Копия Дело № 5-55/2020 16RS0045-01-2020-000510-19 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 11 марта 2020 года г. Казань Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.В. Гимранова, при секретаре Р.Р. Мифтаховой, с участием представителей привлекаемого лица ГАПОУ «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева» ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО4, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева», 420036, <...>, <...>, <...>, Республика Татарстан, <...> (ИНН №, ОГРН №), УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой проверки юридического лица - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева» (далее – ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева) по адресам: 420036, <...>, <...>, <...>, Республика Татарстан, <...>, установлены факты грубого нарушения пп. «д», «ж», «и» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ о 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», выразившиеся в следующем: - отсутствие у педагогического работника ФИО10, реализующей МДК.03.01 Управление и организация труда на производственном участке, высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) (имеет диплом по специальности «География. Биология» с присвоением квалификации «учитель географии и биологии»); - отсутствие у педагогического работника ФИО11, реализующей дисциплину «Инженерная компьютерная графика», высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) (имеет диплом по специальности «Технология машиностроения» с присвоением квалификации «техник» и диплом по специальности «Профессиональное обучение» с присвоением квалификации «Педагог профессионального образования»); - отсутствие у педагогического работника ФИО12, реализующего дисциплины «Технология физического уровня передачи данных», «Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей», высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) (имеет диплом по специальности «Компьютерные системы и комплексы» с присвоением квалификации «техник», проходит обучение по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ); - отсутствие у педагогического работника ФИО13, реализующей дисциплину «Инновационное предпринимательство», высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля) (имеет диплом по специальности «Авиационные двигатели» с присвоением квалификации «инженер-механик» и диплом дополнительного профессионального образования по программе «Психология»); - в образовательном учреждении не созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 (далее – Порядок), а именно: 1) не обеспечена возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (пп. «а» п. 3 Порядка); 2) не обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски (пп. «б» п.3 Порядка); 3) не обеспечена возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (пп. «в» п.3 Порядка); 4) не обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (пп. «г» п.3 Порядка); 5) не обеспечено содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (пп. «д» п.3 Порядка); 6) не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (пп. «б» п.4 Порядка); 7) не обеспечено оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (пп. «з» п.4 Порядка); 8) не обеспечено надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (пп. «е» п.3 Порядка); 9) не обеспечено наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (пп. «а» п.4 Порядка); - отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с лицензией. Представитель отдела правового регулирования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в судебном заседании просил привлечь образовательное учреждение к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, пояснив, что при проведении плановой проверки выявлены нарушения, выразившиеся в несоответствии образовательного ценза у нескольких преподавателей, затруднении доступа к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения. Представители ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева в судебном заседании вину не признали, пояснив, что у одного из преподавателей диплом отсутствовал на момент проверки в виду того, что диплом был получен позже, у нескольких преподавателей диплом имелся. Пандус на данный момент изготовлен, бетонные работы не представляется возможным окончить в виду погодных условий, по изготовлению таблички с использованием шрифта брайля заключен договор, срок изготовления - в течение двух недель. Санитарно-эпидемиологическое заключение получено в ДД.ММ.ГГГГ году, выдано бессрочно для лицея №, который был присоединен к колледжу. О необходимости получения нового заключения им не было известно. Посчитали, что оснований для привлечения колледжа к ответственности не имеется, поскольку нарушения устранены. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с требованиями статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона «Об образовании в РФ», лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Исходя из пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Согласно статьи 46 Закона «Об образовании в РФ», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н утвержден «Единый квалифицированный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее по тексту – Единый квалификационный справочник). В соответчики с разделом III Единого квалификационного справочника установлены, требования к квалификации, необходимые для выполнения должностных обязанностей преподавателя образовательного учреждения. Преподаватель должен иметь Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также нарушениям лицензионных требований и условий относ угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «д», «ж», «и» пункта 6 данного Положения. Согласно п.п. «д», «ж», «и» п. 6 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе: 1) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; 2) наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 3) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности. Министерством образования и науки Республики Татарстан ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева выдана лицензии на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресам: 420036, <...>, <...>, <...>, Республика Татарстан, <...> на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, федерального государственного надзора в сфере образования проведена плановая выездная проверка в отношении ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева. В ходе данной проверки установлен факт нарушения юридическим лицом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности и квалифицирующийся частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, выразившийся в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, подробно отраженных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно части 3 статьи 107 Закона «Об образовании в РФ», профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Приказом Министерства образования и науки России от 09 ноября 2015 года № 1309 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Согласно п. 3 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В силу п. 4 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий; з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. Указанное позволяет сделать вывод, что именно на организации, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации образовательных программ лежит обязанность по созданию условий для охраны здоровья обучающихся и получения образования. Вина юридического лица ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается также актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, материалами административного дела, объяснениями представителя учреждения после проведения проверки и представителей ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева в судебном заседании, приобщенными документами. Совокупность исследованных судом доказательств позволяют считать вину юридического лица в совершении административного правонарушения установленной. Выявленные нарушения лицензионных требований Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется. При данных обстоятельствах, суд находит вину ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирует его действия по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева, по делу не установлено. Учитывая характер, степень общественной опасности совершенного юридическим лицом административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным назначить ГАПОУ КАТК им. В.П. Дементьева административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: признать юридическое лицо - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева», 420036, <...>, <...>, <...>, Республика Татарстан, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей в доход государства. В соответствии с положениями статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> В случае неуплаты штрафа в добровольном порядке в установленный срок, постановление подлежит направлению в службу судебных приставов-исполнителей по месту жительства должника для принудительного исполнения постановления. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения копии постановления, через Авиастроительный районный суд города Казани. Судья: (подпись) Копия верна: Судья: А.В. Гимранов |