Дело № 5-54/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Урай ХМАО – Югры 05 мая 2017 года
ул. Крылова, д. 1
Судья Урайского городского суда ХМАО – Югры Поспелов Игорь Иванович, с участием
заместителя прокурора г. Урая Васильевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица- главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Должностное лицо – главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре ФИО1 совершила грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) и непредставлении акта о проведенной проверке, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной инспекции труда в ХМАО – Югре ФИО вынесено распоряжение № о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере труда в отношении филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод». Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена главный государственный инспектор труда ФИО1
Основанием для вынесения распоряжения послужило обращение ФИО о нарушении трудовых прав ее супруга.
Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 далее (Положение) установлено, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Пунктом 8 Положения определено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктами 1, 3 части 2 статьи 2 ФЗ № 294-ФЗ устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 20 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) отнесено к грубым нарушениям.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в ХМАО - Югре ФИО1 составлен акт внеплановой проверки №
Из акта проверки и сопроводительного письма о предоставлении информации следует, что проверка главным государственным инспектором труда проведена в отношении Филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов ФО «Транснефть-Сибирь».
В обращении ФИО в качестве места работы супруга указано УМН АО «Транс-нефть - Сибирь»
Распоряжении о проведении проверки филиала или другого структурного подразделения АО «Транснефть - Сибирь» руководителем органа государственного контроля (надзора) не издавалось.
Следовательно, проверка Филиала Урайского вправления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь» проведена главным государственным инспектором труда ФИО1 без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
При этом, установлено, что в нарушение требований ч. 3 ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ заверенная копия распоряжения о проведении проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица АО «Транснефть - Сибирь» под роспись вручена не была.
Кроме этого, установлено, что в материалах проверки находится два экземпляра акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь», в одном из которых какая- либо отметка в строке об ознакомлении и получении копии акта отсутствует, в другом имеется отметка о направлении акта проверки по адресу <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), а также подпись и расшифровка ФИО (начальника УМН АО «Транснефть - Сибирь») и проставлена дата ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Часть 4 статьи 16 ФЗ № 294-ФЗ устанавливает, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Пунктами 83, 61 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н определено, что акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В соответствии с требованиями ст. 20 Федерального законе № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в указанные в данном пункте Административного регламента сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.
Нахождение в материалах проверки двух экземпляров акта проверки свидетельствует о том, что главным государственным инспектором труда ФИО1 акт проверки в отношении филиала Управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть - Сибирь» не вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, в отношении которого проведена проверка, в том числе, в установленные законом сроки.
Должностное лицо – ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении была уведомлена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1
Участвующий в деле заместитель прокурора г. Урай Васильева А.С. в суде поддержала доводы постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и просила привлечь ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ с назначением минимального наказания в виде штрафа.
Выслушав заместителя прокурора, оценив в совокупности приведенные доказательства, признав их относимыми, допустимыми и достаточными, суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении вмененного ей административного правонарушения.
Разрешая вопрос о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, суд учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии со ст. 353, 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 далее (Положение) установлено, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Пунктом 8 Положения определено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с требованиями п. п. 4, 6 ч. 2 ст. 20 Закона РФ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и непредставление акта проверки являются грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок.
Согласно ст. 14 Федерального Закона РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008 года, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального Закона РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008 года акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Пунктами 83, 61 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н определено, что акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в ХМАО – Югре поступило обращение гражданки ФИО о нарушении трудовых прав её супруга.
Руководителем Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод» по адресу: <адрес>. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена главный государственный инспектор труда ФИО1, срок проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в ХМАО – Югре ФИО1 составлен акт внеплановой проверки №
Из акта проверки и сопроводительного письма о предоставлении информации следует, что проверка главным государственным инспектором труда проведена в отношении Филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь». Распоряжения о проведении проверки филиала или другого структурного подразделения АО «Транснефть - Сибирь» руководителем органа государственного контроля (надзора) не издавалось.
Таким образом, проверка Филиала Урайского вправления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь» проведена главным государственным инспектором труда ФИО1 без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Также, установлено, что в материалах проверки находится два экземпляра акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь», в одном из которых какая- либо отметка в строке об ознакомлении и получении копии акта отсутствует, в другом имеется отметка о направлении акта проверки по адресу <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), а также подпись и расшифровка ФИО (начальника УМН АО «Транснефть - Сибирь») и проставлена дата ДД.ММ.ГГГГ.
Нахождение в материалах проверки двух экземпляров акта проверки свидетельствует о том, что главным государственным инспектором труда ФИО1 акт проверки в отношении филиала Управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть - Сибирь» не вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, в отношении которого проведена проверка, в том числе, в установленные законом сроки.
Фактические обстоятельства дела и виновность ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных доказательств:
- постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которое составлено в полном соответствии с требованиями статей 28.2 и 28.3 КоАП РФ;
- приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 на должность государственного инспектора труда по ХМАО-Югре; распоряжением;
- запросом на предоставление документов и информации в филиал УУМН ОАО «Сибнефтепровод»;
- распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод».
- сопроводительным письмом о предоставлении информации;
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении филиала Урайского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь».
Доказательства собраны без существенных нарушений требований закона, права должностного лица соблюдены и суд оценивает указанные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как допустимые, достоверные и достаточные для вывода о виновности в совершении правонарушения.
Переходя к юридической оценке содеянного, суд считает, что виновность должностного лица ФИО1 доказана и квалифицирует её действия по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ - грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) и непредставлении акта о проведенной проверке.
Оснований для прекращения дела, предусмотренных в ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
При назначении административного наказания ФИО1, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Учитывая приведенные обстоятельства в совокупности, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, суд назначает ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Суд считает невозможным применить при назначении наказания положение ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку факт проверки юридического лица в рассматриваемом случае без распоряжения руководителя органа государственного контроля и непредставлении акта о проведенной проверке, является грубым нарушением законодательства, регулирующего вопросы государственного контроля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.7, 29.9 – 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: Получатель: Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра (прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югра).
Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы).
Юридический почтовый адрес: ул. Чехова, 1а, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, индекс 628012.
р/с <***> в РКЦ Ханты-Мансийска, г. Ханты-Мансийск;
БИК-047162000; ИНН-<***>;
КПП-860101001; КБК - 41511690010016000140;
Лицевой счет – <***>, ОКТМО 71871000.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Жалоба на постановление может быть подана в суд ХМАО – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, через Урайский городской суд.
Судья И.И. Поспелов