ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-54/19 от 24.05.2019 Печенгского районного суда (Мурманская область)

(мотивированное постановление

составлено 24.05.2019)

Дело № 5-54/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Заполярный 22 мая 2019 года

Судья Печенгского районного суда Мурманской области Наволоцкая Н.М.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «Никельавтодор» ФИО1, действующего на основании доверенности № 1 от 11.01.2019,

рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Никельавтодор», ОГРН/ИНН <***>/5105097158, юридический адрес: 197110, <...>, литер В, помещение 316,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Никельавтодор» (далее – ООО «Никельавтодор») допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при следующих обстоятельствах.

04.03.2019 в 12 часов 35 минут ООО «Никельавтодор», являясь юридическим лицом, ответственным за производство дорожных работ и организацию безопасности дорожного движения в месте производства данных работ на автодороге общего пользования регионального значения «Автоподъезд к н.п. Лиинахамари» в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения РФ, ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств», ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ, на автомобильной дороге общего пользования регионального значения», а именно:

1) на участке 6 км + 700 метров (справа) автодороги общего пользования регионального значения «Автоподъезд к н.п. Лиинахамари», не обозначено временными дорожными знаками в соответствии с разделом 8 ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ, на автомобильной дороге общего пользования регионального значения»: 1.25 «дорожные работы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 3.20 «Обгон запрещен», 1.20.2 «сужение дороги», 2.6 «преимущество встречного движения», в нарушение п.п. 5.1.9, 5.1.12, 5.1.18, 5.2.22, 5.2.27, 5.3.10, 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств»;

2) на участке 6 км + 700 метра (слева) автодороги общего пользования регионального значения «Автоподъезд к н.п. Лиинахамари» не обозначено временными дорожными знаками в соответствие с разделом 8 ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ, на автомобильной дороге общего пользования регионального значения»: 1.25 «дорожные работы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 3.20 «Обгон запрещен», 1.20.2 «сужение дороги», 2.7 «преимущество перед встречным движением», в нарушение п.п. 5.1.9, 5.1.12, 5.1.18, 5.2.22, 5.2.27, 5.3.10, 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств»;

3) на участке 6 км + 700 метров (справа) автодороги общего пользования регионального значения «Автоподъезд к н.п. Лиинахамари» не обозначено дорожными конусами в соответствии с п. 6.4.1 ОДМ 218.6.019-2016 «рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ»;

4) отсутствие уведомления о месте и сроках проведения работ, а также утвержденной и согласованной схеме организации дорожного движения и ограждения места производства дорожных работ в соответствии с п. 4.2.1, 4.4.2, 6.1.4 ОДМ 218.6.019-2016;

5) непринятие своевременных мер к устранению вышеуказанных нарушений, что затруднило восприятие участникам дорожного движения дорожной обстановки и создало прямую угрозу безопасности дорожного движения.

Представитель ООО «Никельавтодор» ФИО1 в судебном заседании с протоколом административного правонарушения согласился и ходатайствовал о назначении штрафа в минимальном размере. Дополнил, что Общество не было своевременно извещено о дате составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем протокол был составлен в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное указанной статьёй, в том числе, непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ).

Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

«ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004), утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст, устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

В силу пункта 5.1.9 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

В соответствии с пунктом 5.1.12 ГОСТ Р 52289-2004 в местах проведения работ на дороге и при временных оперативных изменениях организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части, обочинах и разделительной полосе.

Согласно пункту 5.1.18 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18- 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 - 3.16, 3.18.1 - 3.25, выполненные на желтом фоне, применяют в местах проведения дорожных работ. При этом знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 - 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 - 3.16, 3.18.1 - 3.25, выполненные на белом фоне, закрывают чехлами или демонтируют.

Пунктом 5.2.22 ГОСТ Р 52289-2004 определено, что дорожные знаки 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги" устанавливают в населенных пунктах перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается не одну полосу или более.

В соответствии с пунктом 5.2.27 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.25 "Дорожные работы" устанавливают перед участком дороги, в пределах которого проводятся любые виды работ. Если работы ведутся на тротуаре или велосипедной дорожке, то знак устанавливают в случае, когда пешеходы или велосипедисты вынуждены использовать для движения проезжую часть. Повторный знак 1.25 в населенных пунктах устанавливают непосредственно у начала участка проведения работ, при этом за начало участка следует принимать первое по ходу движения направляющее или ограждающее устройство или временную дорожную разметку, отклоняющую транспортный поток перед опасным участком. Если перед участком дороги, на котором проводят дорожные работы, применяют и другие знаки, знак 1.25 устанавливают первым по ходу движения.

Согласно пункту 5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 2.6 "Преимущество встречного движения" и 2.7 "Преимущество перед встречным движением" применяют для организации движения в местах, где невозможен или опасен встречный разъезд транспортных средств (узкие участки дорог, мостовые сооружения, тоннели и т.п.), при интенсивности движения, обеспечивающей саморегулирование встречного разъезда, и видимости всего участка и противоположного въезда на него с каждого конца узкого участка дороги. Знаки устанавливают непосредственно перед узким участком дороги с его противоположных концов, при этом знак 2.6 с табличкой 8.1.1 размещают и предварительно на одной опоре с одним из знаков 1.20.1 - 1.20.3 «Сужение дороги».

В силу пункта 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.

Как следует из материалов дела 15 января 2018 года между ООО «Технострой» (генподрядчик) и ООО «Никельавтодор» (субподрядчик) заключен договор субподряда /суб-1 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области «Север» (л.д. 41-54).

Согласно пункту 1.1 данного договора субподряда генподрядчик поручает, а субподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Мурманской области «Север» на период с 01 января 2018 года по 31 мая 2020 года. Субподрядчик принимает на себя обязательства по обеспечению круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств, сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, уровня содержания не ниже предусмотренного техническим заданием.

В силу п. 2.23 Договора Субподрядчик несет полную материальную, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством за действия (бездействия) при выполнении работ на Объекте.

В соответствии с п. 2.32 Договора Субподрядчик за счет собственных средств должен обеспечить ограждение мест производства работ в соответствии с требованиями ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» и несет ответственность за безопасность движения в зоне производства работ.

ООО «Никельавтодор» является юридическим лицом, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 16.04.2019 (л.д. 31-32).

Таким образом, установлено, что именно ООО «Никельавтодор» является тем юридическим лицом, на которое в данном случае возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении дорожных работ и именно оно обязано обеспечивать выполнение государственных стандартов, требований Правил дорожного движения и ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» и других нормативных документов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации».

04 марта 2019 года в 12 часов 35 минут на участке 6км +700 автодороги общего пользования регионального значения «Автоподъезд к н.п. Лиинахамари» субподрядчик ООО «Никельавтодор» на основании договора субподряда от 15 января 2018 года /суб-1 производило дорожные работы в нарушение ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения», пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения РФ, ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств», ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации дорожного движения и ограждению мест производства дорожных работ, на автомобильной дороге общего пользования регионального значения».

По факту выявленного правонарушения 30.04.2019 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 59-64).

Виновность ООО «Никельавтодор» подтверждается собранными по делу доказательствами: актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 04.03.2019 и фототаблицей к нему (л.д. 3-5), на котором отражены вышеуказанные нарушения расположения временных дорожных знаков и отсутствие знаков, предписываемых ГОСТ; схемой места совершения административного правонарушения от 04.03.2019 (л.д. 6); объяснениями А. от *.*.* (л.д. 7); объяснениями Л. от *.*.* (л.д. 8); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 9-10); путевым листом № ФБ00000946 (л.д. 40).

Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Довод представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении в их отсутствие в связи с несвоевременным извещением, является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4.1 ст. 28.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

На основании ст. 25.15 лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен 30.04.2019, о дате, времени и месте составления протокола юридическое лицо извещено 26.04.2019 посредством электронной почты и телефонограммы, что представителем Общества не отрицается. Ходатайств об отложении составления протокола юридическое лицо не заявляло.

Таким образом, совокупность представленных судье материалов достаточно свидетельствует о том, что ООО «Никельавтодор», являясь юридическим лицом, допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, не принял меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, поэтому его действия судья квалифицирует по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины. Отягчающих обстоятельств, судьей не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

Наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «Никельавтодор», отсутствие отягчающих обстоятельств и полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

общество с ограниченной ответственностью «Никельавтодор» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф необходимо перечислить на счет: р/счет <***>, ИНН <***>, КПП 510501001, БИК 044705001, ОКТМО 47615151, КБК 18811630020016000140, получатель - УФК по Мурманской области (ОМВД России по Печенгскому району), УИН 18810451190060000939.

Наименование платежа – штраф по постановлению суда.

Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в Печенгский районный суд до истечения срока уплаты штрафа.

Разъяснить ООО «Никельавтодор», что в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение десяти суток.

Судья Н.М. Наволоцкая