ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-54/20 от 27.07.2020 Невельского городского суда (Сахалинская область)

Дело 5-54/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О назначении административного наказания

Судья Невельского городского суда Сахалинской области Плешевеня О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Горняк-1», ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>,

привлекаемого к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

17 июня 2020 г. Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором в Невельский городской суд представлено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Горняк-1», привлекаемого к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - в связи с умышленным невыполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

При рассмотрении дела законный представитель ООО «Горняк-1» не присутствовал, о времени и месте его рассмотрения извещен, в связи с чем судья определяет рассмотреть дело в его отсутствие.

В ходе рассмотрения дела помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ткаченко О.А. полагает вину ООО «Горняк-1» в совершении вменяемого административного правонарушения доказанной.

Защитник ООО «Горняк-1» Вычужанина Н.А., ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 84-О, просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку несогласие прокурора с содержанием ответа не является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Горняк-1», на основании лицензии серии от 09 августа 2011 г. осуществляет разведку и добычу угля на участке Графском Первомайского каменноугольного месторождения, расположенном в 12 км. восточнее <адрес>.

Согласно Техническому проекту на промышленную эксплуатацию участка недр «Графский» (книга 1, п.4.Отвальное хозяйство), для размещения вскрышных пород на территории разреза предусмотрено 2 внешних отвала, - «Южный» и «Северный».

28 февраля 2020 г., в ходе проведенной Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения ООО «Горняк-1» требований законодательства при осуществлении деятельности на данном участке каменноугольного месторождения, с участием старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области ФИО4 и старшего государственного инспектора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО5, а также главного инженера ООО «Горняк-1» ФИО6 и юриста общества ФИО1, выявлены следующие нарушения в сфере недропользования и законодательства о промышленной безопасности, в частности:

- на внешнем отвале «Северный» отсутствуют установленные схемы движения транспортных средств, знаки разгрузки и аншлаги;

- на угольном складе, используемом ООО «Горняк-1», расположенном рядом с промплощадкой на участке недр «Графский», отсутствует противопожарный щит с соответствующим противопожарным инвентарем;

- на территории угольного разреза «Графский» отсутствуют маршруты передвижения людей, с которыми должны быть ознакомлены все лица, работающие на данном разрезе, а также знаки, ограничивающие скорость движения.

10 апреля 2020 г. Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директора ООО «Горняк-1» ФИО2 направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, с требованием о безотлагательном его рассмотрении и принятии исчерпывающих мер по устранению отмеченных нарушений законов, причин и условий, им способствующих, а также недопущению их впредь.

Согласно письма ООО «Горняк-1» от 12 мая 2020 г. в адрес Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора сообщено об отсутствии нарушений законодательства в действиях должностных лиц общества.

В обоснование изложенной позиции ООО «Горняк-1» указывает, что на момент проведения проверки 28 февраля 2020 г. на УОГР «Графский» горные работы по вскрыше и добыче угля на карьере не велись, на внешнем отвале «Северный» работы по отвалообразованию не производились, техника (самосвалы и бульдозеры) не работали.

Относительно маршрутов передвижения людей указывает, что пешие маршруты отсутствуют из-за значительных расстояний, в связи с чем персонал передвигается на вахтовом автобусе.

Доводы об отсутствии дорожных знаков опровергает, поскольку в действительности они имелись в наличии.

По вопросу отсутствия пожарного щита на угольном складе отмечает, что в паспорте данного склада, утвержденном главным инженером ООО «Горняк-1» ФИО6, пожарный щит не предусмотрен. Кроме того, пожарные щиты располагаются в 100 метрах от угольного склада во временных помещениях.

В связи с непринятием ООО «Горняк-1» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, постановлением заместителя Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора от 08 июня 2020 г. в отношении данного юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 22021-1, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 21, частью 3 статьи 22, частью 1 статьи 24 указанного Закона, предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Данное представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как усматривается из материалов дела, основанием для предъявления Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором требований об установлении схем движения транспортных средств, знаков разгрузки и аншлагов, дорожных знаков, а также обеспечению угольного склада противопожарным инвентарем, - являются положения части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пунктов 152, 158 и 185 Федеральных норм и правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2017 г. № 488, пункта 35 Инструкции по эксплуатации складов для хранения угля на шахтах, карьерах, обогатительных фабриках и сортировках, утвержденной приказом Минуглепрома СССР от 10 февраля 1970 г., статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 N 2395-1, пунктов 3.6.6 «Требования безопасности при ведении открытых горных работ», 13.1 «Предотвращение возгорания угля» Технического проекта «Графский».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Положения пунктов 1 - 2, 6 – 7 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» обязывают пользователя недр обеспечить: соблюдение, в частности, законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, требований технических проектов, планов или схем развития горных работ; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно пунктов 152, 158 и 185 Федеральных норм и правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2017 г. № 488, на отвалах должны устанавливаться схемы движения транспортных средств. Зона разгрузки должна быть обозначена с обеих сторон знаками в виде изображения автосамосвала с поднятым кузовом с указателями направления разгрузки.

Работа на отвале и перегрузочном пункте должна производиться в соответствии с проектом ведения работ и регулироваться знаками и аншлагами.

Пунктом 185 указанных Федеральных норм и правил безопасности установлено, что хранение угля на складах должно производиться в соответствии с учетом мероприятий по устранению условий возникновения пожаров.

Согласно пункта 35 Инструкции по эксплуатации складов для хранения угля на шахтах, карьерах, обогатительных фабриках и сортировках, утвержденной приказом Минуглепрома СССР от 10 февраля 1970 г. склады угля должны быть обеспечены противопожарным инвентарем в соответствии с действующими противопожарными нормами.

Аналогичные требования предусмотрены пунктом 13.1 «Предотвращение самовозгорания угля» Техническим проектом на промышленную эксплуатацию участка недр Графский.

В соответствии с пунктом 3.6.6 «Требования безопасности при ведении открытых горных работ» Технического проекта на промышленную эксплуатацию участка недр Графский, движение на технологических дорогах должно регулироваться дорожными знаками, предусмотренными правилами дорожного движения.

В акте проверки Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 12 февраля 2020 г. сотрудниками ООО «Горняк-1» ФИО6 и ФИО1 отсутствие схем движения и знаков разгрузки объяснено тем обстоятельством, что в момент ее проведения на отвале не работала техника.

Однако при рассмотрении представления прокурора оценка его требованиям об устранении нарушений закона в части отсутствия на внешнем отвале «Северный» установленных схем движения транспортных средств, знаков разгрузки и аншлагов, - ООО «Горняк-1» не дана.

При этом доводы о том, что в момент проведения проверки горные работы на данном участке не осуществлялись, - опровергаются указанием в акте проверки от 12 февраля 2020 г. о размещении на отвале вскрышных пород и наличии следов спецтехники.

Допустимость и достоверность данного документа, как доказательства по делу, - сомнений не вызывает.

Изложенное также свидетельствует о несостоятельности доводов общества о наличии на территории угольного разреза «Графский» знаков дорожного движения.

Кроме того, указанные выше требования законодательства не ставят наличие схем движения транспортных средств, знаков разгрузки и аншлагов, дорожных знаков в зависимость от ведения либо приостановления горных работ в соответствующий период, с учетом того обстоятельства, что лицензия на пользование недрами ООО «Горняк-1» выдана на срок до 01 августа 2026 г.

Также ООО «Горняк-1» не выполнены требования представления об обеспечении угольного склада противопожарным инвентарем в соответствии с действующими противопожарными нормами.

При этом наличие трех противопожарных щитов на участковой промплощадке, - не свидетельствует о выполнении обязанности общества по обеспечению противопожарным инвентарем угольного склада в соответствии с положениями как пункта 35 Инструкции по эксплуатации складов для хранения угля на шахтах, карьерах, обогатительных фабриках и сортировках, утвержденной приказом Минуглепрома СССР от 10 февраля 1970 г., так и пункта 13.1 «Предотвращение самовозгорания угля» Технического проекта на промышленную эксплуатацию участка недр Графский.

Вместе с тем, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода о противоправных действиях ООО «Горняк-1» в части непринятия мер к передвижению людей по территории угольного разреза по соответствующим маршрутам и ознакомлению с ними всех работников общества, работающим на данном разрезе.

Как указано выше, отсутствие пеших маршрутов ООО «Горняк-1» мотивировано значительными по протяженности расстояниями, в связи с чем передвижение персонала производится на вахтовом автобусе.

Изложенный довод общества заслуживает внимания и материалами дела не опровергнут, в связи с чем судья исключает из объема обвинения ООО «Горняк-1» указание на невыполнение требований прокурора в указанной части.

Тем не менее, данное обстоятельство не влияет на вывод о наличии в действиях ООО «Горняк-1» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом судья признает несостоятельными доводы общества о том, что несогласие с требованиями прокурора, с учетом рассмотрения его представления в установленный законом срок, - не образует состава указанного административного правонарушения.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 84-О в действительности отражено, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации далее отмечает, что требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в порядке административного судопроизводства представление заместителя Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора ООО «Горняк-1» не обжаловало, в связи с чем вопрос о законности требований прокурора подлежит разрешению при рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, поскольку требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора судьей признаны законными, за исключением требования об устранении нарушений закона в части передвижения людей по территории угольного разреза по соответствующим маршрутам и ознакомлении с ними всех работников общества, оснований для удовлетворения ходатайства ООО «Горняк-1» о прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, - не имеется.

Кроме того, как указано выше, требования прокурора об устранении нарушений закона ввиду отсутствия на внешнем отвале «Северный» установленных схем движения транспортных средств, знаков разгрузки и аншлагов, - ООО «Горняк-1» рассмотрены не были.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о совершении ООО «Горняк-1» административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - ввиду умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность по делу обстоятельств судья не усматривает.

С учетом изложенного, судья принимает решение о назначении ООО «Горняк-1» наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Горняк-1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф перечислить по следующим реквизитам: Получатель – УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), лицевой счет № <***>, ИНН <***>, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, Банк: Отделение Южно-Сахалинск, расчетный счет <***>, код дохода 1 16 10121 01 0001 140.

Разъяснить ООО «Горняк-1», что административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

После уплаты штрафа, квитанция в течение вышеуказанного срока должна быть сдана в канцелярию Невельского городского суда Сахалинской области. В случае неуплаты штрафа в установленные сроки, лицо, обязанное уплатить штраф, подвергается административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а административный штраф взыскивается с лица в принудительном порядке.

Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Невельского городского суда О.В.Плешевеня