ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-55/19 от 20.05.2019 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 5-55/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

20 мая 2019 года город Алатырь

Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2019 года.

Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Китайкин А. В., с участием помощника Алатырского межрайпрокурора ЧР ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица – главного редактора Автономного учреждения Чувашской Республики «Редакция газеты «Алатырские вести» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести», Учреждение) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

у с т а н о в и л :

11 апреля 2019 года Алатырским межрайпрокурором Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении главного редактора АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2.

В качестве обстоятельств совершения правонарушения в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что в ходе проведенной проверки в деятельности Учреждения выявлены существенные нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. А именно, объект культурного наследия регионального значения «Здание типографии ФИО3» 1913 г., расположенный по адресу: <...>, который находится в оперативном управлении АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести», не используется, находится в аварийном состоянии и на фасаде объекта культурного наследия отсутствуют информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, что является нарушением требований статьи 27, пункта 1 статьи 47.3, пунктов 2-3 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 9 Закона Чувашской Республики от 12.04.2005 г. № 10 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» в Чувашской Республике», пунктов 1.3-1.4, 1.8, 3.1-3.7 Требований к установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (республиканского) значения, утвержденных постановлением кабинета Министров Чувашской Республики от 10.12.2014 г. № 432.

В судебном заседании должностное лицо ФИО4 вину в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что действительно в оперативном управлении «Редакция газеты «Алатырские вести» находится объект культурного наследия «Здание типографии», расположенный по адресу: <...>, который ими не используется, находится в аварийном состоянии. Она, будучи главным редактором газеты, неоднократно обращалась в администрацию города Алатыря, в вышестоящее министерство для решения вопроса о передаче здания другому хозяйствующему субъекту, так как ввиду специфики их деятельности, отсутствия денежных средств, редакция не может объект ни содержать, ни отремонтировать. Однако на её просьбы, ни администрация Алатыря, ни вышестоящая организация не решают вопросы о сохранении памятника культурного наследия. Письменные обращения она приобщила к материалам дела. Она не имеет строительного образования и не может заниматься восстановлением здания. Средств на содержания типографии, у редакции газеты не имеется. Редакция убыточная и получает дотации на заработную плату. Просит приобщить к материалам дела её письменные пояснения.

Прокурор просил привлечь должностное лицо к административной ответственности по изложенным в постановлении основаниям.

Выслушав доводы должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с требованиями частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон, Закон об объектах культурного наследия) в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Согласно части 1 статьи 27 Закона, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 33 Закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 40 Закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 47.3 Закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, в числе прочего, обязаны:

- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно части 1 статьи 47.6 Закона, в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 47.6 Закона, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Согласно статье 9 Закона Чувашской Республики от 12.04.2005 г. № 10 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской республике» на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском и чувашском языках.

Постановлением кабинета Министров Чувашской Республики от 10.12.2014 г. № 432 утверждены Требования к установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (республиканского) значения (далее – Требования).

Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.8 Требований, обязанность по установке информационных надписей на объекты культурного наследия возлагается на собственников указанных объектов культурного наследия, в случае если объект культурного наследия находится в государственной или муниципальной собственности, установка на него информационных надписей осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование (далее - собственник (пользователь). Установка информационных надписей на объект культурного наследия согласовывается уполномоченным органом.

Согласно пунктам 3.1 – 3.4 Требований, информационные надписи устанавливаются на фасадах зданий, сооружений, являющихся объектами культурного наследия, и должны быть доступны визуальному восприятию.Информационные надписи выполняются на русском и чувашском языках, наносятся на пластину шрифтом равного размера. На пластину наносятся следующие информационные надписи:

вид объекта культурного наследия;

категория историко-культурного значения объекта культурного наследия;

полное наименование объекта культурного наследия в строгом соответствии с его написанием в акте органа государственной власти о включении данного объекта в реестр;

сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия и (или) дате связанного с ним исторического события;

информация о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей и достопримечательных мест);

слова: «Подлежит государственной охране».

Согласно пункту 2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в числе прочих, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 29.10.1993 г. № 372 в Список охраняемых государством памятников истории и культуры местного (АССР) значения включено здание бывшей типографии ФИО3, расположенное по адресу: <...>/Стрелецкая, д. 23/25.

Как следует из представленных в суд материалов дела об административном правонарушении, 31 октября 2007 года между ГУП «Алатырский издательский дом» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР (далее Минкультуры ЧР) и ГУК «Государственный центр по охране культурного наследия Минкультуры ЧР заключено охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры – Здание типографии ФИО3 1913 г., расположенному по адресу ул. Комсомола, д. 23. Пунктами 1.2, 1.4 охранного обязательства, на ГУП «Алатырский издательский дом» возложена обязанность по проведению ремонтно-реставрационных работ и по содержанию памятника в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке.

Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 31 октября 2007 года, являющегося приложением к охранному обязательству, здание находится в удовлетворительном состоянии и нуждается в ремонте. А именно, фундамент без каких-либо признаков деформации, разрушений не выявлено. Значительная часть цоколя скрыта наслоением грунта, что способствует его увлажнению. Необходимо выполнить земляные работы со срезкой грунта и устранением наклона от стен. Отмостки нуждаются в восстановлении. Состояние кирпичной кладки наружных стен удовлетворительное, необходимо произвести отделочные работы (ремонт штукатурки и малярные работы). Крыша скатная стропильной конструкции с металлическим покрытием, нуждается в ремонте. Обрешетка ветхая, листы кровли поражены коррозией. Оконные заполнения нуждаются в ремонте, переплеты о коробки ветхие. Состояние деревянных перекрытий внутри здания удовлетворительное, имеются места прогиба досок и участки с отслоившейся штукатуркой. Необходимо выполнить дополнительное инженерное обследование со снятием части утеплителя и осуществить ремонт. Дощатые полы нуждаются в ремонте, либо в полной замене. Состояние элементов стен удовлетворительное, необходим текущий ремонт. оконные переплеты и дверные полотна (простые) в удовлетворительном состоянии. Необходим текущий ремонт.

Также в акте указан план мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, который включает реставрацию здания и благоустройство территории со сроком исполнения в 2010 – 2012 гг.

Согласно пунктам 1, 5 Постановления Кабинета министров Чувашской Республики от 01.03.2013 г. № 78 «О реорганизации государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, находящихся в ведении Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики», а также пунктам 1, 2 Устава АУ «ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести», Учреждение является правопреемником ГУП «Алатырский издательский дом». Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР.

Приказом министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО2. назначена на должность главного редактора АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести». ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор как с руководителем Учреждения.

13 марта 2019 года помощником Алатырского межрайпрокурора Чувашской Республики ФИО1 совместно со специалистом по обеспечению сохранности объектов культурного наследия БУ ЧР «Государственный центр по охране культурного наследия» М.Л.В. была проведена проверка АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно акту проверки от 13 марта 2019 года, установлено, что объект культурного наследия – здание бывшей типографии ФИО3 по адресу: <...>/Стрелецкая, д. 23/22, не используется и находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии. Здание полностью отключено от внешних коммуникаций: электричество, отопление, канализация, водопровод. Кроме того, на фасаде объекта культурного наследия отсутствуют информационные надписи о обозначения на объекте культурного наследия. (к акту приложена фототаблица)

11 апреля 2019 года по факту выявленных нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Алатырским межрайпрокурором Чувашской Республики в отношении главного редактора АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С субъективной стороны, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности.

Согласно пунктам 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 Устава АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести», утвержденном приказом Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникации Чувашской Республики, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере средств массовой информации.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Чувашская Республика. Полномочия учредителя Учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникации Чувашской Республики. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

19 декабря 2017 года и 01 марта 2018 года главным редактором АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2 направлялись письменные обращения в Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникации Чувашской Республики (Учредителю) о том, что здание типографии по адресу: ЧР, <...>, является аварийным и непригодным к эксплуатации. Учреждение в меру своих финансовых сил содержит данное здание. Так, в 2016 году была проведена консервация разрушающейся части фасада объекта культурного наследия «Здание типографии» для обеспечения его сохранности. Но этого явно недостаточно. Для поддержания нормального функционирования здания необходимы значительные финансовые вложения, которыми бюджет Учреждения не располагает. В связи с этим Учреждение неоднократно обращалось с просьбой прекратить право оперативного управления на здание типографии по указанному адресу, и передать его иному пользователю. 13 августа 2018 года главным редактором АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2 направлялось письменное обращение в отдел охраны объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики с просьбой разъяснить порядок исключения здания типографии из Единого государственного реестра объектов культурного наследия. При этом, отмечено, что по запросу Учреждения Минкультуры Чу3вашии в 2016 году направило комиссию для обследования состояния объекта культурного наследия «Здание бывшей типографии ФИО3». В результате был составлен акт о его соответствии критериям неудовлетворительного состояния с рекомендацией - определить пользователя в рамках реализации Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.06.2016 г. № 246 «Об утверждении Порядка установления льготной арендной платы для неиспользуемых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности».

13 августа 2018 года главный редактор АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2 обращалась с письмом в отдел охраны объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики с просьбой разъяснить порядок исключения указанного объекта культурного наследия республиканского значения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия. В качестве оснований указано, что здание типографии находится в аварийном состоянии и по этой причине не задействовано в хозяйственной деятельности учреждения. Учитывая, что для объекта без обременений вероятнее найти потенциальных арендаторов или приобретателей, рассматривается вопрос о снятии со здания типографии статуса памятника культурного наследия.

12 декабря 2018 года главный редактор АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2 обращалась с письмом в адрес главы администрации г. Алатырь ЧР с просьбой рассмотреть вопрос о согласии на передачу здания типографии из государственной собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность г. Алатырь ЧР, ввиду невозможности его содержания из-за отсутствия финансовых средств у Учреждения.

17 января 2019 года главный редактор АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2 направила ответ на письмо Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики относительно здания типографии, являющегося объектом культурного наследия республиканского наследия и находящегося в аварийном состоянии. В письме указано, что Учреждение ведет поиск физических и юридических лиц, заинтересованных в заключении договора аренды по льготной арендной ставке. Айкцион не проводился ввиду сложного финансового положения Учреждения, так как привлечении специалистов по его организации требует материальных затрат. Поскольку наимболее заинтересованным потенциальным приобретателем данного объекта недвижимости является администрация г. Алатырь ЧР, 12 декабря 2019 года Учреждение обратилось в администрацию г. Алатырь ЧР с ходатайством рассмотреть вопрос о возможности принятия в муниципальную собственность для муниципальных нужд данный объект недвижимости.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушения являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исследовав доказательства в совокупности, прихожу к выводу о том, что должностным лицом - главным редактор АУ ЧР «Редакция газеты «Алатырские вести» ФИО2, фактически были предпринят все зависящие от неё меры, при отсутствии какой-либо финансовой поддержки со стороны Учредителя, направленные на сохранение находящегося на балансе Учреждения объекта культурного наследия. За время её нахождения в должности главного редактора Учреждения, она неоднократно направляла письма в Мининформполитики Чувашии, Минкультуры Чувашии с просьбой прекратить право оперативного управления на здание типографии по указанному адресу, и передать его иному пользователю, ввиду невозможности его содержания из-за отсутствия финансовых средств у Учреждения. Также, она обращалась с письмом в адрес главы администрации г. Алатырь ЧР с просьбой рассмотреть вопрос о согласии на передачу здания типографии из государственной собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность г. Алатырь ЧР, ввиду невозможности его содержания из-за отсутствия финансовых средств у Учреждения.

Однако, до настоящего времени вопрос ни о ремонте здания, ни о передаче, разрешен не был.

Судом установлено, что из акта технического состояния объекта культурного наследия от 31 октября 2007 года, являющегося приложением к охранному обязательству, следует, что в момент передачи на баланс ГУП «Алатырский издательский дом» Министерства культуры, охраняемый государством памятник истории и культуры – «Здание типографии ФИО3 1913 г.» здание нуждалось в ремонте.

При этом государственное учреждение ГУК «Государственный центр по охране культурного наследия» Минкультуры ЧР при заключении охранного обязательства, с 2007 года было известно о необходимости ремонта переданного памятника истории и культуры.

Однако, указанной государственной организацией в течении более 11 лет со дня передачи, не предпринимались меры ни к изъятию памятника у редакции газеты ввиду ненадлежащего его содержания, ни разрешался вопрос о его ремонте.

Не предпринимаются меры к сохранению здания и администрацией города Алатыря, на территории которой находится памятник истории и культуры.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены лицами, участвующими по делу.

Анализируя изложенные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, прихожу к выводу об отсутствии в действиях должностного лица ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Производство по делу о привлечении должностного лица – главного редактора Автономного учреждения Чувашской Республики «Редакция газеты «Алатырские вести» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья