Дело № 5-545/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г.Архангельск, ул.Р.Куликова, 15 13 августа 2015 года
Судья Ломоносовского районного суда г.Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – ... расположенного по адресу: ...,
установил:
<Дата> старшим государственным инспектором РФ по Архангельской области по контролю за использованием и охраной водных объектов, по охране природы ... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении ... (далее - ...).
Согласно данному протоколу ... в нарушение п.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ использует отстойный пункт «<***>» акватории р. ..., разместив там теплоходы «<***>» и «<***>», без договора водопользования.
Использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами и государственного экологического надзора, государственного инспектора ...., защитников ...... и ...., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Вменяя ... использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, должностное лицо административного органа в качестве доказательств события административного правонарушения и вины юридического лица ссылается на то, что ..., основным видом деятельности которого является содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений, и для осуществления которой на балансе учреждения и его филиала – Архангельского района водных путей, находится речной флот, разработан и утвержден в установленном порядке План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В указном плане отражено, что суда Архангельского района водных путей эксплуатируются на участке реки ... от п. ... до г. ... в течение всей летней навигации, в том числе на реках ... (21 день в мае) и ... от с. ... до переката ... (48 дней с мая по июнь). В период навигации Архангельским районом водных путей организуются отстойные пункты <***> и <***>.
Согласно Плану по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатация судоходных путей, использование водной акватории для размещения и отстоя флота ... осуществляется на основании Договоров водопользования.
Между ... и Департаментом природных ресурсов Архангельской области <Дата> заключен договор водопользования <№> на срок до <Дата> на использование акватории реки ... бассейна реки ... для отстоя и стоянки плавательных средств в затоне <***> р. ... в ... районе.
В рамках административного расследования <Дата> старшим государственным инспектором РФ по Архангельской области по контролю за использованием и охраной водных объектов, по охране природы ... был осмотрен участок акватории р. ... – отстойный пункт «<***>», при этом зафиксировано, что на акватории находятся теплоходы Учреждения «<***>» и «<***>», о чем составлен протокол осмотра.
Заместитель начальника отдела надзора за водными ресурсами и государственного экологического надзора, государственный инспектор ... в судебном заседании пояснила, что поскольку отстой плавательных средств ... «<***>» и «<***>» в акватории реки ... осуществлялся без договора водопользования, заключенного в установленном порядке, с таким заявление ... в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не обращалось, в подтверждение чему имеется письмо от <Дата><№>, в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по ст.7.6 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, является неотъемлемой частью состава административного правонарушения, поэтому в силу требования пункта 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу частей 1,2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано доказать наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вменяя ... нарушение п.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ, и указывая, что отстой плавательных средств ... «<***>» и «<***>» в акватории реки ... осуществлялся без договора водопользования, должностное лицо неоспоримых доказательств этому не приводит.
Так согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» понятие «отстой судна» означает период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям.
В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что обстановочные теплоходы «<***>» и «<***>», находившиеся <Дата> у берега ОП «<***>», использовали акваторию р. ... именно в целях отстоя судов, что данные суда были выведены из эксплуатации.
Должностным лицом не было установлено, с какой целью теплоходы «<***>» и «<***>» причалили к берегу, где находится операторский пункт ОП «<***>», не проводились ли погрузочно-разгрузочные работы как часть вспомогательных работ и других, связанных с содержанием внутренних водных путей, работ.
Вместе с тем, как было отмечено выше, основными видами деятельности ... являются содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений, что в том числе следует из Устав Учреждения.
Для осуществления данной деятельности на балансе учреждения и его филиала – Архангельского района водных путей, находится речной флот.
Как пояснили защитники ...... и ... в судебном заседании, обстановочные теплоходы «<***>» и «<***>» выполняли свою непосредственную работу по содержанию внутренних водных путей, в частности, работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях (р. ...).
Согласно п.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации использование акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе для рекреационных целей, осуществляется на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.18 ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для судоходства, а также для проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей РФ.
Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что судоходство – это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Инфраструктура внутренних водных путей – совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием внутренних водных путей работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов (ст. 3 КВВТ РФ).
Согласно п. 1 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации содержание внутренних водных путей, в том числе и проведение путевых работ, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта возложено на администрации бассейнов внутренних водных путей, каковым и выступает ... в соответствующем бассейне.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 КВВТ РФ в целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ.
В силу презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано доказать соблюдение установленного законом порядка возбуждения дела, наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что ... не допустило противоправного, виновного действия (бездействия), за которое статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, и в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, определением старшего государственного инспектора РФ по Архангельской области по контролю за использованием и охраной водных объектов, по охране природы ... от <Дата><№> возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ..., в том числе по ст.7.6 КоАП РФ, определено провести административное расследование.
В тоже время, административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Положениями ст. 28.7 КоАП РФ проведение административного расследования по делу об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ, не предусмотрено.
Поскольку все доказательства события вмененного должностным лицом административного органа ... административного правонарушения по ст.7.6 КоАП РФ, представленные по данному делу, получены старшим государственным инспектором РФ по Архангельской области по контролю за использованием и охраной водных объектов, по охране природы ... в рамках административного расследования, назначенного с нарушением требований КоАП РФ, их нельзя признать надлежащими доказательствами, подтверждающими вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.Э. Пяттоева