ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-550 от 16.08.2016 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-550

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кингисепп 16 августа 2016 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Крион», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении составленному ДД.ММ.ГГГГ, составленному старшим уполномоченным по ОВД ОАР Кингисеппской таможни ФИО3,

19.04.2016г. на Ямбургский таможенный пост для совершения таможенных операций декларантом ООО «Крион» подана с применением сетей «ИНТЕРНЕТ» и таможенным органом зарегистрирована декларация на товары с целью помещения под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» товара <данные изъяты>

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011) установлено, что подача таможенной декларации в отношении товара должна сопровождаться представлением документа о соответствии товара требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности». Декларантом ООО «Крион» в графе 44 ДТ указана декларация о соответствии № ТС N RU Д-PL.ТР05.В.01229 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

В результате реализации системы управления рисками, после проведения таможенного досмотра в рамках профиля риска от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что товар представляет собой (АТД ) <данные изъяты> Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза на товаре, ярлыках, а также на упаковке отсутствует.

Представленная ООО «Крион» декларация о соответствии № ТС N RU Д-PL.ТР05.В.01229 от 18.04.2016 подтверждает соответствие продукции легкой промышленности требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», которая прошла процедуру подтверждения соответствия и, которая, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. В связи с тем, что декларируемый товар в части своей маркировки не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», представленный декларантом документ № ТС N RU Д-PL.ТР05.В.01229 от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает соответствие товара требованиям ТР ТС 017/2011 и к данному товару не относится.

Таким образом, ООО «Крион» при таможенном декларировании представил недействительный документ – декларацию о соответствии № ТС N RU Д-PL.ТР05.В.01229 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что на товаре, ярлыках и упаковке не содержится маркировки, указанной в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011, как обязательной к товарам, выпускаемым в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Действия ООО «Крион» квалифицированы по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «Крион» ФИО4 полагает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества подлежит прекращению за отсутствием в действиях Общества события вменяемого правонарушения. Ссылаясь в обоснование позиции, что маркирование продукции единым знаком должно быть осуществлено до момента её размещения на российском рынке. Статьёй 4 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза право маркирования продукции единым знаком обращения предоставлено как изготовителям, так и импортёрам продукции. Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод, что процедура подтверждения соответствия может осуществляться на территории любой из сторон, как в зарубежном государстве, так и в России, а знак «ЕАС» должен быть нанесён при направлении товара непосредственно на реализацию на внутреннем потребительском рынке. Обязанность маркировки товаров этим знаком перед таможенным оформлением (до ввоза, до подачи таможенной декларации) нормативными актами не предусмотрена.

До выпуска товара в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления», то есть в момент его нахождения под таможенным контролем на складе временного хранения, ООО «Крион» подало в Кингисеппскую таможню заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

В данном заявлении в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промьшленности» попросило разрешить маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза перед выпуском продукции в свободное обращение на рынке. Заявление было удовлетворено таможенным органом, и товар до выпуска в свободное обращение был промаркирован единым знаком. Выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой по таможенной декларации был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, маркировка имелась на двух объектах, относящихся к выпущенному в обращение на рынке Таможенного союза товару: на упаковочном листе (знак нанесён зарубежным поставщиком - экспортёром) и на упаковке самого товара (знак нанесён импортёром - ООО «Крион»). При этом первая маркировка (на упаковочном листе) была осуществлена в момент оформления данного товаросопроводительного документа, то есть до ввоза товара на территорию Таможенного союза, а вторая маркировка (на упаковке товара) была осуществлена в момент нахождения товара под таможенным контролем, то есть до выпуска товара в свободное обращение на российском рынке. Требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промьшленности» надлежащим образом исполнены.

Также отмечает, что из акта таможенного досмотра, а также из содержания документов, оформленных Кингисеппской таможней в ходе административного расследования, следует, что товар, заявленный в таможенной декларации (ткань), соответствует представленным товаросопроводительным документам по качественным и количественным признакам. Декларация о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ № ТС N RU Д-РL.ТР05.В.01229 приложена к ДТ . При этом сведения о наименовании товара, его производителе и другие сведения, указанные в декларации о соответствии, совпадают со сведениями, указанными в таможенной декларации, инвойсе, упаковочном листе и других коммерческих документах. Доказательств недействительности декларации о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ № ТС N RU Д-РL.ТР05.В.01229 в смысле, придаваемом понятию недействительного документа примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ, суду не представлено. Все содержащиеся в указанной декларации соответствия сведения (о товаре, о его производителе и др.) соответствуют действительности, что подтверждено в ходе таможенного контроля и административного расследования.

Также по мнению защитника, одно только отсутствие маркировки «ЕАС» на упаковке товара на момент его ввоза не влечёт недостоверность сведений, указанных в декларации о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ № ТС N RU Д-PL.TP05.B.01229, и не свидетельствует о подделке данного документа, то есть не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Защитник ФИО2 высказывает аналогичную позицию.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ (в ред. ФЗ № 409-ФЗ от 06.12.2011), влекущим в отношении юридического лица от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения, признается заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

При отражении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган должен выяснить, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару.

В соответствии со ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе, техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами: установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень); применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий; соответствие технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития; независимость органов по аккредитации государств-членов, органов по подтверждению соответствия государств-членов и органов по надзору (контролю) государств-членов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; единство применения требований технических регламентов Союза независимо от видов и (или) особенностей сделок; недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении оценки соответствия; осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза на основе гармонизации законодательства государств-членов; добровольность применения стандартов; разработка и применение межгосударственных стандартов; гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами; единство правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия; обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия; проведение согласованной политики в области обеспечения единства измерений в рамках Союза; недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности; установление переходных положений в целях поэтапного перехода на новые требования и документы.

Пунктом 5.1 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», установлено: «Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию».

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 принят Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности, который разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно пункту 4 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 876, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза может наноситься на упаковку, вкладыш, ярлык или приводиться в прилагаемых к продукции документах. Объекты, которые могут маркироваться единым знаком, перечислены альтернативно: знак может быть нанесён на любой объект по выбору производителя / импортёра, в том числе присутствовать в товаросопроводительных документах.

Статьёй 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», установлено: «Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза».

В пункте 2 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промьшленности» содержится аналогичная норма: маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Согласно статье 2 «Определения», выпуск продукции в обращение - размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза».

Таким образом, маркирование продукции единым знаком должно быть осуществлено до момента её размещения на российском рынке. Статьёй 4 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза право маркирования продукции единым знаком обращения предоставлено как изготовителям, так и импортёрам продукции.

Процедура подтверждения соответствия может осуществляться на территории любой из сторон, как в зарубежном государстве, так и в России, а знак «ЕАС» должен быть нанесён при направлении товара непосредственно на реализацию на внутреннем потребительском рынке. Обязанность маркировки товаров этим знаком перед таможенным оформлением (до ввоза, до подачи таможенной декларации) нормативными актами не предусмотрена.

Требования по безопасности продукции установлены статьями 4-8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промьшленности».

Согласно пункту 1 статьи 11 указанного Регламента, перед выпуском в обращение на рынок продукция лёгкой промьшленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.

Из изложенного следует, что декларация о соответствии или сертификат подтверждают только безопасность товара, но не гарантируют его надлежащую маркировку.

В соответствии со статьёй 4 Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза право маркирования продукции единым знаком обращения возникает после оформления документов, предусмотренных для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе, то есть оформления декларации о соответствии или сертификата. Согласно пункту 1 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промьшленности», маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза может иметь только продукция лёгкой промьшленности, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия.

В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на Ямбургский таможенный пост для совершения таможенных операций декларантом ООО «Крион» подана с применением сетей «ИНТЕРНЕТ» и таможенным органом зарегистрирована декларация на товары с целью помещения под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» товара <данные изъяты> код ТН ВЭД ЕАЭС 5407510000.

До выпуска товара в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления», то есть в момент его нахождения под таможенным контролем на складе временного хранения, ООО «Крион» подало в Кингисеппскую таможню заявление от ДД.ММ.ГГГГ (приложение ). В данном заявлении в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промьшленности» попросило разрешить маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза перед выпуском продукции в свободное обращение на рынке. Заявление было удовлетворено таможенным органом, и товар до выпуска в свободное обращение был промаркирован единым знаком. Выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой по таможенной декларации был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.

То есть, таможенный орган признал достоверным декларацию о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ № ТС N RU Д-PL.TP05.B.01229 и подтвердил соответствие товара требованиям ТР ТС 017/2011 к заявленному товару.

При указанных обстоятельствах, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Крион», подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам.

Согласно ч.3 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Издержки по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Крион» отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Крион» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья: Н.В. Штурманова