ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 26 ноября 2018 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Макогон Л.А.,
при секретаре Багалиевой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании административный материал в отношении АО «КНПЗ», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
03.09.2018 г. старшим госинспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области в отношении АО «КНПЗ» составлен протокол об административном правонарушении № 318 за совершение административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Согласно протоколу, юридическое лицо АО «КНПЗ» осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. В ходе проверки специалистами лаборатории филиала ЦЛАТИ по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» были отобраны пробы промышленных выбросов на источнике № от дыхательного клапана резервуара № для хранения алкинбензина, на источнике № от дыхательного клапана резервуара хранения дизельного топлива № и дыхательного клапана резервуара для хранения вакуумного газойля №. Согласно протоколу филиала ЦЛАТИ по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» №-ПРВ-ГК от 14.07.2018г. на данных резервуарах были выявлены вещества, не учтенные в утвержденных нормативах ПДВ и отсутствующие в разрешении. Согласно перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от <дата>№-р, вещество изоамиловый спирт не подлежит государственному регулированию. В отношении веществ, не включенных в Перечень №-р, меры государственного регулирования, в том числе, установление нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух, не применяются. При этом согласно п. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов в атмосферный воздух в установленном порядке должна быть проведена и оформлена инвентаризация выбросов, подтверждающая перечень и состав выбрасываемых веществ. Вещества метан, бутан, предельные углеводороды С1-С5, этилбензол, фенол, толуол, О-ксилол, М-, п-Ксилол, Бутилацетат, Стирол, Изопропилбензол, Фенол, ФИО1 спирт, Циклогексанон, Предельные углеводороды С12-С19 включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015г. №-<адрес> с тем, в инвентаризации, проекте ПДВ и нормативах, разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ данные вещества отсутствуют. Таким образом, АО «КНПЗ» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Определением заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 18.09.2018г. протокол об административном правонарушении в отношении АО «КНПЗ» направлен для рассмотрения в Куйбышевский районный суд <адрес>, поскольку санкция ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.
В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по <адрес> по доверенности ФИО2, ФИО5 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении № от <дата> поддержали, просили привлечь АО «КНПЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, наказание оставили на усмотрение суда.
В судебном заседании представители правонарушителя АО «КНПЗ» ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, действующие на основании доверенностей, с протоколом об административном правонарушении от <дата> не согласились. Суду пояснили, что в протоколе № от <дата> отражено, что в ходе проверки специалистами лаборатории ЦЛАТИ по <адрес> на неорганизованных площадных источниках № и № были осуществлены замеры. Согласно протоколу Филиала ЦЛАТИ по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» № - ПрВ-ГК от <дата> на резервуарах №№, 303, 302 были выявлены вещества, не учтенные в утвержденных нормативах ПДВ и отсутствующие в разрешении на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с указанным протоколом Филиала ЦЛАТИ по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отбор проб произведен в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий» и ПНД Ф 12.1.2.-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации взвешенных частиц (пыли) в выбросах промышленных предприятий», предназначенных для отбора проб от стационарных источников. Резервуары №, 303, 302 не являются организованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ, а входят в состав неорганизованных источников АО «КНПЗ» № и 6081, поскольку в силу пп. 2 п. 1.2 "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" резервуарные парки отнесены к неорганизованным источникам. Неорганизованные источники характеризуются отсутствием специализированных отводов или иных конструктивных особенностей, которые позволяют ограничить попадание вредных веществ в атмосферу, очищать выброс и проводить корректные замеры выбросов загрязняющих веществ, как от организованного источника выбросов. В виду применения ненадлежащих методических рекомендаций определения и измерения концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий (в выбросах неорганизованных источников), Управлением Росприроднадзора не были получены достоверные сведения о наличии в выбросах, осуществляемых АО «КНПЗ» при эксплуатации неорганизованных площадных источников № и №, вредных (загрязняющих) веществ, не указанных в разрешении на выброс и о концентрации указанных веществ, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха. В соответствии с методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введены в действие письмом Ростехнадзора от <дата>) всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001. Источники АО «КНПЗ», на которых проводились замеры, имеют номера №, 6081. Однако, в момент проведения отбора проб организации не могли определиться с источником выбросов. При разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ определение перечня выбрасываемых от резервуаров веществ и расчет выбросов загрязняющих веществ проводился в соответствии с действующими методическими указаниями и пособиями по расчету. При контроле выбросов, неорганизованных источников №№ и 6081 необходимо контролировать основные параметры, входящие в расчетные формулы, согласно которым выбросы были определены при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов АО «КНПЗ», то есть количество жидкости закачиваемое в резервуары. Контроль за соблюдением норм выбросов, установленных для предприятия в целом проводится путем замеров атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне предприятия в соответствии с руководящим документом «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» РД 5<дата>-89, воздушной среды в резервуарных парках - в соответствии с отраслевой инструкцией по контролю воздушной среды на предприятиях нефтяной промышленности ИБТВ 1-087-81. АО «КНПЗ» с привлечением специализированной организации ООО НИЦ «ЭкоАналитика» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) № RA.RU.21AF39) с целью определения возможного наличия непронормированных для АО «КНПЗ» веществ, указанных в Протоколе №, а именно стирола, изопропилбензола, циклогексанона, произвело отборы проб воздуха в резервуарных парках (в непосредственной близости от резервуаров, источники № и №). Кроме того, в качестве дополнительного контроля с целью определения возможного наличия вышеуказанных веществ был произведен отбор проб воздуха в санитарно-защитной зоне предприятия. Отбор проб атмосферного воздуха проведен на территории промышленной площадки, в непосредственной близости от резервуаров источников № (резервуары №, 302, 371, 303-306, 370) и № (резервуары №, 334, 372, 373, 332, 333) - в соответствии с отраслевой инструкцией по контролю воздушной среды на предприятиях нефтяной промышленности (ИБТВ 1-087-81). Отбор проб атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне АО «КНПЗ» проведен в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86 и Руководством по контролю загрязнения атмосферы РД 5<дата>-89. По итогам проведенных исследований, содержание вышеуказанных веществ (стирола, изопропилбензола, циклогексанона) в атмосферном воздухе на территории промышленной площадки, зоне влияния неорганизованых источников № и 6081, не зафиксировано, что подтверждается Протоколом лабораторных исследований №.1.2/1-2018 от <дата>.и результатом оценки полученных результатов, выполненных ООО НИЦ «ЭкоАналитика» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) № RA.RU.21.Ar39 от 07.12.2016г.). АО «КНПЗ» считает факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные нормативы, указанный в Протоколе № от <дата> не установленным и не доказанным. Таким образом, событие административного правонарушения отсутствует.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые охрану обеспечивают атмосферного воздуха.
Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 12 Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Приказом Минприроды России от <дата> N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который обязателен к применению как органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности, при установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что в Управление Росприроднадзора по <адрес> поступают массовые обращения граждан по вопросу загрязнения атмосферного воздуха, в том числе, в <адрес>. Согласно экологическим сообщениям от <дата>, <дата>, по результатам анализа проб воздуха в <адрес> зафиксировано превышение вредных веществ в атмосферном воздухе.
На основании приказа от 24.07.20118г. № Управления Росприроднадзора по <адрес> в отношении АО «КНПЗ» проведена внеплановая выездная проверка. Проведение проверки согласованно с Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой.
В ходе проверки установлено, что АО «КНПЗ» имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на период с <дата> по <дата>, перечень и количество которых указано в ПДВ.
Согласно проекту ПДВ, АО «КНПЗ» отнесено к предприятиям 1 категории по воздействию на атмосферный воздух и имеет утвержденные мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В ходе проверки специалистами лаборатории филиала ЦЛАТИ по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» были отобраны пробы промышленных выбросов на источнике № от дыхательного клапана резервуара № для хранения алкинбензина, на источнике № от дыхательного клапана резервуара хранения дизельного топлива № и дыхательного клапана резервуара для хранения вакуумного газойля №. Согласно протоколу филиала ЦЛАТИ по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» №-ПРВ-ГК от 14.07.2018г. на данных резервуарах были выявлены вещества, не учтенные в утвержденных нормативах ПДВ и отсутствующие в разрешении.
На основании указанных данных Управление Росприроднадзора по <адрес> пришло к выводу о том, что АО «КНПЗ» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
<дата> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> в отношении юридического лица АО «КНПЗ» составлен протокол об административном правонарушении №, с которым представитель АО «КНПЗ» ознакомлен под роспись.
Вина АО «КНПЗ» в совершении правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.08.2018г., протоколом результатов КХА проб Промышленных выбросов в атмосферу, актом отбора промышленных выбросов в атмосферу, актом проверки от 28.08.2018г.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях АО «КНПЗ» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, являются необоснованными и противоречат материалам дела.
Допрошенные в судебном заседании в качестве специалистов сотрудники ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО3, ФИО4 пояснили, что методика отбора проб для определения концентрации вредных веществ от неорганизованных источников выбросов не существует. В месте с тем, резервуары №,303,302, из которых были отобраны пробы промышленных выбросов, входят в состав насосного оборудования источников № и №. Использование методики ПНД ф 12.1.1-99 не исключается.
Иные результаты проб, в том числе выполненные аккредитованной организацией ООО НИЦ «ЭкоАналитика», в период, относящийся ко времени проведения проверки, АО «КНПЗ» не представили.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Действия АО «КНПЗ» правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным назначить АО «КНПЗ» наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в срок не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Председательствующий Л.А. Макогон