К делу №5-559/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«27» ноября 2019 года г.Крымск Краснодарского края
Судья Крымского районного суда Краснодарского края Серомицкий С.А.,
при секретаре Саввиди А.С.
рассмотрев поступивший из управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края административный материал в отношении:
ООО «Энергостройуниверсал», юридический адрес: <...> ИНН <***>, КПП 263501001, ОГРН <***>, обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Энергостройуниверсал» совершило нарушение требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нарушение режима использования земель в границах выявленных объектов культурного наследия.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
- 17.05.2019 года, советником отдела памятников археологии управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, при проведении мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия: «Поселение «Садовое-11» (Крымский район с.Киевское на расстоянии 0, 482 км к юга-юго-западу (азимут 190°) от пересечения улиц Лабынцева и Партизанская с.Киевское, и на расстоянии 1,75 км к юго-западу (азимут 115,9°) от пересечения улиц Юбилейная и Профессиональная с.Киевское) было установлено, что на территории вышеуказанного выявленного объекта археологического наследия проводятся земляные и строительные работы по установке фундамента опоры BЛ при помощи экскаватора (CAT 319 DLC государственный номер №). Строительные работы производились ООО «Энергостройуниверсал» по заказу АО «ЦИУС УЭС» по инвестиционному проекту «Реконструкция BЛ 220 кВ Бужора - НПС-8 с образованием BЛ 220 кВ НПС-8 - Киевская, BJI 220 кВ Киевская - Чекон, ВЛ 220 кВ Бужора - Чекон для присоединения ПС 220/27,5/10 кВ Киевская и ПС 220/27,5/10 кВ Чекон». Письмом от 05.09.2018 № филиал ОАО «ЦИУС ЕЭС» - ЦИУС Юга предоставил гарантии проведения охранно-спасательных археологических мероприятий согласно включенному в проект разделу обеспечения сохранности объектов культурного наследия, при осуществлении строительства Объекта. В связи с чем, Управлением подготовлено информационное письмо от 10.10.2018 № о согласовании размещения Объекта, в котором указано, что данное письмо не является разрешением на проведение земляных, строительных, хозяйственный работ. Заключение о возможности хозяйственного освоения участка на территории выявленного объекта археологического наследия «Поселение «Садовое-11» управлением не выдавалось. При этом, на момент проведения мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия, археологом ЗАО «ОКН-проект» - ФИО6, на основании открытого листа от 26.04.2019 №, выданного Министерством культуры Российской Федерации, проводились только археологические полевые работы (раскопки). Отчет о проведении указанных работ на момент проведения контрольных мероприятий в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края не поступал. Утверждение отчетной документации по проведению археологических полевых работ управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края не осуществляло, согласований, заключений по вопросу проведения земляных работ на территории вышеуказанного объекта культурного наследия не выдавало. Таким образом, ООО «Энергостройуниверсал» без согласования с управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и получения заключения о возможности хозяйственного освоения участка на территории выявленного объекта археологического наследия «Поселение «Садовое-11», зная о необходимости согласования и получения вышеуказанного заключения, осуществляло земляные и строительные работы на Объекте, расположенном на территории вышеуказанного объекта археологического наследия, чем нарушило обязательные требования, установленные ст.5.1, ст.36, ст.45.1 Федерального закона № 73-Ф3 и ст.7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. № 3223-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «Энергостройуниверсал», уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился. В поданном в адрес суда заявлении директор ООО «Энергостройуниверсал» - ФИО3 просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя юридического лица.
В письменных объяснениях указала, что общество свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ не признает по следующим основаниям. Между ООО «Энергостройуниверсал» и ООО «Призма»заключены договоры субподряда от 25.04.2019 года № и №, по условиям которых ООО «Энергостройуниверсал» выполняет строительно-монтажные работы на правах субподрядчика. В соответствии с законодательством РФ, субподрядчик – это юридическое лицо, получившее ль подрядчика определенное количество работ по выполнению принятого заказа. В соответствии с указанными выше договорами в объеме обязательств ООО «Энергостройуниверсал» не входит согласование разрешительной документации в отношении возможности выполнения земляных, строительных, хозяйственных работ в границах территории объекта археологического наследия «Поселение «садовое-11». Указанные обязательства входят в объем полномочий ООО «Призма» в соответствии с договором с конечным заказчиком – АО «ЦИУС ЕЭС». По состоянию на 29.05.2019 года ООО «Призма», в части получения разрешительной документации, выполнен комплекс работ: - проведены изыскания на предмет нахождения на участке объектов археологического наследия представляющих историческую и культурную ценность народов Российской Федерации; - подготовлен и направлен в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края краткий аннотационный технический отчет о проведении охранно-спасательных исследований (раскопках) объектов археологического наследия по проекту «Строительство BЛ 220 кВ НПС-8 – Киевская от существующей опоры №450 до ПС 220/27,5/10 кВ Киевская. BЛ 220 кВ Киевская – Чекон от существующей опоры №449 до ПС 220/27,5/10 кВ Чекон по инвестиционному проекту «Реконструкция BЛ 220 кВ Бужора - НПС-8 с образованием BЛ 220 кВ НПС-8 - Киевская, BЛ 220 кВ Киевская - Чекон, ВЛ 220 кВ Бужора - Чекон для присоединения ПС 220/27,5/10 кВ Киевская и ПС 220/27,5/10 кВ Чекон» для присоединения ПС 220/27,5/10 кВ Киевская и ПС 220/27,5/10 кВ Чекон, для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Юга и по проекту «Строительство ВЛ 220 кВ Бужора-Чекон от существующей опоры №247 до ПС 220/27,5/10 кВ Чекон. ВЛ 220 кВ Бужора-Чекон от существующей опоры №249 до ПС 220/27,5/10 кВ Чекон по инвестиционному проекту «Реконструкция BЛ 220 кВ Бужора - НПС-8 с образованием BЛ 220 кВ НПС-8 - Киевская, BЛ 220 кВ Киевская - Чекон, ВЛ 220 кВ Бужора - Чекон для присоединения ПС 220/27,5/10 кВ Киевская и ПС 220/27,5/10 кВ Чекон» - для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Юга в Крымском районе Краснодарского края; - 29.05.2019 года по результатам проведенных мероприятий подрядчиком ООО «Призма» направлено заявление в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края о выдаче заключения о возможности хозяйственного освоения земельного участка в зоне строительства опоры №19 (площадью 450кв.м.) и №19а (площадью 750 кв.м.) по указанному инвестиционному проекту. Все строительно-монтажные работы по договорам с ООО «Призма» выполнялись для государственных нужд, в целях увеличения трансформаторной мощности существующих электрических подстанций, в частности ПС 220 кВ Киевская и ПС 220 кВ Чекон.
Правонарушение выявлено надзорным органом 17.05.2019 года, при этом, к моменту выявления правонарушения, в целях уменьшения размера вреда и тяжести, могущих наступить последствий, техническим заказчиком строительно-монтажных работ ООО «Призма» уже были проведены изыскания на предмет нахождения на участке объектов археологического наследия, представляющих историческую и культурную ценность народов Российской Федерации. По результатам изыскательских работ на территории земельных участков, на которых производились строительно-монтажные работы, объекты археологического наследия, представляющие историческую и культурную ценность народов Российской Федерации не выявлены. 26.06.2019 года управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края оформлено Заключение №, в соответствии с которым надзорный орган согласовал хозяйственное освоение земельного участка, необходимого для выполнения строительно-монтажных работ. Нарушение режима использования земель в границах выявленных объектов культурного наследия, совершенное ООО «Энергостройуниверсал», при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для общества и государства, совершено без прямого умысла и является малозначительным. Считает, что в действиях ООО «Энергостройуниверсал» отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, отсутствуют наступившие последствия правонарушения. Имущественный ущерб объекту археологического наследия «Поселение «Садовое-11» причинен не был, выявленные нарушения, выразившиеся в отсутствии заключения о возможности хозяйственного освоения земельного участка в зоне строительства опор, были устранены в кратчайшие сроки. Также указала, что ООО «Энергостройуниверсал» является субъектом среднего предпринимательства, что в силу ч.2 и ч.3 ст.4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
В силу указанных обстоятельств просила суд освободить ООО «Энергостройуниверсал» от ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Выслушав пояснения ведущего специалиста отдела правового сопровождения, государственного надзора и учета объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края – ФИО4, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, несмотря на непризнательную позицию законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Энергостройуниверсал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Согласно ст.5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на территории объекта культурного наследия запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историкоградостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с п.2 ст.36 Федерального закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно п.3 ст.36 Федерального закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В силу п.2 ст.40 Федерального закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Согласно ст.45.1 Федерального закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ. Спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.
В соответствии со ст.45 Федерального закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, включая научный отчет о выполненных работах, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия либо лицу, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п.6 и п.7 ст.7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. № 3223-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» до начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
Так ведущий специалист отдела правового сопровождения, государственного надзора и учета объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края – ФИО4, суду рассказал, что в ходе проведенной 17.05.2019 года советником отдела памятников археологии управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края - ФИО5 мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия «Поселение Садовое-11», был выявлен факт проведения ООО «Энергостройуниверсал» землеройных и строительных работ по установке фундамента опоры ВЛ при помощи экскаватора, не имея на то заключения о возможности хозяйственного освоения участка на территории выявленного объекта археологического наследия. В связи с выявленным нарушением, ФИО5 было выдано предписание о приостановке проведения земляных и строительных работ.
Далее, в ходе рассмотрения служебной записки ФИО5 и представленного с ней предписания, а также анализа имеющейся в управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края документации, им – ФИО4 было установлено, что утверждение отчетной документации по проведению археологических полевых работ управление не осуществляло, согласований, заключений по вопросу проведения земляных работ на территории выявленного объекта культурного наследия «Поселение «Садовое-11» не выдавало, в связи с чем, он в отношении ООО «Энергостройуниверсал» составил административный протокол по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Также пояснил, что соответствующее заключение, дающее право на проведение земляных работ на территории выявленного объекта культурного наследия «Поселение «Садовое-11» выдано управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края только 26.06.2019 года.
Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, в случаях необходимости не исключается возможность вызова в суд лиц составивших протокол об административном правонарушении.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении, могут быть любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем суд считает пояснения ведущего специалиста отдела правового сопровождения, государственного надзора и учета объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края – ФИО4, допустимым и достоверным доказательством по делу.
Вина ООО «Энергостройуниверсал» также подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от 24.06.2019 года, составленным уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями КоАП РФ, в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- приказом администрации Краснодарского края №-кн «О включении объектов археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Краснодарского края и внесении изменений в перечень выявленных объектов культурного наследия Краснодарского края» от 20.07.2018 года;
- заданием на осуществление мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края от 15.05.2019 года;
- предписанием управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 17.05.2019 года;
- служебной запиской советника отдела памятников археологии управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края - ФИО5 от 20.05.2019 года;
- заключением управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края № от 06.07.2018 года;
- приказом Министерства культуры Российской Федерации № от 26.04.2019 года;
- открытым листом № от 26.04.2019 года, выданным археологу ЗАО «ОКН-проект» ФИО6 на проведение археологических раскопок, на территории выявленных объектов археологического наследия, в том числе «Поселение Садовое-11»;
- письмом ООО «Призма» на имя начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края№ от 29.05.2019 года;
- кратким аннотационным техническим отчетом;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Энергостройуниверсал» по состоянию на 20.05.2019 года.
Оценивая приведенные доказательства в совокупности, судья считает доказанным, что Вина ООО «Энергостройуниверсал» совершило нарушение требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нарушение режима использования земель в границах выявленных объектов культурного наследия. Квалифицируются действия виновного по ч.3 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильно.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице, его имущественное и финансовое положение.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность судьей не установлено.
Судьей также не установлено оснований для освобождения ООО «Энергостройуниверсал» от административной ответственности в виду малозначительности совершенного деяния.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым назначить наказание в пределах санкции ч.3 ст.7.13 КоАП РФ виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9 и ст.29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать ООО «Энергостройуниверсал» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить ООО «Энергостройуниверсал», что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, путем перечисления на счет Управления Федерального Казначейства по Краснодарскому краю ИНН <***>, КПП 230801001, получатель УФК по Краснодарскому краю (администрация Краснодарского края лицевой счет <***>), расчетный счет <***> в Южном ГУ Банка России г.Краснодар, БИК 040349001, ОКТМО 03701000, КБК 80211690020020000140.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд.
Судья: С.А. Серомицкий