ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5420/2021 от 07.10.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2021-010445-77

Дело № 5-5420/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

07 октября 2021 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., при секретаре Душевской К.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика - ОАО «Российский железные дороги», (ИНН **, ОГРН **, зарегистрированного в качестве юридического лица **.**.2003 Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве), находящееся по адресу: <адрес> ранее привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

**.**.2021 в ** ч. ** мин. на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни прибыл груженый поезд № ** для въезда на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: ж/д накладная № 12008512 от 08.06.2021, инвойс № 121200536 от 30.05.2021, упаковочный лист № 03 от 08.06.2021 к инвойсу № 121200536 от 30.05.2021, декларация на товары № 10228010/090621/0257028, согласно которым перемещался товар - «Оксид алюминия Y(Гамма) – модификации (AL2O3, глинозем) чистотой 99,0 %, полученный кальцинацией (прокаливанием) гидроксида алюминия при температуре 800-900С в виде порошка с размером частиц 60-150 (20-149) микрон, плотностью 3,470 (3,478) г/см куб., насыпью плотностью 0,99 (1,02) г/см куб., применяется в керамическом, огнеупорном, стеклолитейном производстве» В ходе таможенного наблюдения установлено, что пломбы отправителя исправны и обеспечивают сохранность груза, их номера соответствуют данным, указанным в ТСД.

12.06.2021 в 16 ч. 50 мин. в ОТО и ТК №1 т/п ЖДПП Скангали поступило уведомление от ПУ ФСБ КПП «Пыталово» о проведении под таможенным наблюдением досмотра пограничным нарядом вагонов №№ ** следующих в составе поезда № **

По результатам проведенного контроля в порожних отсеках вагонов №№** выявлен незаявленный в товаросопроводительных документах товар в виде деревянных обрешёток (досок) и брусков различных размеров без маркировки.

В результате проведенного таможенного досмотра железнодорожных вагонов №№ **, установлено, что в консольных частях вагонов №№ ** со сдвижной дверью, предназначенных для перевозки алюминия, находятся доски и бруски из дерева, без маркировки в количестве 60 единиц, общим объемом – 0,690 м3. Замеры объёма выполнены поштучным методом по методике М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136.

Предмет административного правонарушения - доски и бруски из дерева, без маркировки в количестве 60 единиц, общим объемом – 0,690 м3, не изымался, арест на него не накладывался, поскольку документы на выявленный товар предоставлены не были. Незаявленный товар в связи с отсутствием документов о соблюдении запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», возвращен на территорию Латвии.

Таким образом перевозчик ОАО «Российские железные дороги», имея сведения о наличии груза «доски и бруски из дерева» в вагонах №№ ** сообщил таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Представитель Псковской таможни ФИО1 полагала вину юридического лица доказанной совокупностью представленных в дело доказательств, просила назначать перевозчику административное наказание в пределах санкции статьи. Также указала на то, что товар «пиломатериалы» подпадает под действие фитосанитарных правил.

Защитник ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 в судебном заседании указал на непризнание вины во вмененном административном правонарушении, просил суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Так указал, что право проверки перевозчиком достоверности сведений, указанных в железнодорожных накладных ограничено визуальным осмотром вагонов без нарушения целостности пломб отправителя, что не позволяет перевозчику точно определить наименование товара и количество грузовых мест. В тоже время для получения разрешения на проведение проверки сведений, указанных в товаросопроводительных документах, в том числе в железнодорожной накладной, перевозчик обязан представить таможенному органу товаросопроводительные документы. С учетом того, что у перевозчика отсутствует обязанность по проверке содержимого грузовых мест для определения точного наименования товара, вина ОАО «РЖД» в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товаров путем предоставления недостоверных документов не имеется.

Заслушав представителя Псковской таможни ФИО1, защитника ОАО «Российские железные дороги» ФИО2, допросив свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товар – это любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

На основании статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Согласно пп. 4 части 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения, в том числе, следующие документы и сведения при международной перевозке железнодорожным транспортом:

- транспортные (перевозочные) документы;

- передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав;

- сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, весе брутто товаров и о видах упаковки.

Таким образом, при осуществлении таможенного контроля выявлено, что перевозчиком нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС относительно предоставления Таможенному органу Российской Федерации достоверных сведений о наименовании товара, при убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.

Таким образом, перевозчик товара ОАО «РЖД» нарушил требования, предусмотренные статьями 88, 89 ТК ЕАЭС, и в его действиях установлено событие административного правонарушения, выразившегося в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Союза путем представления в таможенный орган недействительных товаросопроводительных документов, а именно: ж/д накладная № 12008512 от 08.06.2021, инвойс № 121200536 от 30.05.2021, упаковочный лист № 03 от 08.06.2021 к инвойсу № 121200536 от 30.05.2021, декларация на товары № 10228010/090621/0257028, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП России.

Судом установлено, что **.**2021 в ** ч. ** мин. на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни прибыл груженый поезд № ** для въезда на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: ж/д накладная № 12008512 от 08.06.2021, инвойс № 121200536 от 30.05.2021, упаковочный лист № 03 от 08.06.2021 к инвойсу № 121200536 от 30.05.2021, декларация на товары № 10228010/090621/0257028, согласно которым перемещался товар - «Оксид алюминия Y(Гамма) – модификации (AL2O3, глинозем) чистотой 99,0 %, полученный кальцинацией (прокаливанием) гидроксида алюминия при температуре 800-900С в виде порошка с размером частиц 60-150 (20-149) микрон, плотностью 3,470 (3,478) г/см куб., насыпью плотностью 0,99 (1,02) г/см куб., применяется в керамическом, огнеупорном, стеклолитейном производстве» В ходе таможенного наблюдения установлено, что пломбы отправителя исправны и обеспечивают сохранность груза, их номера соответствуют данным, указанным в ТСД.

12.06.2021 в 16 ч. 50 мин. в ОТО и ТК №1 т/п ЖДПП Скангали поступило уведомление от ПУ ФСБ КПП «Пыталово» о проведении под таможенным наблюдением досмотра пограничным нарядом вагонов №№ ** следующих в составе поезда № **.

По результатам проведенного контроля в порожних отсеках вагонов №** выявлен незаявленный в товаросопроводительных документах товар в виде деревянных обрешёток (досок) и брусков различных размеров без маркировки.

В результате проведенного таможенного досмотра железнодорожных вагонов №№ **, установлено, что в консольных частях вагонов №№ ** со сдвижной дверью, предназначенных для перевозки алюминия, находятся доски и бруски из дерева, без маркировки в количестве 60 единиц, общим объемом – 0,690 м3. Замеры объёма выполнены поштучным методом по методике М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136.

Предмет административного правонарушения - доски и бруски из дерева, без маркировки в количестве 60 единиц, общим объемом – 0,690 м3, не изымался, арест на него не накладывался, поскольку документы на выявленный товар предоставлены не были. Незаявленный товар в связи с отсутствием документов о соблюдении запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», возвращен на территорию Латвии.

Согласно письма заместителя начальника отдела по таможенной деятельности филиала ОАО «РЖД» Центр фирменного транспортного обслуживания ФИО4, вагоны №№ ** накладная № 12008512 принимались к перевозке договорным перевозчиком республики Латвия. Товаросопроводительные документы были оформлены иностранным грузоотправителем. 12.06.2021 при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» был предъявлен таможенному органу товар и транспортные средства в неизменном состоянии за исправными пломбами отправителя и перевозочными (транспортными) и товаросопроводительными документами, сформированным иностранным грузоотправителем, а также предварительной информацией перевозчика республики Латвии.

В рамках административного расследования направлен запрос в адрес получателя товара АО «Боровичский комбинат огнеупоров», которым сообщено, что по каким причинам в товаросопроводительных документах отсутствовали сведения о товаре: доски и бруски из дерева, без маркировки в количестве 60 единиц, общим объемом – 0,690 м3, обществу не известно, в адрес получателя следовал товар «глинозем», поставляемый навалом, оформлением перевозочных документов занимался экспедитор ООО «Транс-Логик Траст»

Кроме того, в судебном заседании был опрошен в качестве свидетеля П.М. который пояснил, что им был составлен акт осмотра. Досмотр вагонов производился ночью. В ходе комиссионного осмотра был обнаружен незадекларированный товар (доски, бруски сколоченные), которые не могли быть частью вагона. Пояснения со стороны перевозчика относительно нахождения досок в вагоне не было представлено. Вагоны были в составе поезда с глиноземом, доски располагались в боковых частях вагона, которые не были опломбированы (середина вагона предназначалась для сыпучих грузов, в боковая его часть для твердых грузов).

Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «Российские железные дороги» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства и место принятия ОАО «Российские железные дороги» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.

Вместе с тем, в случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.

Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «Российские железные дороги», который должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.

Указанным правом ОАО «Российские железные дороги» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах, принимаемых ОАО «Российские железные дороги» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют, ОАО «Российские железные дороги» не представлено. Напротив, из обстоятельств дела следует, что общество приняло товар к перевозке, без какой-либо проверки сведений о нем, хотя имело возможность проверить неопломбированные и не закрытые части вагонов.

Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточной степени заботливости ОАО «Российские железные дороги» о соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в действиях ОАО «Российские железные дороги».

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» нарушен порядок предоставления сведений о наименовании товара в товаросопроводительных документах при прибытии на таможенную территории ЕАЭС.

Объектом данного правонарушения являются отношения, регламентирующие порядок предоставления и сообщения в таможенный орган сведений о товарах при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Объективная сторона правонарушения заключается в действии, выразившемся в сообщении ОАО «РЖД» в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Союза путем предоставления в таможенный орган недействительных документов.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина перевозчика ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: товаросопроводительные документы (копии): ж/д накладная № 12008512 от 08.06.2021, инвойс № 121200536 от 30.05.2021, упаковочный лист № 03 от 08.06.2021 к инвойсу № 121200536 от 30.05.2021, декларация на товары № 10228010/090621/0257028, акт таможенного осмотра № 10209030/120621/100008, акт таможенного досмотра № 10209030/160621/00072, и другими материалами, находящимися в деле об административном правонарушении.

Принимая во внимание указанное, в действиях ОАО «Российские железные дороги» усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в перемещении товаров через таможенную границу РФ с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

При разрешении вопроса о виде наказания юридическому лицу, суд исходит из следующего.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» ранее привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд, считает необходимым назначить перевозчику наказание в виде административного штрафа.

Издержки по делу отсутствуют.

Руководствуясь ч. 3 ст. 16.1, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать перевозчика - ОАО «Российский железные дороги», (ИНН **, ОГРН **, зарегистрированного в качестве юридического лица **.**.2003 Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве), находящееся по адресу: <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 52 000 (Пятьдесят две тысячи) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: МО УФК (ФТС России).

Получатель: ИНН – <***>; КПП – 773001001.

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва // МО УФК Москва.

БИК: 024501901; номер счета 03100643000000019502; номер лицевого счета <***>; статус плательщика 06; очередь платежа 5; ОКТМО 45328000; основание платежа 0; код таможенного органа 10209000; КБК 15311604000016000140; УИН 15310102090002261212; назначение платежа оплата штрафа по делу об АП №10209000-002261/2021.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Срок предъявления к исполнению 2 года.

Судья М.В. Новикова