ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-55/18 от 10.05.2018 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 мая 2018 года г.Орёл

Судья Северного районного суда г. Орла Лунина С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении Средней общеобразовательной школы имени П.В. Киреевского» Орловского района Орловской области (далее МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского),

УСТАНОВИЛ:

19 февраля 2018 года в 10 часов 00 минут по адресу6 <...> по результатам проведения административного расследования в отношении МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского установлен факт неуведомления МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области о заключении 04.09.2017 года трудового договора с гражданином <данные изъяты> Орёл Еленой, ДД.ММ.ГГГГ.. Уведомление в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области не было подано в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, что является нарушением требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель УВМ УМВД России по Орловской области по доверенности ФИО1 пояснила, что МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского, заключив 04.09.2017г. трудовой договор с гражданкой <данные изъяты> Орёл Еленой, не уведомило УВМ УМВД России по Орловской области в установленный трехдневный законом срок о его заключении, в связи с чем в действиях МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, при вынесении административного наказания полагалась на мнение суда.

В судебном заседании директор МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского Начатых Е.С. пояснил, что данное административное правонарушение совершено МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского впервые и характеризуется низкой степенью общественной опасности. Правонарушение не нанесло значительного ущерба государственным органам и охраняемым законом общественным отношениям. МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского признает факт нарушения положений административного законодательства. Просил суд признать данное правонарушение малозначительным и ограничиться предупреждением, поскольку МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского является бюджетной организацией, свободных денежных средств для уплаты штрафа не имеет. Все деньги, которые поступают на счет МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского, полностью расходуются в течении финансового года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 года № 147 утверждены форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (приложение № 19), а также Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (приложение № 21) (далее - Порядок предоставления уведомлений).

Исходя из Порядка предоставления уведомлений, уведомление о заключении с иностранным гражданином трудового договора должно быть подано работодателем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения соответствующего договора.

Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган УВМ России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

При приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом территориального органа УВМ России проверяются правильность заполнения уведомления, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление.

Должностное лицо территориального органа УВМ России, принявшее уведомление, вносит запись о его приеме в журнал учета уведомлений.

Регистрационный номер и дата приема уведомления проставляются на бланке уведомления.

Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в территориальный орган УВМ России, выдается справка, подтверждающая прием уведомления.

При поступлении уведомления в электронной форме должностное лицо территориального органа УВМ России направляет лицу, представившему уведомление, электронное сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления.

Как следует из материалов дела, что 19 февраля 2018 года в 10 часов 00 минут по адресу6 <...> по результатам проведения административного расследования в отношении МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского установлен факт неуведомления МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области о заключении 04.09.2017 года трудового договора с гражданином <данные изъяты> Орёл Еленой, ДД.ММ.ГГГГ.. Уведомление в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области не было подано в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, что является нарушением требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Виновность МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении 57 ОР №150381001 от 15.03.2018г. (л.д.4); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.35-41); объяснениями Орёл Е.Н. (л.д.22), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №12 от 29.01.2018г. (л.д.28-29).

Из объяснений Начатых Е.С., при составлении протокола об административном правонарушении следует, что МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского согласно с нарушением, причина неуведомления УВМ УМВД России по Орловской области ему не известна.

С учетом представленных по делу доказательств судья приходит к выводу о том, что факт неуведомления УВМ УМВД России по Орловской области МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского о заключении трудового договора между МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского и гражданкой Республики Казахстан Орёл Еленой, подтвержден и действия МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

П. 4.1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" установлено, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются ст. 13.1 данного Федерального закона.

П.9 ст. 13.1 указанного Федерального закона определяет, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка предоставлений уведомлений работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить УФМС России по Орловской области о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Из содержания данной нормы следует, что обязанность по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином, лежит на лице, заключившим данный трудовой договор с иностранным гражданином.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

При таких обстоятельствах, оценив все доказательства по делу, в их совокупности и взаимосвязи, признавая их достаточными, судья считает, что вина МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского в совершении правонарушения полностью нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Действия МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского судья квалифицирует по ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 21 постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из представленных материалов следует, что МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского является бюджетным учреждением, все поступающие денежные средства являются целевыми и полностью расходуются в течении финансового года. Согласно «Отчету о результатах деятельности учреждения», остаток денежных средств составляет 93441,04 руб., данные денежные средства являются родительской платой за присмотр и уход за детьми и расходуется строго в целевом назначении, на продукты питания, оплату коммунальных услуг и закупку моющих средств. МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского привлекается к административной ответственности впервые, поскольку сведений о привлечении его на момент совершения правонарушения, т.е. на 15.03.2018г., материалы дела не содержат.

По делу не установлено, что в результате неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с гражданкой Республики Казахстан Орёл Еленой, являющейся иностранным гражданином, МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского был причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также возникла угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Совершенное МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского правонарушение нельзя отнести к правонарушениям, связанным с незаконной миграцией, а равно к иным противоправным проявлениям, посягающим на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Имущественный ущерб в результате совершения МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского вышеназванного правонарушения, также не причинялся.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского.

В качестве смягчающих вину обстоятельств, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ с учетом представленных доказательств, суд учитывает признание вины, совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

Исходя из доказанности наличия в действиях лица состава административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения МБОУ СОШ им. П.В. Киреевского к административной ответственности, однако, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие по делу причинение вреда или угрозы причинения вреда национальной безопасности Российской Федерации, имущественное и финансовое положение правонарушителя, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, судья полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

признать Среднюю общеобразовательную школу имени П.В. Киреевского» Орловского района Орловской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья С.М. Лунина