ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-553/2021 от 06.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №5-553/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6 июля 2021 года город Иваново

Судья Ленинского районного суда города Иваново Улыбин А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Иваново (<...>) в отношении:

ФИО1, <данные изъяты>

материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ,

установил:

ФИО1, являясь участником публичного мероприятия, совершил нарушение установленного порядка проведения митинга.

Так, ФИО1 /дата/ в 19 часов 30 минут, находясь у <адрес>, и принимая участие в публичном мероприятии в форме «митинга», проводимого без согласования места и времени с органами исполнительной власти <адрес>, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить проведение митинга и разойтись, подававшиеся с использованием средств громкоговорящей связи, не реагировал, продолжал активное участие в митинге, выкрикивал различные лозунги, чем нарушил требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался почтовым отправлением по месту жительства и регистрации (судебные повестки возвращены), посредством СМС-сообщения (доставлено), о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть материалы дела в его отсутствие.

Допрошенный в качестве свидетеля Свидетель №1 в судебном заседании показал, что является начальником отделения уголовного розыска ОМВД России по <адрес>. /дата/ в вечернее время он принимал участие в охране общественного порядка при проведении несанкционированного митинга. В ходе данного публичного мероприятия около 300 – 400 человек на <адрес> выкрикивали различные лозунги, не подчиняясь требованиям сотрудников полиции прекратить участие в несанкционированном митинге, о чем участвующим неоднократно разъяснялось через громкоговорители. После поступившего распоряжения руководства пресечь дальнейшее участие граждан в несанкционированном публичном мероприятии среди активной части митингующих им (Свидетель №1) был замечен гражданин, которому он высказал требование прекратить противоправную деятельность, после чего тот стал оскорблять сотрудников полиции, называя «фашистами». К данному молодому человеку была применена физическая сила с целью доставления в ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново, спец.средства к нему не применялись. В отделе полиции личность данного гражданина была установлена как ФИО1 На исследованной в судебном заседании видеозаписи запечатлён, в том числе молодой человек, скандирующий лозунги, – это ФИО1

Суд, исследовав материалы дела, выслушав свидетеля Свидетель №1, приходит к следующим выводам.

Частью 5 ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляя право каждого свободно выражать свое мнение, одновременно указывает на то, что это налагает обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах, в том числе национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно и без оружия регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В указанном Федеральном законе публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, целью которой являются, в частности, свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность – соблюдение положений Конституции РФ, данного Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.2, ч.1 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг – это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нём.

Таким образом, участником публичного мероприятия признается любое лицо, участвующее в таком публичном мероприятии, при этом квалификация лица как участника публичного мероприятия не зависит от того, насколько активные действия совершало данное лицо в рамках публичного мероприятия.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в том числе, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.

Статьёй 7 названного Федерального закона от 19.06.2004 г. предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Таким образом проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти в установленный срок (за исключением одиночного пикета) не допускается.

Из представленных материалов дела следует, что 19.04.2021 г. в Администрацию <адрес>ФИО5 было подано уведомление о проведении /дата/ с 18:45 до 20:15 публичного мероприятия, в тексте которого содержится указание на заведомое несоблюдение положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» относительно сроков уведомления о проведении публичного мероприятия, обусловленное необходимостью «экстренного принятия мер по спасению человеческой жизни», а также тем, что «обеспокоенность граждан этим вопросом очень высока и они требуют принятия срочной реакции государства на свои требования».

Вместе с тем, согласно ответа руководителя аппарата Администрации <адрес> от /дата/ФИО5 было предложено изменить время проведения публичного мероприятия в соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, а также в связи с ограничениями на проведение мероприятий с очным участием граждан, установленными Указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности».

Из представленных материалов дела (в том числе рапортов сотрудников полиции ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ряда иных) следует, что около 19 часов 30 минут /дата/ на <адрес> собрались граждане, некоторые из которых имели флаги и плакаты. Указанным гражданам сотрудники полиции разъясняли, в том числе через громкоговоритель, что мероприятие не согласовано с Администрацией <адрес> и является незаконным, указывалось на ответственность за участие в несогласованном публичном мероприятии в соответствии с КоАП РФ. Некоторые граждане выкрикивали лозунги в поддержку Алексея Навального и против руководства страны.

Согласно письменных объяснений свидетеля ФИО10 около 19 часов /дата/ он вышел с работы (Администрация <адрес>, расположенная по адресу: <...>) и увидел массовое скопление граждан, которые выкрикивали политические и иные лозунги, при этом сотрудник полиции через громокоговоритель предупреждал собравшихся о незаконном участии в несанкционированном публичном мероприятии.

Как следует из протокола об административном правонарушении от /дата/ ФИО1 /дата/ в 19 часов 30 минут находился у <адрес> и принимал участие в публичном мероприятии в форме «митинга», проводимого без согласования места и времени с органами исполнительной власти <адрес>, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить проведение митинга и разойтись, подававшиеся с использованием средств громкоговорящей связи, не реагировал.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: письменными объяснениями и показаниями в судебном заседании, а также рапортом инспектора ГИАЗ ОМВД России по <адрес>Свидетель №1, из которых следует, что в ходе проведения митинга /дата/ около 19 часов 30 минут им был задержан молодой человек, выкрикивавший лозунги и не реагировавший на предупреждения сотрудников полиции о незаконности проводившегося мероприятия, который был передан сотруднику полиции для доставления в органы внутренних дел; протоколом доставления ФИО1 в ОМВД России по <адрес>; фотоматериалом и видеозаписью, на которой запечатлены группа людей, скандирующая лозунг, среди которых находится и ФИО1

Основания не доверять сведениям, изложенным в представленных материалах, составленных уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов, у суда отсутствуют.

Таким образом, неисполнение законного требования сотрудников органов внутренних дел прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии образует состав административного правонарушения. В связи с изложенным суд полагает доказанным факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и выразившегося в нарушении установленного порядка проведения митинга.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и считает подлежащим назначению наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Реквизиты для оплаты штрафа: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получении копии постановления.

Судья А.С. Улыбин