 2000» 21.12.2017г., при этом ООО ЧОП «Скат 2000» получило определение только 28.12.2017г. в 11 час. 24 мин. В связи с нахождением в г. Владивостоке, Общество фактически не имело возможности направить своего представителя к 16-00 час.

Сведений, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручения ООО ЧОП «Скат 2000» материалы дела не содержат.

Иные сведения об уведомлении привлекаемого лица о составлении протокола по делу об административном правонарушении отсутствуют.

ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке составило протокол об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя, в нарушение требований ст. 25.15 КоАП РФ.

Возбуждение дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения процессуального действия, лишает Общество возможности обеспечить явку законного представителя и воспользоваться правами, гарантированными КоАП РФ лицам, привлекаемым к административной ответственности.

Нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого протокола.

ООО ЧОП «Скат 2000» несогласно с вменяемым административным правонарушением, предусмотренным ст. 17.7 КоАП РФ, считает производство по настоящему делу подлежащим прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

ООО «Скат 2000» оказывает ОАО «Терминал Астафьева» охранные услуги согласно договору № 68 от 28.02.2012г.

Согласно условий данного договора ООО «Скат 2000» приняло обязательства по обеспечению следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан на территории охраняемого объекта; охрана объекта и имущества; обеспечение внутриобъектового и пропускного режима в соответствии с Инструкцией.

Требование главного специалиста-эксперта ФИО7 к сотрудникам ООО ЧОП «Скат 2000» в допуске 19.12.2017г. на территорию юридического лица ОАО «Терминал Астафьева» для проведения осмотра территории при предъявлении только служебного удостоверения является незаконным и необоснованным, поскольку в данном случае необходимо предъявление пропуска.

В соответствии с положениями ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «Терминал Астафьева» является объектом транспортной инфраструктуры морского порта, а его территория зоной транспортной безопасности.

Постоянные и материальные пропуска выдаются уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим деятельность на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, для обеспечения их прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или его часть, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть, на критические элементы транспортного средства, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, для выполнения служебных задач и функций на основании письменных обращений уполномоченных лиц подразделений федеральных органов исполнительной власти без учета положений, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, а также без применения биометрических устройств (п. 13 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры).

Должностные лица ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке не входят в число должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры.

На основании вышеизложенного, при возникновении необходимости прохода на территорию охраняемого объекта выдаются разовые пропуска на основании обращения.

ОАО «Терминал Астафьева» является пунктом пропуска через государственную границу.

Постановлением Правительства РФ № 872 от 20.11.2008 утверждены Правила осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ, из положений которых следует, что контроль при пропуске через государственную границу осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля в пределах установленных законодательством РФ полномочий.

Пунктом 17 Приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ № 451-ОД от 27.12.2010г. предусмотрено, что пропуск на территорию пункта пропуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пункте пропуска, производится по служебным удостоверениям и заданиям (предписаниям, командировочным удостоверениям), а п. 2.2.7 Правил режима в пункте пропуска Находка предусмотрено, что пропуск на территорию пункте пропуска должностных лиц Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, его территориальных органов и подведомственного учреждения, ФГУ «АМП Находка» и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пункте пропуска, производится по служебным удостоверениям и заданиям (предписаниям, командировочным удостоверениям).

Должностные лица ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке не входят в число должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пункте пропуска.

Приказом Дальневосточного территориального управления Росграницы от 26.07.2012г. № 67 утверждены «Правила режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Находка».

Правила режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации – Находка являются едиными для всех предприятий, включенных в пределы пункта пропуска и указанных в таблице № 1(п. 1.4 Правил), в т.ч. территория ОАО «Терминал Астафьева».

Согласно п. 1.11 Правил, указанные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от принадлежности и форм собственности в периоды их входа (въезда) в пункт пропуска, пребывания и выхода (выезда) из него, вноса (ввоза) в пункт пропуска, нахождения и выноса (вывоза) из него грузов, товаров и животных, осуществления ими в пункте пропуска хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с Перечнем видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Вход, въезд в пункты пропуска и выход, выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам (в том числе по электронными пропускам), руководителями объектов транспортной инфраструктуры территорий, указанных в таблице № 1, по согласованию с пограничными органами (п. 2.2 Правил).

Таким образом, для входа на территорию предприятия ОАО «Терминал Астафьева», расположенного в пределах пункта пропуска через государственную границу РФ – морском порту Находка, необходимо предъявить пропуск, согласованный с пограничными органами.

Следовательно, требование главного специалиста-эксперта ФИО7 к сотрудникам ООО ЧОП «Скат 2000» о допуске 19.12.2017г. на территорию юридического лица ОАО «Терминал Астафьева» для проведения осмотра территории при предъявлении только служебного удостоверения является незаконным и необоснованным.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требования следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Привлечение к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ возможно при наличии совокупности следующих условий:

1. Если требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, является законным и обоснованным.

2. Невыполнение требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

Однако, у сотрудников ООО ЧОП «Скат 2000» отсутствовал умысел относительно невыполнения требования главного специалиста-эксперта ФИО7 обеспечить допуск на территорию ОАО «Терминал Астафьева» при наличии оформленного пропуска, согласованного с пограничными органами.

По поводу довода главного специалиста-эксперта ФИО7 о том, что «в просьбе вызвать представителей ОАО «Терминал Астафьева» сотрудниками ООО ЧОП «Скат 2000» гр. ФИО3 и ФИО4 главному специалисту-эксперту ФИО7 было отказано» Общество возражает и считает необходимым пояснить следующее:

В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

По сведениям, предоставленным ОАО «Терминал Астафьева», главному специалисту-эксперту ФИО7 были предоставлены сведения о лице, уполномоченном представлять интересы ОАО «Терминал Астафьева» при проведении административного расследования – представителе по доверенности от 09.01.2017г. юрисконсульте ФИО6 (письмо ОАО «Терминал Астафьева» от 06.12.2017 исх. № 17-279-2-17 с отметкой Роспотребнадзора о получении от 11.12.2017 вх. № 6932).

19.12.2017г. законный представитель ОАО «Терминал Астафьева» генеральный директор ФИО5, а также представитель по доверенности юрисконсульт ФИО6 отсутствовали на территории юридического лица в связи с нахождением в служебных командировках за пределами Находкинского городского округа.

ОАО «Терминал Астафьева» направляло в адрес главного специалиста-эксперта ФИО7 письмо от 18.12.2017г. исх. № 17-2879-2017 (получено 18.1.22017 за вх. № 7515) о том, что в период с 19 по 20 декабря 2017г. представитель ОАО «Терминал Астафьева» ФИО6 будет занята в судебных процессах в г. Владивостоке, в связи с чем, участие представителя юридического лица ОАО «Терминал Астафьева» в проведение каких-либо процессуальных действий в рамках административного расследования по делу № 163 от 01.12.2017г. в период с 19 по 20.12.2017г. не представляется возможным.

Законный представитель юридического лица - генеральный директор ОАО «Терминал Астафьева» ФИО5 в период с 05 по 19.12.2017г. также находился в служебной командировке, что подтверждается выпиской из приказа № 20.1-к от 05.12.2017г.

Таким образом, у сотрудников ООО ЧОП «Скат 2000» отсутствовала возможность вызвать на проходную уполномоченных надлежащим образом представителей юридического лица ОАО «Терминал Астафьева» в связи с их фактическим отсутствием.

Следовательно, требование ФИО7 вызвать представителей ОАО «Терминал Астафьева» на проходную являлось невыполнимым.

Кроме того, п. 29 ст. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для разных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 на субъекта транспортной инфраструктуры возложена обязанность организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры утверждены также Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678.

Пунктом 13 предусмотрен порядок выдачи постоянных пропусков уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, постоянные пропуска выдаются на основании письменных обращений.

Пунктом 14 предусмотрен порядок выдачи разовых пропусков уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, а также лицам, прибывающим на объект транспортной инфраструктуры и транспортное средство, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие.

Правилами предусмотрено единственное исключение допуска в зону транспортной безопасности без оформления разового пропуска, это пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных (пункт 15). Прим этом законодатель устанавливает требование о сопровождении данных лиц, лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке ФИО7 пропуск сотрудникам ООО ЧОП «Скат 2000» не предъявил.

В связи с отсутствием в действиях ООО ЧОП «Скат 2000» вины в виде умысла на невыполнение законных требований должностного лица Роспотребнадзора ФИО7, а также ввиду незаконности требований осуществить проход на территорию ОАО «Терминал Астафьева» в отсутствие пропуска, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО ЧОП «Скат 2000» по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению.

Представитель административного органа – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке по доверенности ФИО8 в судебном заседании пояснила, что ООО ЧОП «Скат 2000» заявляет о получении определения о вызове для составления протокола об административном правонарушении № 483 от 19.12.2017г. в 11 час. 24 мин. 28.12.2017г.

Как следует из определения о вызове для составления протокола об административном правонарушении № 483 от 19.12.2017г. юридическое лицо приглашалось на составление протокола в 16 час. 00 мин. 28.12.2017г.

Таким образом, юридическое лицо надлежащим образом уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении № 483 от 19.12.2017г.

Доводы юридического лица о том, что оно фактически не имело возможности направить своего представителя несостоятельны, поскольку у юридического лица имелась возможность направить в ТО ходатайство об отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении.

С учетом того, что представители юридического лица не только не допустили должностное лицо на место совершения административного правонарушения, но и отказались пригласить представителей ОАО «Терминал Астафьева», в отношении которого проводилось административное расследование, отказались от дачи пояснений, отказались от ознакомления с протоколом осмотра и ее подписи, а также не явились на составление протокола об административном правонарушении, все эти действия представляют собой невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право, в том числе, беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.

Согласно п.п. 1, 3, 5.1.1 Положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 1). Роспотребнадзор руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, а также настоящим положением (п. 3). Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (п. 5.1.1).

При осуществлении государственного надзора за выполнением требований санитарного законодательства Роспотребнадзор действует по правилам, установленным Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764.

Согласно п. 4 Регламента порядок осуществления государственного контроля регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю», Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.», Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вышеуказанный перечень нормативно-правовых актов является закрытым, т.е. положения ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Росграницы РФ от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ», Приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Дальневосточного территориального управления Росграницы № 67 от 26.07.2012 «Об утверждении Правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ» при организации и проведении проверок Роспотребнадзором имеют второстепенное значение по сравнению с основными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, КоАП РФ не установлены дополнительные условия в виде оформления пропусков для проведения административного расследования. При этом Регламентом Роспотребнадзора установлено право должностных лиц на доступ к территории юридического лица только лишь по предъявлении служебных удостоверений.

Тем не менее, пп.15 Приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ» установлено, что пропуск на территорию пункта пропуска должностных лиц правоохранительных органов, прибывших для выполнения конкретных служебных заданий, осуществляется также по служебным удостоверениям и заданиям (предписаниям, командировочным удостоверениям).

С учетом того, что в российской законодательстве не определен перечень государственных органов, которые относятся к правоохранительным органам, не дано единое определение понятиям «правоохранительный орган», «правоохранительная деятельность», в п. 15 Правил не определены какие конкретно правоохранительные органы допускаются на территорию пункта пропуска по служебным удостоверениям и заданиям, а настоящее административное расследование проводилось с целью выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, посягающих на права и свободы человека и гражданина, безопасность общества и государства, ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке также можно отнести к числу органов, осуществляющих правоохранительную деятельность и в этом случае пропуск органов Роспотребнадзора, прибывших для выполнения конкретных служебных заданий осуществляется на территорию пункта пропуска по служебным удостоверениям и заданиям (предписаниям, командировочным удостоверениям). В связи с чем, считает, что состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в действиях ООО ЧОП «Скат 2000» имеется.

Выслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя административного органа, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Административным правонарушением, в силу ст. 17.7 КоАП РФ, признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела установлено, что 28.12.2017г. главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке ФИО7 в отношении юридического лица ООО ЧОП «Скат 2000» составлен протокол № 02 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с тем, что 19.12.2017г. ООО ЧОП «Скат 2000» умышленно не выполнило требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: ООО ЧОП «Скат 2000» не допустило должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, на территорию ОАО «Терминал Астафьева» для проведения осмотра производственной площадки ОАО «Терминал Астафьева», тем самым воспрепятствовало в осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу – ОАО «Терминал Астафьева» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Терминал Астафьева» по ст. 6.3 КоАП РФ.

Судом установлено, что 01.12.2017г. должностным лицом ТО Управления Роспортебнадзора по Приморскому краю в г. Находке главным специалистом-экспертом ФИО7 по обращению гражданина по факту загрязнения атмосферного воздуха угольной пылью с территории ОАО «Терминал Астафьева» в г. Находке в отношении ОАО «Терминал Астафьева» было возбуждено дело № 163 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ и назначено административное расследование с 01.12.2017.

19.12.2017г. в ходе производства административного расследования по данному делу главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспортебнадзора по Приморскому краю в г. Находке ФИО7 был осуществлен выезд на предприятие, расположенное по адресу: <...>, деятельность по которому осуществляет ОАО «Терминал Астафьева».

На проходной ОАО «Терминал Астафьева» в присутствии понятых ФИО9 и ФИО10 и при осуществлении видео и фотосъемки камерой мобильного телефона Samsung Galaxy S55, номер LRх21T.G 900FXXSIBPE3 при предъявлении представителям охраны ООО ЧОП «Скат 2000» ФИО3 и ФИО4 служебного удостоверения главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке и предоставлении определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.12.2017 № 163 и запроса № 4299 от 05.12.2017 с указанием дат (13.12.2017, 14.12.2017, 19.12.2017, 20.12.2017, 21.12.2017, 22.12.2017) проведения осмотра производственной площадки должностное лицо ФИО7 на территорию ОАО «Терминал Астафьева» допущен не был со ссылкой на отсутствие оформленного юридическим лицом ОАО «Терминал Астафьева» пропуска. В просьбе вызвать представителей ОАО «Терминал Астафьева» указанными сотрудниками ООО ЧОП «Скат 2000» должностному лицу ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке также было отказано.

При этом 13.12.2017 и 14.12.2017 осмотр территории ОАО «Терминал Астафьева» должностным лицом Роспотребнадзора не был проведен в виду того, что ОАО «Терминал Астафьева» не предоставил своих представителей, тогда как запрос о предоставлении представителей и об оформлении пропуска на территорию ОАО «Терминал Астафьева» должностного лица Роспотребнадзора ФИО7 для осмотра территории в ходе административного расследования в вышеуказанные даты, был заблаговременно направлен в ОАО «Терминал Астафьева», но ОАО «Терминал Астафьева» в установленный срок ответ на запрос не направил, пропуск не выдал, представителей не предоставил, а ООО ЧОП «Скат 2000» на охраняемую им в соответствии с договором о предоставлении охранных услуг от 18.02.2012 № 68 территорию ОАО «Терминал Астафьева» должностных лиц Роспотребнадзора не пропустил.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО ЧОП «Скат 2000» протокола об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.

Доводы защитника ООО ЧОП «Скат 2000» о том, что определение № 483 о вызове юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, для составления протокола было получено ООО ЧОП «Скат 2000» только 28.12.2017г. в 11 час. 24 мин., ввиду чего не имело возможности направить своего представителя из г. Владивостока в г. Находку к 16-00 час., не соответствуют действительности, так как из материалов дела усматривается, что определение от 19.12.2017г. № 483 о вызове юридического лица – ООО ЧОП «Скат 2000» 28.12.2017г. к 16.00 час. для составления протокола об административном правонарушении было направлено должностным лицом административного органа на электронную почту ООО ЧОП «Скат 2000» и было доставлено 27.12.2017г. в 16 час. 24 мин. (местного времени), что следует из уведомления (л.д. 38).

В связи с чем, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ООО ЧОП «Скат 2000» был составлен 28.12.2017г. на основании ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ без участия законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного, о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении в установленном законом порядке.

Таким образом, процедура привлечения юридического лица – ООО ЧОП «Скат 2000» к административной ответственности должностным лицом административного органа была соблюдена.

Между тем, факт умышленного невыполнения ООО ЧОП «Скат 2000» законного требования должностного лица ТО Управления Роспотребнадзора пор Приморскому к раю в г. Находке ФИО7, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Терминал Астафьева», не нашел своего объективного подтверждения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Одним из обязательных признаков субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является, в частности, умышленное невыполнение законного требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право, в том числе, беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.

Вместе с тем, ОАО «Терминал Астафьева» является пунктом пропуска через государственную границу, а также в соответствии с положениями ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «Терминал Астафьева» является объектом транспортной инфраструктуры морского порта, а его территория зоной транспортной безопасности.

Из положений Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 872, следует, что контроль при пропуске через государственную границу осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля в пределах установленных законодательством РФ полномочий.

Пунктом 17 Приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ № 451-ОД от 27.12.2010г. (в редакции от 25.05.2015) установлено, что пропуск на территорию пункта пропуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пункте пропуска, производится по служебным удостоверениям и заданиям (предписаниям, командировочным удостоверениям).

Согласно п. 2.2.7 Приказа Дальневосточного территориального управления Росграницы от 26.07.2012 № 67 «Об утверждении Правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Находка» пропуск на территорию пункта пропуска должностных лиц Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственного учреждения, ФГУ "АМП Находка" и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пункте пропуска, производится по служебным удостоверениям.

Согласно п. 1.11 Правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Находка Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от принадлежности и форм собственности в периоды их входа (въезда) в пункт пропуска, пребывания и выхода (выезда) из него, вноса (ввоза) в пункт пропуска, нахождения и выноса (вывоза) из него грузов, товаров и животных, осуществления ими в пункте пропуска хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с Перечнем видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Согласно п. 2.2 вышеуказанных Правил вход, въезд в пункты пропуска и выход, выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам (в том числе по электронным пропускам), руководителями объектов транспортной инфраструктуры территорий, указанных в таблице N 1, по согласованию с пограничными органами.

Согласно п. 29 ст. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для разных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:

- организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении.

Согласно п. 13 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, постоянные и материальные пропуска выдаются уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим деятельность на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, для обеспечения их прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и зону транспортной безопасности транспортного средства или ее часть, на критические элементы транспортного средства, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, для выполнения служебных задач и функций на основании письменных обращений уполномоченных лиц подразделений федеральных органов исполнительной власти без учета положений, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, а также без применения биометрических устройств.

Согласно п. 14 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, разовые пропуска уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим деятельность на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, а также лицам, прибывающим на объект транспортной инфраструктуры и транспортное средство, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, для выполнения служебных задач и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений, выдаются на контрольно-пропускных пунктах по факту обращения в сроки, не препятствующие выполнению ими служебных задач и функций. При необходимости уполномоченным представителям федеральных органов исполнительной власти, прибывающим на объект транспортной инфраструктуры и указанное транспортное средство, обеспечивается допуск в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и в зону транспортной безопасности транспортного средства и на критические элементы транспортного средства для выполнения служебных задач и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений в сопровождении представителей подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, обладающих постоянными пропусками для прохода на объект транспортной инфраструктуры и указанное транспортное средство, или уполномоченных лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно п. 15 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (без оформления разовых пропусков).

Кодексом РФ об административных правонарушениях действительно не установлены дополнительные условия в виде оформления пропусков для проведения административного расследования, но, поскольку ОАО «Терминал Астафьева» является пунктом пропуска через Государственную границу, а также объектом транспортной инфраструктуры морского порта, а его территория зоной транспортной безопасности, то при допуске на указанный объект применяются специальные вышеуказанные нормы, в соответствии с которыми у работников ООО ЧОП «Скат 2000» не было оснований для пропуска на территорию зоны транспортной безопасности должностного лица Роспортебнадзора без соответствующего пропуска.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ст. 2.1 КоАП РФ).

При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица - ООО ЧОП «Скат 2000» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

В случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО ЧОП «Скат 2000» подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью ЧОП «Скат 2000» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Елистратова О.Б.