№ 5-546/2023
86RS0002-01-2023-009995-77
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 25 декабря 2023 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Коваленко Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Князевой С. Г., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, паспорт №№ выдан <дата> проживающего по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
26.12.2022 года в течение рабочего времени с 09-00 часов до 18-00 часов Князева С. Г., замещающая должность директора Департамента, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, находясь по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. город Нижневартовск, <адрес>, допустила нарушение условий предоставления муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №» (далее - Учреждение) субсидий, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2, абзацем вторым пункта 3.1 раздела 3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от <дата>№ (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от <дата>№, <дата>№, <дата>№, <дата>№, <дата>№, 31.10.2022 №, <дата>№, <дата>№, <дата>№, <дата>№, 27.12.2022 №, <дата>№) (далее - Соглашение №), за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14. КоАП РФ, не перечислив Учреждению до <дата> субсидию на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленных в муниципальном задании (далее - Субсидия) на 2022 год. в сумме 783 889.00 рублей по направлению, указанному в пункте 3 приложения 1 к Соглашению № «Субсидия на выполнение муниципального задания за счет субвенции на социальную поддержку отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным обще образовательным программам (КБК 042 0702 1000284030 611 КС 0<дата>) ТС <дата>) (КЦС 402.510.001).
Аудитор контрольно- счетного органа муниципального образования - счетной палаты города Нижневартовска Газизова Ф.Ф. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, суду пояснила, что Департамент образования предоставляет субсидию – денежные средства, получаемые из округа бюджетным учреждениям – школам. Данные денежные средства поступают из округа в бюджет города, подписываются соглашения с графиками финансирования, которые обязательны к исполнению. В ходе проведения проверки было установлено, что образовательному учреждению СОШ № не были перечислены 783889 рублей, что было предусмотрено графиком финансирования. При этом изменений в соглашение не вносилось, условия соглашения нарушены.
Князева С.Г. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала, суду пояснила, что округом выделяются средства на организацию питания льготным категориям учащихся. Сначала делается предварительный расчет, затем заявка, после чего деньги перечисляются из округа и на основании соглашений со школами перечисляются на счета образовательных учреждений. Из за большого количества актированных дней дети не обучались и не питались, в связи с чем сложилась экономия денежных средств, которую было необходимо вернуть в окружной бюджет, данные денежные средства в размере 783889 были возвращены. Дополнительное соглашение подписать было невозможно, поскольку термина «дето дни» нет, расчеты ведутся по количеству человек, что некорректно. Она неоднократно обращалась в округ за разъяснениями и с предложениями поменять терминологию, однако ответ на ее письма не поступил. Считает, что протокол составлен неуполномоченным лицом.
Защитник Наумова О.Ю., действующая на основании доверенности от 25.12.2023 года, просила прекратить производство по делу, мотивируя свои требования тем, что считает, что проверка и протокол об административном правонарушении проведены неуполномоченным лицом, поскольку согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 7 Закона №4-оз органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны использовать субвенции, передаваемые из бюджета автономного округа для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, по целевому назначению. В соответствии с Соглашением №62, субсидия предоставляется на цели, установленные Законом №4-оз.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" установлено, что контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации является полномочием контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2011 №51-оз установлено, что организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета автономного округа, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации относится к полномочиям Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Межбюджетными трансфертами, согласно статье 6 БК РФ, являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпунктам 6.5.14, 6.7.26, 6.7.33.5, 6.7.33.6 и 6.7.34.2 пункта 6 постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.12.2017 №486-п "О Департаменте образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в целях осуществления контроля правомерного, целевого, эффективного и результативного использования средств бюджета автономного округа Департамент ХМАО-Югры наделен следующими полномочиями:
- финансовый контроль исполнения бюджета автономного округа, в том числе использования субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета автономного округа;
- проведение проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий, в том числе проверки целевого использования предоставленных субвенций, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий;
вынесение письменных предписаний по устранению выявленных нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
- возбуждение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Тогда как Счетная палата города Нижневартовска, согласно абзацу второму статьи 10, абзацу десятому статьи 17 Положения о контрольно-счетном органе муниципального образования - счетной палате города Нижневартовска, утвержденного решением Думы города Нижневартовска от 22.09.2021 №823, наделена полномочиями по организации и осуществлению контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета города и составлению протоколов об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством.
Просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо за малозначительностью, поскольку никакого ущерба охраняемым законом интересам государства и общества не наступило.
Защитник Калиниченко Е.Г. просила прекратить производство по делу, поскольку перечисляемые субвенции на оплату питания льготных категорий учащихся являются целевыми. Школа № всем поставщикам услуг на момент проведения проверки заплатила, потребности в этих денежных средствах не было, в связи с чем школа не могла использовать по целевому назначению. Денежные средства правомерно были возвращены в округ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией. Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания предусматриваются субсидии. Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из местных бюджетов определяется муниципальными правовыми актами местной администрации.
Данный порядок установлен постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2015 № 2291 «Об утверждении порядка формирования, финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Нижневартовска и предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания» (далее -Порядок № 2291).
Согласно пункту 4.1 Порядка №2291, предоставление бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого структурным подразделением администрации города, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, с бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 2291 между Департаментом и Учреждением заключено Соглашение № 62, предметом которого является предоставление Учреждению субсидии из бюджета города Нижневартовска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленных в муниципальном задании на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (пункт 1.1 раздела 1 Соглашения № 62).
На основании пункта 2.2 раздела 2 Соглашения № 62, субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту как получателю средств бюджета города в финансовом 2022 году в размере 203 269 745 рублей 00 копеек.
Из положений пункта 2.4 раздела 2 Соглашения № 62 следует, что предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем направлений, сроками/условиями предоставления субсидии и размером средств по направлениям использования Субсидии, приведенным в приложении 1 к Соглашению, пунктом 3 которого предусмотрено предоставление Субсидии по направлению «Субсидия на выполнение муниципального задания за счет субвенции на социальную поддержку отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (КБК 042 0702 1000284030 611 КС 006.10.0108) (ТС 01.02.01) (КЦС 402.510.001).
В силу абзаца второго пункта 3.1 раздела 3 Соглашения №62, перечисление субсидии осуществляется на лицевой счет, открытый Учреждению в департаменте финансов администрации города по кодам субсидий 006.10.0102, 006.10.0108, 006.10.0112 согласно срокам предоставления, указанным в приложении 1 к данному соглашению. В случае невозможности финансового обеспечения муниципального задания один раз в месяц, перечисление Учреждению Субсидии осуществляется несколькими платежами в течение месяца, по мере поступления субвенции из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с пунктом 3 приложения 1 к Соглашению № Субсидия по направлению «Субсидия на выполнение муниципального задания за счет субвенции на социальную поддержку отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (КБК 042 0702 1000284030 611 КС’ 0<дата>) (ТС <дата>) (КЦС 402.510.001) (далее также- код субсидии 0<дата>) на общую сумму 16 033 889.00 рублей, осуществляется по установленному графику, в том числе до <дата> в сумме 783 889,00 рублей.
Из выписки из представления счетной палаты города Нижневартовска от <дата> на л.д. 115-116 следует, что Субсидия, предоставленная Учреждению за счет средств субвенции на социальную поддержку отдельных категорий в Учреждении по коду субсидии 0<дата>, в 2022 году перечислена в сумме 15 250 000,00 рублей, что меньше установленного пунктом 3 приложения 1 к Соглашению № объема субсидии (16 033 889,00 рублей) на 783 889,00 рублей.
Объем поступления в Учреждение Субсидии на социальную поддержку отдельных категорий по коду субсидии 0<дата> подтверждается выписками из лицевого счета, бухгалтерскими регистрами - журналами-операций № Учреждения, платежными поручениями Департамента на перечисление Субсидии по коду субсидии 0<дата>: от 04.02.2022 № на 1 000 000.00 тыс. рублей (исполнено <дата>), <дата>№ на 1950 000,00 рублей (исполнено <дата>), <дата>№<дата> 000,00 рублей (исполнено <дата>). <дата>№ на 4 200 000.00 рублей (исполнено <дата>), <дата>№ на 2 250 000.00 рублей (исполнено 27.09.2022 года), <дата>№ на 2 150 000,00 рублей (исполнено <дата>), 23.11.2022 № на 1 750 000,00 рублей (исполнено <дата>), всего за 2022 год на сумму 15 250 000,00 рублей. Таким образом, регистрами бухгалтерского учета, платежным документом перечисление Департаментом Субсидии на сумму 783 889.00 рублей по коду субсидии 0<дата> в установленный пунктом 3 приложения 1 к Соглашению № сроку - до <дата>, не подтверждена.
Согласно представленным департаментом финансов администрации города письмом от <дата>№-Исх.-1783 копиям документов, межбюджетные трансферты -субвенции из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на социальную поддержку отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - субвенция на социальную поддержку отдельных категорий учащихся) на общую сумму 12 180 000,00 рублей, поступили в бюджет города платежными поручениями от <дата>№ на сумму 1 1 515 000.00 рублей и <дата>№ на 665 000,00 рублей, о чем сообщено Департаменту письмом от <дата>№-Исх.-1927.
Поступивший в бюджет города Нижневартовска объем субвенции в сумме 12 180 000,00 рублей соответствует заявленному Департаментом в адрес Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом от 21.11.2022 №- Исх.-6118 объему потребности на финансирование муниципального образования город Нижневартовск на декабрь 2022 года по указанному выше направлению (приложение к письму от <дата>№-Исх.-6156 в адрес Счетной палаты города). В соответствии с приложенной к письму Департамента от <дата>№-Исх.-6156 информацией о поступлении межбюджетных средств на <дата>. объем поступившей 05.12.2022 субвенции платежными документами № и № по целевой статье 402.510.001 составляет 12 180 000,00 рублей. На основании вышеизложенного следует, что в бюджете города имелся достаточный объем средств субвенции на предоставление (перечисление) Учреждению Субсидии до <дата> в сумме 783 889.00 рублей.
В соответствии с приложенным к письму Департамента от <дата>№-Исх.-6118 в адрес Счетной палаты города реестру о потребности в финансировании расходов на декабрь 2022 года по целевой статье «Социальная поддержка отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам», на сумму 12 180 000.00 рублей, потребность Учреждения на сумму 783 889.00 рублей включена в указанную сумму.
В судебном заседании установлено, что, Департамент образования, в лице директора Князевой С. Г., при достаточном объеме поступления средств субвенции в бюджет города не перечислил до <дата> Учреждению Субсидии в сумме 783 889,00 рублей по направлению «Субсидия на выполнение муниципального задания за счет субвенции на социальную поддержку отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях. частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (КБК 042 0702 1000284030 611 КС 0<дата>) (ТС <дата>) (КЦС 402.510.001), чем нарушил <дата> условия предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 2.2 раздела 2, абзацем вторым пункта 3.1 раздела 3 Соглашения №. пункта 3 приложения 1 к Соглашению №.
Доводы Князевой С.Г. и защитника Наумовой О.Ю. о том, что организация и осуществление финансового контроля исполнения, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации относится к полномочиям Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, суд во внимание не принимает, поскольку в данном случае имело место не контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета автономного округа, в проверка выполнения соглашений, подписанных между департаментом образования г.Нижневартовска и образовательными учреждениями.
В судебном заседании установлено, что предусмотренная графиком сумма 783889 рублей не была перечислена МБОУ «СОШ№» в установленные сроки ( до <дата>), при этом изменения в соглашение внесены не были, что подтверждается дополнительным соглашением№ от 23.12. 2022 ( л.д.62-63), где эта сумма указана в качестве обязательной к перечислению.
Доказательств невозможности внесения изменений в данное соглашение в установленном законом порядке в судебное заседание не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что данная сумма должна была поступить на лицевой счет образовательного учреждения.
Доводы защитников о том, что она не могла быть использована по целевому назначению учреждением, поскольку по состоянию на <дата> необходимости в ней не было, суд во внимание не принимает, поскольку это не входит в предмет доказывания по делу.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Суд полагает, что условия Соглашения № от <дата> были нарушены, в связи с чем в действиях должностного лица Князевой С. Г. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья, изучив и оценив все доказательства по делу в их совокупности, считает, что вина Князевой С.Г. материалами дела установлена, а его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение условий предоставления субсидии.
Факт совершения названным должностным лицом вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательств, допустимость которых сомнений не вызывает.
Санкция части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации.
Согласно части 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делам, связанным с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Ссылка защитника на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна, так как административное правонарушение, совершенное Князевой С.Г. не отвечает признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий. То есть, основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Аналогичной практики придерживаются суды кассационной инстанции (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2022 N 16-662/2022, Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2022 N 16-207/2022
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного Князевой С.Г. административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих, смягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь статьями 29.10 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - директора Департамента образования Администрации г.Нижневартовска Князеву С. Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Административный штраф перечислять: <данные изъяты>
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо в установленный законом срок предоставить в канцелярию по административным делам Нижневартовского городского суда по адресу: г. Нижневартовск, Проспект Победы, 4.
За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.
Судья Т.К. Коваленко