Дело № 5-550/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Волгоград 22 мая 2018 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Кудрявцева А.Г., (400005, <...>), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя главы администрации Волгограда ФИО1,
с участием представителей заместителя главы администрации Волгограда ФИО1 - ФИО2, ФИО3, представителя Контрольно–счетной палаты Волгоградской области ФИО4, ведущего инспектора инспекции по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно–счетной палаты Волгоградской области ФИО5,
установил:
в Центральный районный суд г. Волгограда из контрольно-счетной палаты Волгоградской области поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации Волгограда ФИО1 с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении № 5 от 17 апреля 2018 года в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2018 год, на основании приказа контрольно-счетной палаты Волгоградской области № 18 от 08.02.2018 в рамках выездной внешней проверки бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения областного бюджета за 2017 год, в том числе эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Указов Президента РФ от 05.05.2012 №596-606, главным администратором средств областного бюджета - комитетом строительства Волгоградской области проведена проверка использования субсидий, предоставленных Комитетом администрации города Волгограда на строительство учреждений дошкольного и дополнительного образования детей администрации Волгограда. Результаты проверки изложены в акте КСП от 06.03.2018.
Проверкой установлено следующее.
Комитетом строительства Волгоградской области с администрацией Волгограда заключено соглашение от 07.04.2017 №8 о предоставлении в 2017 году субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ жилищного строительства, которые осуществляются из местных бюджетов.
Размер субсидии, предоставляемой администрации Волгограда, определенный п.1.3 соглашения от 07.04.2017 №8 с учетом заключенных дополнительных соглашений №№1-4, составляет 450 087,6 руб.
Уведомлениями по расчетам между бюджетами от 09.01.2017, 16.02.2017, 23.03.2017, 28.03.2017, 07.04.2017, 25.04.2017, 05.06.2017, 03.07.2017, 20.07.2017, 02.10.2017 и 04.10.2017 Облстроем доведены межбюджетные трансферты из областного бюджета администрации Волгограда на сумму 450 087,6 руб., или 100% от объема средств, предусмотренных соглашением от 07.04.2017 №8.
Согласно п. 2.1 соглашения от 07.04.2017 №8 условием предоставления субсидии является обязательство администрации Волгограда но достижению планового значения целевого показателя результативности использования субсидии.
В соответствии с п.3.1 соглашения от 07.04.2017 №8 целевым показателем результативности использования субсидии и его плановм значением является ввод жилья.
Согласно проекту жилищного строительства «Жилая застройка в комплексе с объектами жилищно-коммунальной, социальной и общественно-деловой инфраструктуры по улице Родниковой в Советском paйоне г. Волгограда» - это ввод объектов инфраструктуры на территории - в объеме 50000 кв.м. общей площади в 2017 году, т.е. с учетом требований ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ - до 31.12.2017.
Данный целевой показатель, установлен аналогичным целевому показателю, который установлен соглашением, заключенным администрацией Волгоградской области с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о предоставлении в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы жилище на 2015-2020 годы от 17.02.2017 №069-08-095.
Для получения субсидии администрация Волгограда на основании п.4.1.2 соглашения от 07.04.2017 №8 не позднее 22.12.2017 года должна предоставлять в Комитет заявку о потребности в финансировании объектов и оформленные надлежащим образом документы, обосновывающие необходимость исполнения денежного обязательства и его размера в соответствии с проектно-сметной документацией (акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), товарные накладные, счет, счет-фактура или иные документы, установленные заключенным муниципальным контрактом (договором).
Заявки, направленные администрацией Волгограда в 2017 году на получение с субсидии по соглашению от 07.04.2017 №8 оплачены Комитетом своевременно и в полном объёме на сумму 450087,6 рублей.
Кроме того, получение субсидии из областного бюджета в полном объеме о подтверждается отчетами об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия за январь-декабрь 2017 года, подписанными уполномоченными лицами администрации Волгограда.
В соответствии с п. 4.1.3 соглашения от 07.04.2017 №8 администрация Волгограда ежемесячно должна предоставлять в Комитет отчет о достижении планового значения целевого показателя результативности предоставления субсидии в текущем финансовом году.
Согласно отчету администрации Волгограда, подписанному председателем комитета по строительству администрации Волгограда, на 01.01.2018 целевой показатель результативности использования субсидии - ввод жилья в 2017 году на территории проекта жилищного строительства «Родниковая долина» составил 44 189,2 кв.м, то есть значение долевого показателя - в объеме 50000 кв. м не достигнуто.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом - заместителем главы администрации Волгограда - получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушил порядок и условия их предоставления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, обеспечил участие представителей.
Представители заместителя главы администрации Волгограда ФИО1 – ФИО2, ФИО3 в ходе рассмотрения дела возражали против привлечения ФИО1 к административной ответственности, просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель административного органа - Контрольно–счетной палаты Волгоградской области ФИО4 в судебном заседании настаивал на привлечении ФИО1 к административной ответственности, полагая, что вина его доказана.
Ведущий инспектор инспекции по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно–счетной палаты Волгоградской области ФИО5, в судебном заседании настаивал на привлечении ФИО1 к административной ответственности.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам.
В соответствии со ст. 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в числе прочего, установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.9 Порядка предоставления в 2017 году субсидий местным бюджетам за софинансирование капитальных вложений в объекты образовательной инфраструктуры муниципальной собственности в рамках развития дошкольного образования Волгоградской области, которые осуществляются из местных бюджетов», утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 28.02.2017№105-п предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Комитетом и администрацией муниципального района (городского округа) Волгоградской области.
Одним из условий предоставления субсидий согласно п. 5 данного порядка является обязательство муниципального района (городского округа) Волгоградской области по достижению плановых значений целевых показателей результативности использования субсидии.
Судом установлено, что 07.04.2017 между комитетом строительства Волгоградской области и администрацией Волгограда заключено соглашение №8 о предоставлении в 2017 году субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, которые осуществляются из местных бюджетов.
Пунктом 2.1. данного соглашения установлены условия предоставления субсидии: обязательство администрации Волгограда по достижению планового значения целевого показателя результативности предоставления субсидии; наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства; использование типовой проектной документации для аналогичного объекта капитального строительства и информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации. Предоставление субсидии осуществлялось для строительства объектов инфраструктуры по улице Родниковой в Советском paйоне г. Волгограда и последующего ввода в эксплуатацию жилья.
Вместе с тем, из акта № 38 от 06.03.2018 следует, что согласно отчету о достижении показателя результативности предоставления субсидии за январь-декабрь 2017 года, предоставленному администрацией в Облстрой -ввод жилья в 2017 году на территории проекта жилищного строительства «Родниковая долина» составил 44 189,2 кв.м, то есть значение долевого показателя - в объеме 50000 кв. м не достигнуто, что не обеспечивает достижение администрацией Волгограда использование субсидии по целевому показателю и не соответствует условиям соглашения от 07.04.2017 №8.
При этом, как ранее указывалось целевым показателем результативности предоставления субсидии является ввод жилья на территории по улице Родниковой в Советском paйоне г. Волгограда - в объеме 50000 кв.м. общей площади в 2017 году, т.е. с учетом требований ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ - до 31.12.2017 (п.3.1 соглашения от 07.04.2017 №8).
В соответствии со своими полномочиями заместитель главы администрации Волгограда ФИО1 подписал и направил 25.05.2017 в Комитет обращение, в котором заверил его председателя в том, что в соответствии с пунктами 2.1. и 3.1. соглашения от 07.04.2017 №8, администрация Волгограда обязуется обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субсидии из областного бюджета в стопроцентном объеме в срок до 31 декабря 2017 г. при условии обеспечения своевременного финансирования из вышестоящего бюджета.
Однако, как установлено проверкой, целевой показатель результативности использования субсидии не достигнут.
В соответствии с распределением обязанностей, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 25.10.2017 №1676 заместитель главы администрации Волгограда ФИО1 непосредственно координирует деятельность департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и комитета по строительству администрации Волгограда, которым поступали субсидии на строительство объектов инфраструктуры в указанном жилом районе, и подписывает обращения.
Согласно должностной инструкции от 02.11.2017, утвержденной главой администрации Волгограда, заместитель главы администрации Волгограда ФИО1 II. в своей деятельности обязан руководствоваться, среди прочего, нормативными правовыми актами органов государственной власти Волгоградской области (п.1.3.), обязан их соблюдать (п.3.1.) и несет ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей (п.5).
В силу ст.26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Административным органом в подтверждение вины заместителя главы администрации Волгограда ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения представлены следующие доказательства:
- протокол об административном правонарушении №5 от 17 апреля 2018 года;
- приказ № 18 от 08.02.2018 О проведении контрольного мероприятия;
- акт № 38 от 06.03.2018;
- удостоверение №23;
- удостоверение №24;
- соглашение № 8 от 07.04.2017;
- дополнительное соглашение №1 от 03.05.2017;
- дополнительное соглашение №2 от 05.06.2017;
- дополнительное соглашение №3 от 21.07.2017;
- дополнительное соглашение №4 от 09.10.2017;
- постановление администрации Волгограда от 25.10.2017 № 1676;
- должностная инструкция заместителя главы администрации Волгограда;
- выписка из распоряжения от 26.07.2016 № 557-р;
- письмо от 25.05.2017;
- уведомление №1 от 09.01.2017;
- уведомление №0 от 16.02.2017;
- уведомление №27 от 23.03.2017;
- уведомление №28 от 28.03.2017;
- уведомление №30 от 07.04.2017;
- уведомление №35 от 25.04.2017;
- уведомление №37 от 05.06.2017;
- уведомление №39 от 03.07.2017;
- уведомление №47 от 20.07.2017;
- уведомление №58 от 02.10.2017;
- уведомление №59 от 04.10.2017;
-отчет;
- копия паспорта ФИО1
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
ФИО1 II. назначен на должность заместителя главы администрации Волгограда распоряжением Администрации Волгограда от 26.07.2016 №557-р.
Анализируя приведенные доказательства, судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт, того что заместителем главы администрации Волгограда ФИО1, на которого возложены полномочия по координации деятельности отраслевых органов исполнительной власти администрации Волгограда, отвечающих за освоение капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках программы развития жилищного строительства не обеспечено достижение целевого показателя результативности до установленного соглашением срока - 31.12.2017, чем нарушены условия предоставления трансфертов в виде субсидий.
В связи с чем, действия должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учитывая фактические обстоятельства дела, судья приходит к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем, действия заместителя главы администрации Волгограда ФИО1 хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем, заместитель главы администрации Волгограда ФИО1 подлежит освобождению от административной ответственности, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении заместителя главы администрации Волгограда ФИО1 прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Кудрявцева А.Г.