ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-55/2016 от 05.07.2016 Архаринского районного суда (Амурская область)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 июля 2016 года <адрес>

Судья Архаринского районного суда <адрес> Шулика А.Г.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой камеральной проверки, проведенной начальником отдела финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов министерства финансов <адрес>ФИО6, в отношении отдела образования администрации <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, на тему «Использование субвенции на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, предоставленных муниципальному образованию <адрес>, в частности фактов нецелевого использования бюджетных средств, выявленного проверкой министерства образования и науки <адрес>» выявлено нецелевое использование бюджетных средств.

ФИО1 суду пояснил, что в октябре 2014 года орган опеки и попечительства отдела образования <адрес> в рамках государственной политики по привлечению населения к проблемам усыновления и попечительства проводились мероприятия, а именно, встреча с опекунами для выяснения проблем и пожеланий в форме круглого стола и чаепитием.

В связи с отсутствием на тот момент средств для проведения данного мероприятия с его (ФИО1) разрешения были использованы средства в сумме до 3 000 (трех тысяч) рублей областной субвенции, с последующим восстановлением данных средств, и на данные средства, для проведения мероприятия, были приобретены кондитерские изделия, благодарственные письма, и для украшения зала мероприятий – воздушные шарики. Впоследствии данные средства были восстановлены с соответствующей бюджетной статьи.

Представитель министерства финансов <адрес> о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя министерства финансов <адрес>.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Нецелевым использованием бюджетных средств согласно ч.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Приложением к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», бюджетные ассигнования на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц предусмотрены по коду главного распорядителя бюджетных средств 914 «Министерство образования и науки <адрес>», целевой статье расходов 12 3 8730 «Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты».

Согласно Приложению к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год муниципальному образованию <адрес> распределено субвенции на обеспечение полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц в сумме 1 038,1 тыс. рублей.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О районном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) бюджетные ассигнования на исполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц утверждены по коду главного распорядителя бюджетных средств 002 «Отдел образования», разделу 07 00 «Образование», подразделу 07 09 «Другие вопросы в области образования», 12 3 8730 «Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» в сумме 1 038,1 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 21 Порядка расходования субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), средства субвенции расходуются на оплату труда муниципальных служащих, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования, материальные затраты на исполнение государственного полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. В части материальных затрат субвенция должна расходоваться на оплату: услуг телефонной и почтовой связи, в том числе расходы по приобретению конвертов, марок; программного обеспечения для персонального компьютера (установка по мере необходимости и сопровождение); расходов по изготовлению фотографий несовершеннолетних, журналов регистрации; расходов по приобретению канцелярских товаров (бумага, ручки, кнопки, папки, карандаши, клей, файлы и т.д.); расходов по приобретению картриджей, дисков, запчастей к персональному компьютеру; расходов по содержанию имущества (заправка картриджей, ремонт и техническое обслуживание персональных компьютеров, копировальной машины, принтера, сканера, фотоаппарата); транспортных услуг (перевозка несовершеннолетних, проезд к месту командировки и обратно, аренда автомобиля или оплата стоимости ГСМ при поездках на транспорте органа местного самоуправления); расходов по найму жилого помещения (проживание в гостинице) в период командировки; дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в период служебной командировки (суточные); услуг средств массовой информации (публикации статей о работе органов опеки и попечительства) и типографии (изготовление памяток, буклетов, плакатов по вопросам деятельности органов опеки и попечительства); расходов по приобретению оргтехники и бытовой техники (компьютерной техники, технических средств связи, кондиционеров); расходов по приобретению мебели (компьютерные стол и стул, книжный шкаф, шкаф архивный металлический, стулья для приема посетителей).

Направление субвенции на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц и оплата денежных обязательств за счет субвенции на цели, не предусмотренные Порядком расходования субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), на основании статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Как следует из материалов дела отдел образования администрации <адрес> образован Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с целью осуществления государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования и является структурным подразделением администрации <адрес>.

Отдел образования осуществляет свою деятельность на основании Положения об отделе образования администрации <адрес>, утвержденного постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения выдано Межрайонной ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ серия 28 , ОГРН 1032800226062, ИНН 2810001278, КПП 281001001 и подтверждает постановку на учет юридического лица на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», Планом контрольной деятельности министерства финансов области на 2016 года, утвержденным приказом министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа министерства финансов области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении планового контрольного мероприятия», удостоверения о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов министерства финансов <адрес>ФИО6 в соответствии с программой контрольного мероприятия, утвержденного министром финансов области от ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая камеральная проверка деятельности отдела образования администрации <адрес> за 2014 год на тему «Использование субвенции на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, предоставленных муниципальному образованию <адрес>, в частности фактов нецелевого использования бюджетных средств, выявленного проверкой министерства образования и науки <адрес>».

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, согласно которому в нарушение пункта 21 Порядка расходования субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) субвенция в сумме 3000 рублей направлена отделом образования администрации <адрес> на приобретение следующих товаров: кондитерских изделий на сумму 1000 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ; пирогов на сумму 1188 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ; чая «Добрыня» на сумму 70 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ; сахара на сумму 70 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ; воздушных шаров на сумму 240 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ; бланков «Благодарственное письмо» на сумму 432 рубля, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов министерства финансов <адрес>ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении в отношении начальника отдела образования администрации <адрес>ФИО1 по признакам нарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Протокол составлен в отсутствие начальника отдела образования администрации <адрес>ФИО1 В представленных материалах имеется ходатайство ФИО1 о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него по ст. 15.14 КоАП РФ без его участия. Кроме того, в протоколе имеется отметка о направлении копии протокола в адрес ФИО1 заказным письмом с уведомлением.

В силу положений ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением главы администрации <адрес>-л от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемуся в представленных материалах дела, ФИО1 принят на главную должность муниципальной службы категории «Руководители» начальника отдела образования администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 3.1 Положения об отделе образования администрации <адрес> основными задачами отдела образования являются: создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование в сфере образования; обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на территории <адрес>; охрана и защита прав несовершеннолетних на подведомственной территории путем выполнения отдельных функций органа опеки и попечительства.

Согласно п.2 Положения об отделе образования администрации <адрес> в состав отдела образования <адрес> входят, в том числе начальник отдела образования, централизованная бухгалтерия.

Начальник отдела образования в соответствии с функциями и компетенцией отдела руководит отделом, обеспечивает выполнение планов отдела и эффективность его деятельности, распределяет должностные обязанности между работниками отдела.

Центральная бухгалтерия отдела образования осуществляет выполнение, помимо прочего, следующих функций: проверка правильности оформления документов и законности совершаемых операций; составление и представление в установленные сроки соответствующим органам бухгалтерской отчетности. Контроль за деятельностью работников централизованной бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер, назначаемый начальником отдела образования. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно начальнику отдела образования.

Право подписи денежных и расчетных документов в проверяемом периоде (2014 год) имели:

Первой подписи:

- начальник отдела образования администрации <адрес>ФИО1 – с ДД.ММ.ГГГГ;

- исполняющий обязанности начальника отдела образования администрации <адрес>ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ;

Второй подписи:

- главный бухгалтер отдела образования администрации <адрес>ФИО3.

Согласно результатам проведенной проверки расходы на приобретение кондитерских изделий на сумму 1000 рублей, пирогов на сумму 1188 рублей, чая «Добрыня» на сумму 70 рублей, сахара на сумму 70 рублей, воздушных шаров на сумму 240 рублей, бланков «Благодарственное письмо» на сумму 432 рубля произведены подотчетным лицом ФИО7 и приняты к учету на основании авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ № ОО0000082, утвержденного начальником отдела образования администрации <адрес>ФИО1

Согласно авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ № ОО0000082 и представленным отделом образования документам вышеперечисленные расходы произведены в целях проведения Дня опекуна ФИО7 за счет субвенции, полученной под отчет по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ.

Выплата под отчет ФИО7 и принятие к учету вышеперечисленных расходов в сумме 3000 рублей за счет субвенции на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц также подтверждается журналами операций расчетов с подотчетными лицами за сентябрь, октябрь 2014 года.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается материалами дела: данными протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностным лицом органа финансового контроля, с которым были ознакомлены исполняющий обязанности начальника отдела образования администрации <адрес>ФИО2 и главный бухгалтер отдела образования администрации <адрес>ФИО3, копией авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ № ОО0000082, копиями товарных чеков на общую сумму 3000 рублей, копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3000 рублей, копиями журналов операций расчетов с подотчетными лицами за сентябрь, октябрь 2014 года, копией Положения об отделе образования администрации <адрес>, утвержденного постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления исполняющего обязанности главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отделе образования администрации <адрес>», извещением отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией <адрес> «О внесении изменений в <адрес> «О районном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» от ДД.ММ.ГГГГ, копией Приложения к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Ведомственная структура расходов районного бюджета на 2014 год».

Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку затраты в целях проведения Дня опекуна, а именно: приобретение кондитерских изделий, пирогов, чая, сахара, воздушных шаров и бланков «Благодарственное письмо» не входят в перечень расходных статей, на которые в соответствии Порядком расходования субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), распределена названная субвенция, их использование является нецелевым, что является основанием для привлечения должностного лица – начальника отдела образования администрации <адрес>ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения вменяемого правонарушения должностным лицом ФИО1 не оспорен.

По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, в связи с чем сроки давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не истекли.

Судом установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нецелевое использование бюджетных средств, виновность ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Протокол и другие документы по делу об административном правонарушении составлены надлежащим образом.

Таким образом, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания суду необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому суд не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность правонарушения может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Исходя из оценки указанных обстоятельств совершенного ФИО1 деяния, принимая во внимание крайне незначительный размер расходованных не по назначению денежных средств, их направление на цели, непосредственно связанные с исполнением ФИО1 своих должностных обязанностей в проверяемый период, отсутствие каких-либо негативных последствий, учитывая, что совершенное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области бюджетного законодательства, имеются основания для признания его малозначительным.

Согласно ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 2.9, 15.14, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Освободить ФИО1 от административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, и объявить ему устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Амурской областной суд через Архаринский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись А.<адрес>

Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Верно Судья ФИО8