ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-53/2023 от 08.12.2023 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-53/2023 постановление, Жуков А.Н. № 5-53/2023

УИД 87RS0001-01-2023-000429-91

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь 8 декабря 2023 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием прокурора Билыка М.В., лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, врио начальника Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении временно исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2023 года временно исполняющий обязанности начальника Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (далее – врио начальника Департамента) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, врио начальника Департамента ФИО1 направил в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд жалобу, в которой просит данное постановление отменить.

В возражениях на жалобу заместитель прокурора Чукотского автономного округа Махов А.Л. просит в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.

В судебном заседании врио начальника Департамента ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Старший помощник прокурора Чукотского автономного округа Билык М.В. в судебном заседании просил оставить жалобу ФИО1 без удовлетворения, постановление судьи Анадырского городского суда – без изменения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьёй 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В силу пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 названного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 этого Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановлением судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2023 года врио начальника Департамента ФИО1 признан виновным в том, что 14 августа 2023 года он не исполнил требование акта прокурорского реагирования о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, обеспечив соблюдение сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года и установленного распоряжением Правительства Российской федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р Норматива по численности десантников-пожарных – представление прокурора Чукотского автономного округа от 10 июля 2023 года № Прдс-72-23 в установленный им срок.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 августа 2023 года, вынесенным заместителем прокурора Чукотского автономного округа Маховым А.Л., из которого следует, что в соответствии со статьями 1, 22 Федерального закона о прокуратуре прокуратурой округа на основании решения от 3 июля 2023 года № 112 проведена проверка исполнения Департаментом законодательства в области лесных отношений, организации тушения ландшафтных (природных) пожаров. По итогам проверки установлено, что Департамент в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) реализует переданные Российской Федерацией государственные полномочия по осуществлению на землях лесного фонда мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Перечень и состав лесопожарных формирований на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств с учётом уровня пожарной опасности в лесах определяется в плане тушения лесных пожаров и в сводном плане тушения лесных пожаров (часть 1 и 3 статьи 53.3 ЛК РФ). Сводный план тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года (далее – Сводный план тушения) утверждён временно исполняющим обязанности Губернатора Чукотского автономного округа 20 марта 2023 года по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу. Разделом 3 (таблицы 1, 2, 5) Сводного плана тушения определены лесопожарные формирования в составе Билибинского, Марковского, авиаотделений ГАУ Чукотского автономного округа «База авиационной охраны лесов» (далее – ГАУ «Авиабаза»), численностью не менее 56 десантников-пожарных (далее – ДПС). Приложением № 6 к Сводному плану тушения укомплектование штата ДПС предусмотрено на 100% к началу пожароопасного сезона. Для участия в проведении работ по тушению лесных пожаров по срочным трудовым договорам запланировано привлечение 56 ДПС, из них 8 руководителей тушения лесных пожаров (инструкторы парашютно-десантной группы). Штатное расписание с численностью десантников-пожарных и инструкторов парашютно-десантной группы в количестве 56 человек доведено Департаментом до ГАУ «Авиабаза» 27 декабря 2022 года. Начало пожароопасного сезона установлено постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13 февраля 2023 года № 87 «Об установлении начала пожароопасного сезона и утверждении Перечня населённых пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления Чукотского автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров» с 1 июня 2023 года. Лесопожарные формирования в соответствии с таблицей 5 раздела 3 Сводного плана тушения должны находиться в полной готовности вне зависимости от класса пожарной опасности и его уровня. По нормативам обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р, для Чукотского автономного округа установлен Норматив по численности десантников-пожарных в количестве не менее 48 человек. Между тем в нарушение частей 1 и 3 53.3 Лесного кодекса, раздела 3, приложения № 6 к Сводному плану тушения укомплектование штата ДПС как на начало пожароопасного сезона, так и в период его проведения Департаментом и подведомственным ему ГАУ «Авиабаза» не обеспечено. При необходимой штатной численности лесопожарных формирований в количестве 56 должностей ДПС по состоянию на 10 июля 2023 года ГАУ «Авиабаза» принято на работу по срочным трудовым договорам лишь 34 человека, что указывает о недостаточном контроле Департамента за подведомственным ему Учреждением, несоблюдении норматива обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, утверждённого Распоряжением № 1605-р. Указанные нарушения при подготовки к пожароопасному сезону 2023 года нашли своё подтверждение в ходе внеплановой проверки, проведённой Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, по итогам которой Департаменту 28 апреля 2023 года выдано предписание № 7/2023 о принятии до 31 мая 2023 года мер по доведению штатной численности лесопожарных формирований Учреждения до установленных нормативов, предусмотренных Сводным планом тушения. По результатам выявленных нарушений законов, а также учитывая полномочия Департамента по координации и контролю за деятельностью учреждений, находящихся в его ведении, заместителем прокурора округа 10июля 2023 года зв № Прдс-72-23 внесено представление временно исполняющему обязанности начальника департамента ФИО1 с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, обеспечив соблюдение сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года и установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р Норматива по численности десантников пожарных (пункт 1). В пункте 4 резолютивной части представления указано требование сообщить прокурору в письменной форме о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона в месячный срок. 18 июля 2023 года врио начальника Департамента ФИО1 в адрес прокурора направлен ответ на представление № 02-18/2305, который не содержит информации о принятых мерах по устранению нарушения законов. В нём не отражена информация об исполнении Сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года и установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р Норматива по укомплектованию лесопожарных формирований десантниками-пожарными. На дату предоставления ответа в прокуратуру округа количество ДПС, привлечённых по трудовым договорам в лесопожарные формирования ГАУ «Авиабаза», по-прежнему не превышало 34 человек, что не отвечает ка Сводному плану тушения, так и утверждённому Распоряжением № 1605-р Нормативу. Указанное количество ПДПС привлечено и по состоянию на 1 августа, 11 августа 2023 года, что подтверждается ответом ГАУ «Авиабаза» от 15 августа 2023 года № 01-07/211. Приведённое игнорирование требований прокурора, умышленное неисполнение внесённого им представления свидетельствует о совершении 14 августа 2023 года врио начальника Департамента ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ.

Кроме того, фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, представлением заместителя прокурора Чукотского автономного округа от 10 июля 2023 года № Прдс-72-23 (л.д. 3-5), которое получено Департаментом природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа 11 июля 2023 года (л.д.6); ответом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 18 июля 2023 года № 02-18/2305, из которого следует, в частности, что доводы прокуратуры Чукотского автономного округа о несоблюдении мер по надлежащему исполнению плана (сводного плана) тушения лесных пожаров на территории Чукотского лесничества должностными лицами Департамента и подведомственным ГАУ ЧАО «База авиационной охраны лесов» нормативной численности работников лесопожарных формирований они полагают необоснованными, поскольку в нормативных документах указано количество сил пожаротушения в составе лесопожарных формирований, а не штатная или нормативная численность работников лесопожарных формирований. Группировка сил, привлекаемых на договорной основе ГАУ ЧАО «База авиационной охраны лесов» на территории округа для тушения лесных пожаров составляет 60 человек ДПС и 4 летчика-наблюдателя, что составляет 107% от количества сил пожаротушения, указанных в Планах тушения пожаров, а также 125% от норматива обеспеченности численностью лесопожарных формирований десантников-пожарных и парашютистов-пожарных, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 года № 1605-р. (л.д. 7-12); ответом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 5 июля 2023 года № 02-18/2150 на требование прокуратуры Чукотского автономного округа от 3 июля 2023 года № 2023/ТребС1644-3 (л.д. 17-22); письмом ГАУ «Авиабаза» от 26 июля 2023 года № 01-07/187 (л.д. 71); письмом ГАУ «Авиабаза» от 15 августа 2023 года № 01-07/211 (л.д. 90-91); предписанием Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 28 апреля 2023 года № 02-12/1650 (л.д. 113-114); Актом проверки Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органу государственной власти Чукотского автономного округа полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по организации охраны лесов в части подготовки к пожароопасному сезону (л.д. 116-138); рапортом старшего помощника прокурора Чукотского автономного округа Билыка М.В. от 3 августа 2023 года (л.д. 141-144); письмом Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 26 сентября 2023 года № 04-11/3518 (л.д. 198-199); а также иными материалами дела.

Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований. Всем доказательствам судьёй суда первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которую нахожу правильной. Оснований для иной оценки указанных доказательств не имеется.

Признавая должностное лицо ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу, что он, как руководитель органа государственной власти Чукотского автономного округа, не выполнил требования прокурора по устранению допущенных подведомственным учреждением ГАУ «Авиабаза» нарушений сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года в части норматива численности десантников-пожарных.

Решением Арбитражного суд Чукотского автономного округа от 9 октября 2023 года по делу № А80-396/2023, оставленному без изменения апелляционным определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2023 года в удовлетворении требований Департамента природных ресурсов и экологии Чукотско8го автономного округа о признании незаконным представления прокуратуры Чукотского автономного округа от 10 июля 2023 года № Прдс-72-23 отказано (л.д. 216-225).

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ с учётом привлечения его в административной ответственности за совершение в 2022 году аналогичного правонарушения.

Нарушений норм процессуального права при производстве по настоящему делу об административном правонарушении судьёй Анадырского городского суда не допущено. Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене судебного постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах постановление судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2023 года подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление судьи Анадырского городского суда от 16 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица временно исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья суда

Чукотского автономного округа С.А. Принцев