ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-53/2021 от 27.04.2021 Глушковского районного суда (Курская область)

Дело №5-53/2021г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

поселок Глушково 27 апреля 2021 года

Судья Глушковского районного суда Курской области Вензенко Н.В.,

с участием представителя ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» ФИО1,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО», юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., с учетом определения об исправлении описки от 15.03.2021г., предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО», было установлено: ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ, при составлении акта о результатах проведения плановой выездной проверки в отношении свинокомплекса «Курск» в с.Веселое ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО», что на предприятии, осуществляющим действия (работы) со стоками навозными при самосплавной системе навозоудаления свиней (код по ФККО 1 12 552 12 32 3), 3 класс опасности – умеренно опасные отходы, отсутствует лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности в части выполнения работ по обезвреживанию отходов 3 класса опасности или, при наличии установленной законодательством документации на производство продукции, утилизации отходов 3 класса опасности, в нарушение п.2 ст.19, ст.24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст.11, ч.1,ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.е. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 вину ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» в совершении вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, не признал, просил производство по делу прекратить по основаниям, указанным в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что само по себе нахождение на территории ООО отходов, образующихся в результате производственной его деятельности, и их использование в дальнейшей его деятельности, не может рассматриваться в качестве самостоятельной целенаправленной деятельности данного ООО по размещению отходов, требующей получения соответствующей лицензии; отсутствие необходимости получения лицензии на утилизацию отходов для ООО подтверждается также позицией Минприроды России, изложенной в разъяснении от ДД.ММ.ГГГГ, которое игнорирует Росприроднадзор и опубликованному на официальном сайте Минприроды России; удобрение Общества на основании свиного навоза соответствует ГОСТ и ТУ и имеет паспорта качества; свиной навоз проходит естественную биологическую обработку, то есть не обеззараживается на специальных установках или специальном оборудовании, а превращение навоза в удобрение происходит естественным путем, следовательно, процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не являются деятельностью по его обезвреживанию и утилизации в смысле Закона № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», при составлении акта и протокола об административном правонарушении Росприроднадзором допущены процессуальные нарушения норм КоАП РФ, обществу не представлено определение об исправлении описки в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, его представителю не разъяснялись права и обязанности предусмотренные законом при составлении протокола об административном правонарушении, а также ему не вручалось уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ будет составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» осуществляет коммерческую (хозяйственную) деятельность по выращиванию мясных свиней по адресу: <адрес> (Свинокомплекс «Курск» с.Веселое).

Приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора №54/п/к от 20.01.2021г. была назначена плановая выездная проверка ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» по месту деятельности: <адрес> (Свинокомплекс «Курск» с.Веселое).

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ., проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., госинспектор Роприроднадзора пришел к выводу, что ООО «СПФО», осуществляющему действия (работы) с природными стоками, требуется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV класса опасности или, при наличии установленной законодательством документации на производство продукции, утилизации 3 класса опасности. В настоящее время ООО «СПФО» лицензии на вышеуказанную деятельность не имеет. В результате хозяйственной деятельности Общества заключающейся в выращивании и продаже свиней, на его свиноводческих фермах образуются отходы – в том, числе навоз, отнесенный к III классу опасности, который удаляется из свинарников автоматически и доставляется в отстойники (лагуны), где отстаивается в течение 6 месяцев с последующим использованием в качестве удобрений на полях. Юридическим лицом предусмотрены места для временного накопления отходов. Навоз не сдается для утилизации или хранения другим юридическим лицам. ООО «СПФО» не занимается деятельностью по транспортированию отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к опасным отходам относятся отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ).

Согласно, классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445 навоз свиней свежий и перепревший относится к отходу 3 и 4 класса опасности соответственно.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" о лицензировании настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно пункту 4.6 ГОСТа Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.06.2001 N 251-ст, лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.).

Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 и действующих до настоящего времени, также установлено, что временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов и является временной мерой; предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.

Из системного толкования указанных норм следует, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов распространяется только на специализированные организации, для которых эта деятельность является основной деятельностью, осуществляемой с целью получения прибыли.

В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованными 24 мая 2016 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу п. 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219.

Как следует из разъяснений Министерства сельского хозяйства РФ от 11 августа 2016 г. N ВА-14-27/8782, из смысла статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов).

Таким образом, если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Как установлено судом, ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» занимается животноводческим производством, в результате которого образуются отходы естественного происхождения, следовательно, само по себе нахождение на его территории отходов, образующихся в результате его производственной деятельности, и их использование в дальнейшей его деятельности, не может рассматриваться в качестве самостоятельной целенаправленной деятельности данного Общества по размещению отходов, требующей получения соответствующей лицензии.

Кроме того, использование свиного навоза в качестве удобрения на собственных полях не является предпринимательской деятельностью, не преследует цель – получение прибыли.

При установленных обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить законного представителя юридического лица о времени и составления протокола.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии представителя по доверенности ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» ФИО4, обществу вменяется совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ, при этом в материалах дела имеется определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого следует читать: административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, а не ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, как ошибочно указано в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., которое лицу привлекаемому к административной ответственности или его представителю не направлялось, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о его направлении (вручении), представитель ООО ФИО1 в судебном заседании также пояснил, что ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» копию данного определения не получало. Кроме того, допущенный к участию в деле об административном правонарушении в отношении ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» представитель ФИО4, согласно представленной органом Росприроднадзора суду 16.04.2021г. факсимильной связью копии доверенности на имя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. не наделена полномочиями по обжалованию действий, постановлений, определений должностных лиц госоргана в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении были существенно нарушены права ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО», установленные КоАП РФ, что не позволило ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» ООО «СПФО» реализовать свои права на защиту, а административному органу рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.24.5 ч.1 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Чароен Покпанд Фудс (зарубежные инвестиции)» за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд Курской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: (подпись) Н.В.Вензенко

Копия верна: Судья: Н.В. Вензенко