ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-54/2018 от 30.05.2018 Усть-цилемского районного суда (Республика Коми)

Дело 5-54/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с.Усть-Цильма 30 мая 2018 года

Судья Усть-Цилемского районного суда Республики Коми Усов Л.Ю., рассмотрев материал по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Канева Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Усть-Цилемский районный суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица Канева Н.М.

Из протокола об административном правонарушении , составленного в отношении должностного лица Канева Н.М., следует, что 08 апреля 2018 года в период времени с 16 час. 10 мин. до 17 час. 00 мин., являясь должностям лицом - и.о. руководителя МР «Усть-Цилемский», собственником автомобильных дорог, расположенных на территории МО МР «Усть-Цилемский», а именно: по пер. им. Кузнецова, напротив д.90 с. Усть-Цильма, по пер. им. Забоева напротив д.103 с. Усть-Цильма, по ул. Комсомольская, напротив д.20,39 с. Усть-Цильма, по пер. Промышленный напротив д.134,135,147 с. Усть-Цильма, по ул. Новоселов, напротив д.212, с. Усть-Цильма, по пер. Юбилейный, напротив д.90 с. Усть-Цильма, по ул. Набережная, напротив д.72, с. Усть-Цильма, по пер. им. Кислякова, напротив д.17 с. Усть-Цильма, по пер. им. Тиранова, напротив д.39, по пер. им. Батманова, напротив д.95 с. Усть-Цильма, Усть-Цилемского района Республики Коми, является администрация МР «Усть-Цилемский», не выполнил в установленный срок законного предписания №32 от 07 апреля 2018 года главного государственного инспектора безопасности движения по Усть-Цилемскому району ФИО1., осуществляющего федеральный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществить снегоочистку на указанных выше участках автодорог. 08 апреля 2018 года в период времени с 16 час. 10 мин. до 17 час. 00 мин. работы по устранению нарушений действующих нормативов национальных стандартов в установленные сроки, т.е до 15 час. 00 мин 08 апреля 2018 года не выполнены, чем нарушен п.3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 таб. №4, ответственность, за которое предусмотрена ч. 27ст. 19.5 КоАП РФ.

Должностное лицо, начальник ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району в судебном заседании считала, что протокол составлен законно и обоснованно.

Должностное лицо - Канев Н.М. о дате и времени извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель МО МР «Усть-Цилемский» ФИО2., действующий в интересах Канева Н.М., в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях от 07 мая 2018 года, просил производство по делу в отношении Канева Н.М. прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заслушав объяснения представителя административного органа, изучив письменные возражения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Основанием для составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужило невыполнение в установленный срок до 08 апреля 2018 года предписания начальника начальник ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району от 07 апреля 2018 года №32 об устранении нарушения п. 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 относительно наличия на участках автодорог, расположенных по по пер. им. Кузнецова, напротив д.90 с. Усть-Цильма, по пер. им. Забоева напротив д.103 с. Усть-Цильма, по ул. Комсомольская, напротив д.20,39 с. Усть-Цильма, по пер. Промышленный напротив д.134,135,147 с. Усть-Цильма, по ул. Новоселов, напротив д.212, с. Усть-Цильма, по пер. Юбилейный, напротив д.90 с. Усть-Цильма, по ул. Набережная, напротив д.72, с. Усть-Цильма, по пер. им. Кислякова, напротив д.17 с. Усть-Цильма, по пер. им. Тиранова, напротив д.39, по пер. им. Батманова, напротив д.95 с. Усть-Цильма, Усть-Цилемского района Республики Коми, наличие рыхлого снега, отсутствие снегоочистки, затрудняющих движение и не обеспечивающих безопасные условия для движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В соответствии с п.6 ч. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, устава МО МР «Усть-Цилемский» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п. 1,2 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Пунктом 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии со ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Из материалов дела установлено, что в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения касающихся дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» создано муниципального казенного учреждение муниципального района «Усть-Цилемский» «Дорожный ремонтно-строительный участок», а также утвержден устав данного казенного учреждения (постановление от 28.10.2016 года № 11/1365).

На основании устава, учреждение является некоммерческой организацией, находится в подчинении администрации муниципального района «Усть-Цилемский», которая осуществляет функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 устава, предметом деятельности МКУ «ДРСУ» является реализация полномочий муниципального района «Усть-Цилемский», в том числе переданных полномочий из иных муниципальных образований, в сферах, дорожная деятельность, деятельность по благоустройству населённых пунктов.

Основными целями деятельности казённого учреждения является обеспечение надлежащего содержания дорог, улиц, дворовых территорий, многоквартирных домов, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог на территории муниципального района «Усть-Цилемский», улучшение их технического состояния, организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений, многоквартирных домов и благоустройства населённых пунктов муниципального района «Усть-Цилемский», планомерное повышение качества жизни населения муниципального района в сфере благоустройства населённых пунктов, обеспечение законности и защита прав населения муниципального района «Усть-Цилемский» в дорожной и жилищно-коммунальной сфере.

Согласно п. 5.4. устава МКУ «ДРСУ» руководитель несёт персональную ответственность за ненадлежащее функционирование казённого учреждения, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение задач и функций, возложенных на казённое учреждение настоящим уставом.

Созданное казенное учреждение не является подрядной организацией, при этом в силу закона и устава учреждения наделено полномочиями и функциями органа местного самоуправления, в части решения вопросов местного значения отнесенных к дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, администрация не имела возможности непосредственно исполнить выданное предписание № 32 от 07 апреля 2018 года, данное предписание было направлено в МКУ «ДРСУ» для организации исполнения.

Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание названных в предписаниях участков дорог допущено не администрацией муниципального района «Усть-Цилемский».

Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, является МКУ «ДРСУ», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечена к административной ответственности.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.1.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При данных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Канева Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд.

Судья Л.Ю. Усов