Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Республики Татарстан
Судья <адрес> городского суда Республики Татарстан ФИО1, рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Кыргызской ССР, гражданина Республики Кыргызстан, со средним образованием проживающего без регистрации по адресу: <адрес>, женатого, имеющего 4 детей, официально не трудоустроенного,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 25 минут в ходе проверки документов около <адрес> Республики Татарстан выявлен гражданин Республики Кыргызстан ФИО2, прибывший в Российскую Федерацию, по истечении срока пребывания, установленного Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), с мая 2016 года уклонялся от выезда из Российской Федерации, нарушая тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
ФИО2 в суде вину признал и показал, что после истечения срока его пребывания в России он обращался в соответствующие органы для его продления, однако ему устно несколько раз в этом отказывали, также отказали в продлении временного убежища. Он не может выехать с территории России, поскольку является узбеком и находится в международном розыске в связи с конфликтными событиями, произошедшими между этническими киргизами и узбеками в Кыргызстане в 2010 году, в случае его возвращения в Кыргызстан, он может быть подвергнут там насилию и пыткам. В Кыргызстане идут гонения на узбеков. Его дом сожгли, поэтому приехал в Россию, чтобы спасти жизни своих детей и супруги. После суда, ДД.ММ.ГГГГ подал заявление на продление временного убежища, обещали после праздников все оформить, ДД.ММ.ГГГГ с адвокатом поедет в Управление по вопросам миграции МВД по <адрес> в <адрес>.
Вина ФИО2 в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, сведениями из досье СПО «Мигрант-1» АС ЦБДУИГ, учетных данных МВД, копией свидетельства о предоставлении временного убежища до ДД.ММ.ГГГГ, копиями отрывных частей бланков уведомлений.
Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 11 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В соответствии со статьей 2510 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях (бездействии): уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
Исходя из анализа указанных норм и обстоятельств дела, в действиях ФИО2 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им нарушен режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1). Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 41 указанного Кодекса).
Смягчающим наказание обстоятельством судья учитывает у ФИО2 наличие семьи и 4 несовершеннолетних детей.
Поэтому ФИО2 назначается наказание в виде минимального административного штрафа.
При определении возможности назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Изложенный подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 231 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Также в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
ФИО2 также в числе прочего указывает о возможной угрозе пыток и преследовании, которым ФИО2 может быть подвергнут в стране его гражданской принадлежности, в связи с чем, его административное выдворение в Республику Кыргызстан влечет угрозу его жизни и здоровью.
О наличии такой угрозы свидетельствует судебная практика Европейского Суда по правам человека (постановление от 14.09.2015 по делу «Хамракулов против России»), а также Верховного Суда Российской Федерации (определения от 06.09.2016 № 5-АПУ16-40, от 30.01.2017 № 82-АПУ17-1).
У ФИО2 на территории Российской Федерации находится также супруга ФИО3 и четверо несовершеннолетних детей.
Следовательно, на территории Российской Федерации у ФИО2 сложились устойчивые семейные и социальные связи, дети обучаются в школе <адрес>.
Каких-либо сведений о том, что ФИО2 представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, материалы дела также не содержат.
Поэтому, исходя из правил обеспечения баланса публичных и частных интересов, обеспечения семейных прав ФИО2 и членов его семьи, с учетом обеспечительных мер, принятых Европейским Судом по правам человека 19.02.2018, устанавливающих запрет на высылку ФИО2 из Российской Федерации в течение проведения судебного разбирательства в Европейском Суде по правам человека, назначение обязательного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не является необходимым и соразмерным допущенным нарушениям со стороны ФИО2 и вызванным ими последствиям.
При таких обстоятельствах полагаю возможным не назначать ему обязательное дополнительное наказание по санкции статьи в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации,
Руководствуясь частью 11 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления по следующим реквизитам: получатель – УФК по РТ (ОМВД России по <адрес>), р/с 40№ в Отделении – НБ <адрес>, БИК 049205001, ИНН <***>, КПП 164801001, КБК 188 116 400 00016020 140, ОКТМО 92 628 101, УИН 18№. Платежный документ или его копию незамедлительно после уплаты штрафа представить в <адрес> городской суд Республики Татарстан.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: