Дело № 5-54/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Березники 31 марта 2017 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Черепанова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Тыщенко М.А.,
с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – директора частного учреждения дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» ФИО1,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края, расположенного по адресу: <...> дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении:
Частного учреждения дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер», место нахождения юридического лица: .....
у с т а н о в и л:
при проведении плановой выездной проверки <дата> с .....<дата> с ..... отделом федерального государственного надзора в области образования Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования <адрес> установлено, что частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер», осуществляет образовательную деятельность по адресам: <адрес> ул. <адрес>№ с грубым нарушением лицензионных требований, а именно:
в нарушении подпунктов «е» пункта 7 Положения о лицензировании частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» осуществляет образовательную деятельность по реализации практической части образовательных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий по адресу: <адрес>, где расположена закрытая площадка для обработки первоначальных навыков вождения. Закрытая площадка размещена на земельном участке общей площадью ..... кадастровый №, свидетельство о праве собственности от <дата>. Заключение ГИБДД МВД России о соответствии учебно- материальной базы по указанному адресу установленным требованиям отсутствует. Согласно заключению № от <дата> УГИБДД МВД России учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по адресу: <адрес>, <адрес> В акте обследования учебно- материальной базы № от <дата> в разделе IV «Сведения о закрытой площадке или автодроме» указано свидетельства о праве собственности от <дата> и от <дата>.
В отношении частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» <дата> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель отдела федерального государственного надзора в области образования Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования <адрес> не явился. Судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании директор частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» ФИО1 пояснил, что с протоколом об административном правонарушении согласен, после проведения плановой выездной проверки были отданы все документы для получения ГИБДД МВД России о соответствии учебно- материальной базы по <адрес>.
Заслушав законного представителя частного учреждения дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» ФИО1, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 966 от 28.10.2013, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Судом установлено, что частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от <дата>, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования <адрес>.
В соответствии с подп. "е" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, наличие согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" является обязательным лицензионным требованием при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности.
Согласно подп. "а" п. 9 указанного Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 7 Положения, относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 были утверждены примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B". Данный нормативный документ вступил в законную силу 12.08.2014.
В связи с чем частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» после <дата> имело право продолжать образовательную деятельность только после получения заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки <дата>.....<дата>..... должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отдела федерального государственного надзора в области образования Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования <адрес> были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности частным учреждением дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер», установленных подпунктом "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в силу которого лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" является обязательным лицензионным требованием при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности.
Отделом федерального государственного надзора в области образования Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования <адрес> выявлены следующие нарушения: частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» осуществляет образовательную деятельность по реализации практической части образовательных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий по адресу: <адрес>, где расположена закрытая площадка для обработки первоначальных навыков вождения. Закрытая площадка размещена на земельном участке общей площадью ..... кадастровый №, свидетельство о праве собственности от <дата>. Заключение ГИБДД МВД России о соответствии учебно- материальной базы по указанному адресу установленным требованиям отсутствует. Согласно заключению № от <дата> УГИБДД МВД России учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по адресу: <адрес>, <адрес> В акте обследования учебно- материальной базы № от <дата> в разделе IV «Сведения о закрытой площадке или автодроме» указано свидетельства о праве собственности от <дата> и от <дата>.
Факт совершения частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от <дата>;
- копией акта проверки от <дата>№;
- копией приказа <адрес> от <дата>№ о проведении плановой выездной проверки частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер;
- протоколом общего собрания учредителей частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер»;
- копией Устава образовательной организации;
- копией лицензии на право ведения образовательной деятельности № от <дата> с приложением с лицензии;
- копией заключения ОГИБДД ГУ МВД России по <адрес>№ от <дата>;
- акт обследования учебно- материальной базы № от <дата>;
-свидетельства о государственной регистрации частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» от <дата>;
- свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью ..... кв.м. по адресу: <адрес>.
Действия Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Автошкола» суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Обстоятельством смягчающим административную ответственность частного учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» судья признает полное признание вины.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность частного учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» судьей не установлено.
Исходя из положений части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.
На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В тоже время в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, обстоятельства совершения и характер рассматриваемого административного правонарушения, следует сделать вывод о том, что наложение на Учреждение наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей является чрезмерным, так как не соотносится с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением, и соответственно, не обеспечивает справедливого и соразмерного административного наказания.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным снизить размер назначенного административного наказания частному учреждению дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» до ..... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать виновным частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Лидер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ..... рублей.
Уплату штрафа производить по следующим реквизитам:
УФК по <адрес> (№
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Г. Черепанова