Дело № 5-546/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 декабря 2020 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭКО», ОГРН <***>, ИНН <***>,
у с т а н о в и л:
23 ноября 2020 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении юридического лица ООО «ЭКО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола следует, что 23 ноября 2020 года в 10 часов 00 минут на основе анализа статистической формы 2-ТП (отходы) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, за 2019 год установлено нарушение ООО «ЭКО» части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Так, ООО «ЭКО» при эксплуатации полигона ТКО г. Нытва (Пермский край, Нытвенский район, в районе автодороги «Нытва-Новоильинский», урочище Комарова гора) осуществлено захоронение отходов производства и потребления, включенных в перечень отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается: отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные, отходы пленки полиакрилатов и изделий из нее назагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы потребления обойной, пачечной, шпульной и других видов бумаги.
В судебном заседании защитник ООО «ЭКО» Поляков В.М., действующий на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении не согласился. Пояснил, что в деле отсутствуют доказательства вины юридического лица. Надзорным органом не осуществлялся выход на полигон ТКО и не устанавливался факт захоронения на нем отходов, указанных в протоколе об административном правонарушении. Названные отходы на полигоне ТКО захоронены не были, так как предприятие установило на полигоне мусоросортировочный комплекс и названные в протоколе виды отходов отсортировываются и не подлежат захоронению. В статистической форме 2-ТП (отходы) за 2019 год информация о захоронении указанных в протоколе видов отходов указана ошибочно, в связи с чем статистическая форма подлежит корректировке. Корректировка на сегодняшний день не сделана, так как об ошибке стало известно из протокола об административном правонарушении. Также просил направить дело для рассмотрения в Краснокамский городской суд Пермского края по месту нахождения юридического лица.
Не нахожу оснований для передачи дела для рассмотрения по подведомственности в Краснокамский городской суд Пермского края в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (подпункт «з» пункта 3 становление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Поскольку ООО «ЭКО» вменяется противоправное захоронение отходов, включенных в перечень отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, то есть действие, совершенное при эксплуатации полигона ТКО г. Нытва, расположенного в Нытвенском районе Пермского края (в районе автодороги «Нытва-Новоильинский», урочище Комарова гора), дело подлежит рассмотрению Нытвенским районным судом Пермского края по месту совершения административного правонарушения.
Заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р.
Согласно пунктам 80, 85, 94, 98 названного перечня запрещается захоронение следующих видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты: отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные, отходы пленки полиакрилатов и изделий из нее назагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы потребления обойной, пачечной, шпульной и других видов бумаги.
Как следует из материалов дела, Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора 23 ноября 2020 года на основе анализа статистической формы 2-ТП (отходы) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, за 2019 год обнаружено нарушение ООО «ЭКО» законодательства об отходах производства и потребления.
Так, надзорным органом установлено, что ООО «ЭКО» в нарушение части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ при эксплуатации полигона ТКО г. Нытва (Пермский край, Нытвенский район, в районе автодороги «Нытва-Новоильинский», урочище Комарова гора) осуществлено захоронение отходов производства и потребления, включенных в перечень отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается: отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные, отходы пленки полиакрилатов и изделий из нее назагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы потребления обойной, пачечной, шпульной и других видов бумаги.
Нарушение ООО «ЭКО» части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23 ноября 2020 года (л.д. 4-5); статистической формой № 2-ТП (отходы) за 2019 год, предоставленной ООО «ЭКО», как юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (л.д. 11-19); докладной запиской по результатам анализа годовых форм федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) и перечнем юридических, осуществивших в 2019 году захоронение отходов, указанных в перечне видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (л.д. 20-21).
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ООО «ЭКО» предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за нарушение которых частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Довод защитника о не проведении надзорным органом на территории полигона проверки, по результатам которой был бы установлен факт захоронения отходов, захоронение которых запрещается, является несостоятельным. Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае не применимы, поскольку проверка юридического лица не проводилась. Должностным лицом административного органа установлено событие административного правонарушения, то есть выявлен и зафиксирован факт захоронения отходов, захоронение которых запрещается, по результатам анализа статистической формы 2-ТП (отходы) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, предоставленной ООО «ЭКО» в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Наличие у ООО «ЭКО» на полигоне ТКО г. Нытва (Пермский край, Нытвенский район, в районе автодороги «Нытва-Новоильинский», урочище Комарова гора) мусоросортировочного комплекса не опровергает того факта, что в 2019 году отходы, захоронение которых запрещается в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, были захоронены. Данный факт подтвержден формой 2-ТП (отходы), которая была предоставлена в надзорный орган ООО «ЭКО», как юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. В названной форме указаны объемы каждого вида запрещенных к захоронению отходов, в которых они захоронены на полигоне ТКО.
Ссылка защитника на ошибочное указание в отчете формы 2-ТП (отходы) на захоронение отходов, запрещенных к захоронению, не подтверждает того факта, что указанные виды отходов не были захоронены, поскольку отчет формы 2-ТП (отходы) подлежал предоставлению в надзорный орган до 15 марта 2020 года. Вместе с тем, корректировка отчета, о которой заявляет защитник, на день рассмотрения дела, то есть спустя 9 месяцев после истечения срока предоставления отчета, ООО «ЭКО» не предоставлена.
На основании изложенного нахожу доказанной вину ООО «ЭКО» во вменяемом административном правонарушении и квалифицирую действия юридического лица по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку постановлением должностного лица Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 17 декабря 2019 года № 07-02-07/506-Ю, вступление которого в законную силу подтверждено защитником в судебном заседании, ООО «ЭКО» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (л.д. 6-9).
О наличии каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением ООО «ЭКО», позволяющих применить при назначении административного наказания положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, защитником при рассмотрении дела не заявлено.
При определении наказания учитываю характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, посягающего на безопасность окружающей среды, представляющего существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, и считаю возможным назначить административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
признать общество с ограниченной ответственностью «ЭКО» (ОГРН <***>, ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам: УФК по Пермскому краю (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора), счет 40101810700000010003 в Отделение Пермь г. Пермь, КПП 590301001, ИНН <***>, БИК 045773001, КБК 048 1 16 01081 01 0002 140, ОКТМО 57701000, наименование платежа: административный штраф по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, плательщик ООО «ЭКО».
Документ, подтверждающий уплату административного штрафа, должен быть представлен в Нытвенский районный суд Пермского края.
Неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Спиридонов