ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-548/20 от 10.12.2020 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<дата><адрес>

Судья Красноглинского районного суда <адрес> Белякова В.В.,

с участием директора <данные изъяты>» ФИО1,

защитника <данные изъяты>» - адвоката Пирогова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении , юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

в Красноглинский районный суд <адрес> поступил протокол об административном правонарушении от <дата> в отношении ООО «<данные изъяты>, составленный начальником профессионального аварийно-спасательного формирования МКУ «Поисково-спасательный отряд городского округа Самара» ФИО2 по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и другие материалы.

Основанием для составления указанного протокола об административном правонарушении послужило то, что <дата> в 13 часов 36 минут по адресу <адрес><данные изъяты>» в период действия режима повышенной готовности на территории <адрес>, введенного постановлением <адрес> от <дата> при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объекте потребительского рынка <данные изъяты>» продавец кафе Свидетель №1 осуществляла торговую деятельность без средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок), чем нарушило п. 1 правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> и п.п. 2.5 Постановления <адрес> от <дата> «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории <адрес>», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Представитель профессионального аварийно-спасательного формирования МКУ «Поисково-спасательный отряд городского округа Самара» был извещен о дате судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании директор <данные изъяты>» ФИО1 пояснила, что с протоколом об административном правонарушении она не согласна, так как юридическим лицом приняты все меры для соблюдения требований закона, в том числе имеется приказ о профилактике коронавируса, инструкция для работников ООО <данные изъяты>» по профилактике коронавируса, журнал учета инструктажа по профилактике коронавируса, с которыми ознакомлены все работники, в том числе Свидетель №1 Кроме того, о том, что в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, она не знала, копию протокола не получала. <дата> была извещена по телефону сотрудником аппарата суда о дате рассмотрения административного дела в Красноглинском районном суде <адрес>. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции на протяжении нескольких месяцев с 27 марта по <дата> кафе было закрыто, с этого периода времени юридическое лицо не получало никакой корреспонденции. После того как ее известили о рассмотрении дела в суде, она пошла на почтовое отделение и написала заявление о том, что юридическое лицо не получает корреспонденцию, ответ она еще не получила, но со слов почтальона, который сменился, ей стало известно, что она не нашла их организацию на адресе.

Защитник <данные изъяты>Пирогов И.А. просил прекратить производство по делу, так как юридическое лицо не было уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении, сам протокол был составлен в отсутствие юридического лица или его защитника, копия протокола не была направлена юридическому лицу, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, представителю <данные изъяты>» разъяснены не были.

В судебном заседании была допрошена по ходатайству защитника ООО <данные изъяты> свидетель ФИО3, которая суду показала, что она с июля 2020 года работает почтальоном почтового отделения , которое обслуживает, в том числе <адрес>. В октябре 2020 года она должна была нарочно вручить уведомление законному представителю <данные изъяты>» для получения заказанного письма, в связи с чем пошла на адрес <адрес>, однако по своей неопытности не смогла найти организацию, в связи с чем уведомление не оставила, вернула письмо в отделение для возврата отправителю. Вывеску кафе «<данные изъяты>», имеющуюся около входной двери в кафе по данному адресу, она видела, дверь была открыта, но внутрь она не заходила, так как не могла предположить, что это и есть ООО «<данные изъяты>». К самой вывеске кафе <данные изъяты> она не приглядывалась и не обратила внимание на то, что там есть сноска с наименованием юридического лица. <дата> на почтовое отделение пришла ФИО1, которая пояснила, что ООО «<данные изъяты> длительное время не получает корреспонденцию, начали разбираться, она пояснила, что выходила на адрес, но не нашла организацию.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ следует, что на должностных лиц возлагается обязанность по надлежащему извещению лиц, привлекаемых к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Выполнение указанных требований закона необходимо для обеспечения всего комплекса прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, в том числе права пользоваться юридической помощью защитника.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, указанных в данной норме.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений приведенных норм протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения.

Из содержания протокола об административном правонарушении от <дата> следует, что он был составлен в отсутствие законного представителя или защитника привлекаемого юридического лица.

Согласно представленным материалам дела, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на <дата> в 15:00 часов было направлено <дата> за по почте. В качестве доказательства его направления в материалах дела имеется конверт, который был возвращен отправителю.

Какие-либо иные сведения об извещении ООО «<данные изъяты>» о дате составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» не было извещено о составлении протокола об административном правонарушении от <дата> по независящим от него обстоятельствам, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО3, которая была предупреждена об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума ВС РФ, а также доводов защиты, отсутствие объективных данных, подтверждающих получение юридическим лицом извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяет сделать вывод о соблюдении требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении ООО «<данные изъяты>» протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя или защитника.

Несоблюдение данных требований является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что данное существенное нарушение не могло быть выявлено на стадии подготовки дела к рассмотрению, а возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.ст.29.4 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении , юридический адрес: <адрес>, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись В.В. Белякова