Уникальный идентификатор дела: 66МS0№-31
КОПИЯ
Дело №
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Мотивированное постановление изготовлено 15 июля 2021 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 июля 2021 года город Первоуральск Свердловской области
Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Антропов Иван Валерьевич,
в соответствии со статьями 22.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чистовского И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Чистовского Игоря Анатольевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: ДД.ММ.ГГГГ, наименование регистрирующего органа: <адрес> паспорт гражданина Российской Федерации, серия № выдан Управлением внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ код подразделения №, СНИЛС №
установил:
18 мая 2021 года в 10 час. 00 мин. при проведении административного расследования специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда ФИО3 на момент осмотра помещений магазина «Автозапчасти», ИП Чистовский И.А., по адресу: <адрес>, выявлено, что индивидуальный предприниматель Чистовский И.А. осуществлял продажу товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, хранение таких товара и продукции в целях сбыта, а именно: при проверке (сканировании) средств идентификации, нанесенных на шины, в приложении «Честный знак» (Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий) и на товаре, в нарушение требований статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1, пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин», пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», на проинспектированном товаре:
шинах Nokian Hakka Green 2, 88Н, цена 4169 рублей, 185/60, R15, made in Finland, в ассортименте 1 шт. отсутствует информация, предусмотренная законодательством (без маркировки средствами идентификации): идентификационный номер налогоплательщика заявителя, код товара (при наличии), 4-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (начиная с 1 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры), ширина профиля шины, номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине, тип конструкции каркаса шины, номинальный посадочный диаметр обода, индекс нагрузки на шину, числовое значение, категория скорости, буквенное обозначение, сезонность (виды шин), тип шины по способу герметизации,
шинах Michelin CrossClimate 89V (033462/349618), цена 6589 рублей, 15195/55, made in Spain, в ассортименте 1 шт. отсутствует информация, предусмотренная законодательством (без маркировки средствами идентификации): идентификационный номер налогоплательщика заявителя, код товара (при наличии), 4-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (начиная с 1 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры), ширина профиля шины, номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине, тип конструкции каркаса шины, номинальный посадочный диаметр обода, индекс нагрузки на шину, числовое значение, категория скорости, буквенное обозначение, сезонность (виды шин), тип шины по способу герметизации,
шинах NEXEN N blue HD Plus 91V, цена 3438 рублей, 16205/55, made in Korea, в ассортименте 1 шт. отсутствует информация, предусмотренная законодательством (без маркировки средствами идентификации): идентификационный номер налогоплательщика заявителя, код товара (при наличии), 4-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (начиная с 1 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры), тип конструкции каркаса шины, тип шины по способу герметизации,
шинах Форвард Сафари, 540, цена 5133 рублей, 15235/75, произведено в Барнауле, в ассортименте 1 шт. отсутствует информация, предусмотренная законодательством (без маркировки средствами идентификации): идентификационный номер налогоплательщика заявителя, код товара (при наличии), 4-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (начиная с 1 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры), ширина профиля шины, номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине, тип конструкции каркаса шины, номинальный посадочный диаметр обода, индекс нагрузки на шину, числовое значение, категория скорости, буквенное обозначение, сезонность (виды шин), тип шины по способу герметизации,
шинах TIGAR Cargo Speed Winter, цена 6415 рублей, 118/116R ш (CAI 793474), made in Europe, в ассортименте 1 шт. отсутствует информация, предусмотренная законодательством (без маркировки средствами идентификации): идентификационный номер налогоплательщика заявителя, код товара (при наличии), 4-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (начиная с 1 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры), ширина профиля шины, номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине, тип конструкции каркаса шины, номинальный посадочный диаметр обода, индекс нагрузки на шину, числовое значение, категория скорости, буквенное обозначение, сезонность (виды шин), тип шины по способу герметизации.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чистовский И.А. вину в совершении административного правонарушения не признал, повторив доводы, изложенные в письменных пояснениях по существу протокола об административном правонарушении. Суду пояснил, что необходимая информация на товар была размещена через систему «Честный знак» и наложением кода маркировки (QR кода) на товар, а также путем размещения информации на ценниках и ярлыках, закрепленных непосредственно на товаре, при этом полагает, что обязанность переводить такую информацию на русский язык на него законодательством не возложена.
Опрошенные в судебном заседании в качестве должностных лиц Роспотребнадзора специалист-эксперт ФИО3 и ведущий специалист-эксперт ФИО4 пояснили, что событие административного правонарушения и виновность индивидуального предпринимателя Чистовского И.А. в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела относимых и допустимых доказательств, в нарушение требований законодательства необходимая маркировка в полном объеме на проинспектированном товаре отсутствовала как визуально на товаре, так и при сканировании средств идентификации в приложении «Честный знак».
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чистовского И.А., должностных лиц Роспотребнадзора ФИО3, ФИО4, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Чистовского И.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.
Согласно преамбуле распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», маркировка – комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного знака), содержащего средства идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.
Часть 1 статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации налагает на продавца обязанность по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующей установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Как видно из материалов дела, при проведении административного расследования 18 мая 2021 года должностными лицами Роспотребнадзора выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем Чистовским И.А. требований статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1, пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин», пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», выразившееся в продаже товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, хранении таких товара и продукции в целях сбыта, а именно без маркировки средствами идентификации – без информации об идентификационном номере налогоплательщика заявителя, коде товара (при наличии), 4-значном коде единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (начиная с 1 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры), ширине профиля шины, номинальном отношении высоты профиля шины к его ширине, типе конструкции каркаса шины, номинальном посадочном диаметре обода, индексе нагрузки на шину, числовом значении, категории скорости, буквенном обозначении, сезонности (видах шин), типе шины по способу гермитизации, в отношении шин в ассортименте.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8-10).
Фактические обстоятельства нарушения подтверждаются материалами дела, в частности, обращением СРОО «Здоровье и благополучие» от 07 апреля 2021 года № 10 о нарушении требований законодательства в части реализации шин без соответствующей маркировки средствами идентификации (л.д. 15-21), служебными записками должностных лиц Роспотребнадзора от 20 апреля 2021 года, 29 апреля 2021 года (л.д. 22, 25), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, от 29 апреля 2021 года (л.д. 23-24), определением о внесении изменений в определение от 29 апреля 2021 года (л.д. 26-27), определением о проведении фотосъемки, видеозаписи от 29 апреля 2021 года (л.д. 28), видеозаписью нарушений (л.д. 3), протоколом осмотра помещений от 29 апреля 2021 года (л.д. 29-31), копиями универсальных передаточных документов, маркировок и кодов на реализуемый товар и сертификатами соответствия (л.д. 32-69), сведениями об индивидуальном предпринимателе Чистовском И.А. из ЕГРИП (л.д. 70-72), фотографиями ценников и ярлыков (л.д. 112-116), а также пояснениями должностных лиц Роспотребнадзора ФИО3 и ФИО4, данных в судебном заседании, согласно которым при осмотре магазина и инспектировании товара в нарушение требований законодательства необходимая маркировка в полном объеме на товаре отсутствовала.
При этом отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам, так как они последовательны, непротиворечивы и получены с соблюдением закона.
Вопреки доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, факт принятия мер по устранению нарушений на момент рассмотрения дела не освобождает индивидуального предпринимателя Чистовского И.А. от административной ответственности, поскольку на момент административного расследования и осмотра нарушения имели место.
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о принятии необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении торговли шинами на материалах дела не основаны, так как опровергаются протоколом осмотра помещений магазина, в ходе которого должностными лицами Роспотребнадзора выявлены нарушения. Не опровергают такие доводы и показания опрошенной в качестве свидетеля ФИО5, работающей бухгалтером у ИП Чистовского И.А., которая пояснила, что заводила в систему «Честный знак» сведения о товаре в виде наименования товара и торговой марки, иную информацию о товаре в систему «Честный знак» она не вносила, иным образом на товаре или в помещении магазина не размещала.
Поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям возникает уже при наличии факта продажи товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранения таких товара и продукции в целях сбыта, и не зависит от наличия или отсутствия вреда, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как это противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основополагающей из которых является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Выявленные нарушения обязательных требований законодательства влекут нарушение права потребителя при приобретении товара в отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях индивидуального предпринимателя Чистовского И.А., поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, реглам6ентирующего оборот товаров (шины и покрышки), однако, данные требования им выполнены не были.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Согласно материалам дела, Чистовский И.А. зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 31 января 2008 года.
Факт ненадлежащего исполнения обязательных требований законодательства в сфере осуществляемой индивидуальным предпринимателем Чистовским И.А. деятельности нахожу установленным в судебном заседании.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Чистовский И.А. имел возможность своевременно (до осмотра) провести мероприятия, направленные на соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей в полном объеме. Вместе с тем, доказательства принятия таких действий до проведения административного расследования им не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, бездействие индивидуального предпринимателя Чистовского И.А. надлежит квалифицировать по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение таких товаров и продукции в целях сбыта.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При рассмотрении дела нарушений требований закона, влияющих на прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном конкретном случае не применяются в связи с отсутствием совокупности оснований для их применения, поскольку совершенное правонарушение посягает на права потребителей на получение информации и на приобретение качественного товара, а также создает угрозу здоровья людей.
Несоблюдение требований к маркировке товара нарушает права потребителей и влечет угрозу здоровья и жизни людей.
В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания, учитываю характер совершенного правонарушения, фактические обстоятельства дела, данные о личности Чистовского И.А., его семейное и имущественное положение.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, что установлено в судебном заседании. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.
С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, а также в целях защиты прав и интересов неограниченного круга лиц, полагаю необходимым назначить индивидуальному предпринимателю Чистовскому И.А. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией данной статьи.
Санкция части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение дополнительного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Вместе с тем, поскольку объективная сторона правонарушения выражена в нарушении правил продажи товара и продукции без маркировки и хранение таких товара и продукции в целях сбыта, а изъятие предметов административного правонарушения (проинспектированных шинах в ассортименте) в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке должностными лицами Роспотребнадзора не производилось (протокол изъятия или ареста товара в рамках административного расследования не составлялся), назначение дополнительного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения в данном конкретном случае не применимо.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Чистовского Игоря Анатольевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Разъяснить Чистовскому И.А., что на основании ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу через кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК банка получателя (БИК ТОФК) 016577551, ОКТМО 65753000, номер счета банка получателя средств (Единый казначейский счет): 40102810645370000054, номер счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000016200, наименование банка: Уральское ГУ Банка России // УФК по Свердловской области г. Екатеринбург, КБК 14111601151010012140, УИН 14102660016121002697, ЕИП 4662515447670.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление для принудительного исполнения будет направлено в службу судебных приставов.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Первоуральский городской суд.
Судья: подпись. И.В. Антропов
Копия верна. Судья: И.В. Антропов