ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-53/2016 от 07.04.2016 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

Дело № 5-53/2016 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Каменск-Уральский 07 апреля 2016 года

Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Москалева А.В.

при секретаре Нечаевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гилея» (ИНН <***>, КПП 661201001, ОГРН <***>, зарегистрированного 28.03.2002 года)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гилея» (далее по тексту ООО «Гилея») не уведомило в срок, не превышающий трех рабочих дней, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о заключении 01 апреля 2015 года трудового договора № 67/15 с иностранным гражданином, чем нарушило п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

По фактам выявленного нарушения 14 марта 2016 года в отношении ООО «Гилея» специалистом-экспертом отдела УФМС России по Свердловской области в Синарском районе города Каменска-Уральского составлен по результатам административного расследования протокол об административном правонарушении, который передан на рассмотрение в Синарский районный суд.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО2 вину Общества признала частично. Не оспаривала того, что действительно 01 апреля 2015 года приняла на работу в ООО «Гилея» на должность кладовщика гражданина Украины ФИО1., с которым заключила трудовой договор № 67/15 от 01 апреля 2015 года. Пояснила, что дополнительным соглашением к трудовому договору от 01 апреля 2015 года обязанность по уведомлению органов УФМС о приеме на работу иностранного гражданина она возложила на ФИО1 (п. 4 доп.соглашения), которому передала заполненный бланк уведомления в УФСМ о его трудоустройстве. ФИО1 должен был 02 апреля 2015 года отнести это уведомление в УФМС по Синарскому району. Сама она не уведомляла миграционную службу о заключении с иностранным гражданином трудового договора. Ее зять 02 апреля 2015 года направил в адрес ОУФМС по Синарскому району заказным письмом копию приказа о принятии ФИО1 на работу и она посчитала, что это и будет являться уведомлением о приеме на работу иностранного гражданина. Кроме того, она думала, что не надо было уведомлять УФМС о трудоустройстве ФИО1., так как он был беженцем, хотя статус беженца ему никто не присвоил.

Специалист-эксперт отдела УФМС России по Свердловской области в Синарском районе города Каменска-Уральского ФИО3 пояснила, что 23 октября 2015 года в отделение УФМС обратился гражданин Украины ФИО1 с заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению. При этом ФИО1 были предоставлены копия трудового договора № 67/15 от 01 апреля 2015 года с ООО «Гилея», копия трудовой книжки, справка о трудоустройстве в ООО «Гилея». При проверке по учетам базы данных отделения УФМС было установлено, что ООО «Гилея» уведомление в УФМС по Синарскому району о заключении трудового договора с иностранным гражданином не направляло, чем был нарушен п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В тот же день 23 октября 2015 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ и начато административное расследование. До 14 марта 2016 года составить протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица не представлялось возможным из-за неявки законного представителя.

Допрошенный в судебном заседании ФИО1 пояснил, что 01 апреля 2015 года он был принят на должность кладовщика в ООО «Гилея», с ним был заключен трудовой договор, издан приказ о его приеме на работу, согласно дополнительному соглашению к трудовому договору обязанность по уведомлению миграционной службы о его трудоустройстве была возложена работодателем на него. 02 апреля 2015 он пошел относить в УФМС по Синарскому району заполненный бланк уведомления, но не попал на прием, а затем забыл о необходимости отнести в миграционную службу уведомление о заключении трудового договора с ним.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В соответствии с п. 2 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 28 июня 2010 года N 147, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Как следует из материалов дела, 01 апреля 2015 года между ООО «Гилея» в лице директора ФИО2 и ФИО1 был заключен трудовой договор, о чем в срок не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения договора работодатель ООО «Гилея» не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции - отдел УФМС России по Свердловской области в Синарском районе города Каменска-Уральского

Факт совершения ООО «Гилея» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 марта 2016 года, служебном запиской специалиста-эксперта ОУФМС России в Синарском районе города Каменска-Уральского, копией свидетельства о предоставлении гражданину Украины ФИО1. временного убежища на территории Российской Федерации, копией миграционной карты ФИО1., копией трудового договора № 67/15 от 01 апреля 2015 года, копией трудовой книжки ФИО1., справкой о трудоустройстве ФИО1., ответом УФМС России по Свердловской области.

Оценив в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, приходу к выводу, что их совокупности достаточно для вывода о виновности ООО «Гилея», действий которого квалифицирую по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Вина ООО «Гилея» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, имеется и состоит в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требования миграционного законодательство, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в деле не имеется.

Нарушение миграционного законодательства, то есть невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности по уведомлению компетентного органа в срок, не превышающий трех рабочих дней, по своему характеру считается оконченным в момент истечения этого срока. С учетом рабочих и выходных дней апреля 2015 года (04 и 05 апреля – суббота и воскресенье соответственно) срок уведомления ООО «Гилея» отдела миграционной службы истекал 06 апреля 2015 года, следовательно, 07 апреля 2015 года следует считать датой совершения административного правонарушения.

Довод законного представителя ООО «Гилея» ФИО2 относительно того, что Общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, так как дополнительным соглашением с иностранным гражданином возложило эту обязанность по уведомлению миграционной службы на самого иностранного гражданина, является необоснованным и судом во внимание не принимается. Указанное дополнительное соглашение от 01 апреля 2015 года судом во внимание не принимается как противоречащее закону, поскольку Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» возлагает обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о заключении трудового договора с иностранным гражданином именно на работодателя, а не на самого иностранного гражданина. И субъектом ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ являются работодатели или заказчики работ (услуг), а не иностранные граждане, с которыми заключены трудовые договоры. Поскольку в данном случае работодателем в правоотношениях с иностранным гражданином выступало ООО «Гилея» оно и является субъектом ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания ООО «Гилея» суд принимает во внимание, что смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено. Сведений о том, что ООО «Гилея» ранее привлекалось к административной ответственности суду не представлено. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным назначить ООО «Гилея» наказание в виде административного штрафа.

Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа в размере от 400000 рублей до 800000 рублей.

Согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей Кодекса

Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и негативных последствий, финансового состояния заинтересованного лица, суд считает возможным привлечь ООО «Гилея» к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Гилея» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Разъяснить ООО «Гилея» что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Штраф должен быть внесен на следующие реквизиты:

Получатель УФК по Свердловской области (УФМС России по Свердловской области)

ИНН <***> КБК 19211640000016020140 ОКТМО 65740000 БИК 046577001

Сч.№ 40101810500000010010 КПП 665801001 УИН 19211669990074325402

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента оглашения, путем подачи жалобы через Синарский районный суд.

Судья: А.В. Москалева