ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-55/14 от 09.04.2014 Тындинского районного суда (Амурская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Тындинского районного суда <адрес> Муратов В.А., при секретаре Пономареве М.В., с участием правонарушителя ФИО1,

рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении гражданки Республики <адрес> Коньковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, не работающей, проживающей по адресу: <адрес>, паспорт гражданина <адрес> (на бланке паспорта гражданина СССР)

привлекаемой к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут <адрес> при проверке документов, было установлено, что ФИО1, являясь гражданкой Республики <адрес>, нарушила режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, так как не была зарегистрирована по месту пребывания. Своими действиями ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, чем нарушила п.2 ст.5 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ гражданка <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрирована по месту пребывания, то есть своими действиями нарушила режим пребывания (проживания) в РФ. На протоколе имеется отметка о том, что ФИО1 согласна с допущенным ею правонарушением.

Данный факт подтверждается копией паспорта (на бланке паспорта гражданина СССР) , выданного ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 является гражданкой <адрес>; объяснениями от ДД.ММ.ГГГГ в которых ФИО1 поясняет, что родилась в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году вместе с родителями и братом переехала в <адрес>, где получила <адрес> гражданство. В ДД.ММ.ГГГГ году выехала в Россию, по окончании срока действия временной регистрации на полгода не смогла получить необходимые документы. После чего предпринимала для этого меры однако пока ничего не изменилось.

В судебном заседании ФИО1 вину в правонарушении признала, пояснила, что она родилась в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году вместе с братом и родителями уехали из Тынды в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году она получила паспорт гражданина СССР в котором стоял штамп о принятии гражданства <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году она выехала из <адрес> в РФ в <адрес>. По приезду в <адрес> она оформила временную регистрацию на шесть месяцев, но ее срок истек в ДД.ММ.ГГГГ году. С того времени и по данный момент ни какой регистрации в Тынде и на территории РФ она не имела, то есть проживает в <адрес> без регистрации. Пояснила, что имеет на иждивении двое человек. Дочка <данные изъяты> родилась в <адрес>, но не имеет гражданства ни России, ни <адрес>. В получении ею гражданства России отказано. Дочь учится в школе <адрес>, ФИО1 неоднократно ездила в <адрес> для решения вопросов по гражданству для себя и для дочери, но пока ничего не меняется. В настоящее время она ждет звонка из <адрес>, ей пояснили, что вначале поступит ответ из <адрес> потом ее вызовут. Кроме того, в <адрес> вместе с ней живет и ее мама <данные изъяты>, ей более 70 лет, ей не обходима помощь, она является гражданином Российской Федерации.

Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГС муниципалитета <адрес>, № , подтверждается, что ФИО1 <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Из справки МОАУ «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ, учится в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ года, в настоящее время посещает 9 класс.

В силу ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ), временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Совокупность исследованных доказательств дает основание для вывода о том, что, проживая с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время на территории Российской Федерации без регистрации, гражданка <адрес> ФИО1 нарушает требования Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Таким образом, своими действиями ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ.

Нарушений норм административного законодательства при привлечении ФИО1 к административной ответственности не установлено.

Между тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 23.1 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в ред. постановлений Пленума Верховного суда РФ(от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 №23, от 10.06.2010 №13, от 09.02.2012 №3, от 19.12.2013 №40), разъяснил, что следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Из правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос 9 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года (утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, действует в редакции Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2008) следует, что согласно ч. 3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней). В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом. В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Вместе с тем, учитывая изложенное выше о месте и роли международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства. На этом основании представляется, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация. Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. В статье девятой указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы. В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение. Таким образом, по смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям. Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 КоАП РФ.

В связи с изложенным при применении ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ – следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Учитывая помимо изложенного, проживание совместно с ФИО1 ее несовершеннолетней дочери (лица без гражданства) и матери, которым необходима забота и помощь со стороны ФИО1, суд приходит к выводу о том, что выдворение ФИО1, при данных обстоятельствах, нарушит право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При назначении наказания данному нарушителю, судья учитывает конкретные обстоятельства дела, общественную опасность содеянного, влияние наказания на исправление правонарушителя и на условия ее жизни.

Смягчающим наказание обстоятельством суд считает признание вины, раскаяние в содеянном. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судья не установил.

С учетом изложенного руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 <данные изъяты> виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и определить ей наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Штраф перечислить по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа: УФК по <адрес>

Разъяснить, что что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: В.А. Муратов