ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-55/2016 от 21.09.2016 Качканарского городского суда (Свердловская область)

Резолютивная часть постановления

оглашена 21.09.2016

Дело №5-55/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Качканар,

ул. Свердлова, дом 8 23 сентября 2016 года

Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кунева Е.А.,

с участием:

прокурора гор. Качканара ФИО1,

защитника ФИО2 - Вепревой О.Д., действующей на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - главы Качканарского городского округа ФИО2,

установил:

в ходе исполнения Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», ДД.ММ.ГГГГ, в связи с осуществлением надзора за исполнением муниципальными служащими администрации Качканарского городского округа федерального законодательства о противодействии коррупции, и.о. прокурора гор. Качканара главе Качканарского городского округа ФИО2 в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено письменное требование о предоставлении в срок до 19.08.2016 в прокуратуру города реестра организаций, в отношении которых отделом городского хозяйства транспорта и связи осуществляются регулирование и контроль. Требования прокурора в установленный срок главой Качканарского городского округа не исполнены, в связи с чем, 25.08.2016 и.о. прокурора гор. Качканара в отношении должностного лица - главы Качканарского городского округа ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

В судебном заседании прокурор гор. Качканара ФИО1 просил привлечь должностное лицо - главу Качканарского городского округа ФИО2 к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку требование прокурора в установленный законом срок не исполнено. Также пояснил, что ответ на требование прокурора поступил только 23.08.2016 в 13:45.

Привлекаемое должностное лицо - глава Качканарского городского округа ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием защитника Вепревой О.Д. (л.д.43).

Защитник Вепрева О.Д. в судебном заседании с постановлением прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы Качканарского городского округа ФИО2 не согласилась. Просит суд производство по данному делу в отношении ФИО2 прекратить, поскольку, по ее мнению, в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, т.к. он не является его субъектом. Суду пояснила, что на основании распоряжения администрации Качканарского городского округа №84 от 21.07.2010 «О регламенте Администрации Качканарского городского округа», подготовка ответов на запрос органов местного самоуправления, государственных органов обеспечивается по поручению Главы заместителями главы администрации или специалистами отраслевых (функциональных) органов Администрации. Ответы на запросы органов местного самоуправления, государственных органов подписываются Главой, заместителями главы администрации. Вся корреспонденция, адресованная Администрации, поступает секретарю - делопроизводителю, регистрируется и передается для визирования Главе, затем, с резолюцией Главы передается исполнителю под роспись для исполнения. Требование и.о. прокурора гор. Качканара ФИО3 поступило в Администрацию 16.08.2016, с резолюцией Главы было передано заместителю главы администрации по городскому хозяйству ФИО4, который, в свою очередь, 17.08.2016 отписал требование начальнику отдела по городскому хозяйству, транспорта и связи ФИО5 Наличие вины ФИО2 в совершении указанного правонарушения материалами дела не подтверждается. Также указала, что требование прокурора не соответствует Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку в нем не содержатся соответствующие действующему законодательству обоснование конкретной цели получения информации, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ч. 3 данной статьи не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В статье 2.4 КоАП РФ закреплены общие принципы административной ответственности должностных лиц, в соответствии с которой, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из исследованных в суде материалов, 16.08.2016 <данные изъяты> в связи с проводимой проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции, на основании ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и.о. прокурора гор. Качканара ФИО3 главе Качканарского городского округа ФИО2 направлено требование о предоставлении в срок до 19.08.2016 в прокуратуру города реестра организаций, в отношении которых отделом городского хозяйства, транспорта и связи осуществляются регулирование и контроль (л.д.10).

В соответствии с требованиями Регламента Администрации Качканарского городского округа, указанное требование было отписано главой Качканарского городского округа ФИО2 исполнителю - заместителю главы администрации по городскому хозяйству ФИО8, который, в свою очередь, направил данное требование начальнику отдела по городскому хозяйству, транспорта и связи ФИО9л.д.46).

Также подтверждается материалами дела, что ответ на требование прокурора поступил в прокуратуру гор. Качканара 23.08.2016 в 13:45 (исх. от 19.08.2016 за подписью заместителя главы администрации городского округа по городскому хозяйству ФИО10 исполнитель ФИО11 (л.д.32). При этом, из ответа следует, что отдел городского хозяйства, транспорта и связи, являясь функциональным подразделением Администрации Качканарского городского округа без права юридического лица, не осуществляет регулирование и контроль в отношении каких-либо организаций Качканарского городского округа, а в соответствии с Положением об Отделе осуществляет координацию деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса.

25.08.2016 и.о. прокурора гор. Качканара ФИО3 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы Качканарского городского округа ФИО2 по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (л.д.3-8).

При вынесении указанного постановления прокурор исходит из того, что главой Качканарского городского округа ФИО2 не выполнены требования прокурора, вытекающие из ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в частности, не дан ответ на требование прокурора в установленный в нем срок.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ принимается на основании имеющихся сведений о невыполнении юридическими и должностными лицами, а также гражданами в установленные сроки законных требований прокурора.

Требования прокурора должны быть всегда четко выраженными, ясными и основанными на законе. Исходящие документы прокуратуры должны содержать ссылки на соответствующие нормы действующего закона, необходимый анализ фактических обстоятельств, конкретный срок исполнения требований, который должен быть разумным, а также должна быть четко сформулирована цель запроса. Соблюдение всех этих требований позволит обеспечить привлечение виновного лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку основанием для возбуждения дела могут быть лишь собранные прокурором материалы, содержащие достоверные сведения об умышленном невыполнении конкретным лицом законных требований прокурора.

Законодательством не оговариваются конкретные действия прокурора при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Между тем, действия прокурора должны быть схожими с действиями лица при составлении протокола об административном правонарушении.

В КоАП РФ (ст.ст.28.4, 28.5) предусмотрено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ (регламентирующей составление протокола об административном правонарушении), исходя из чего, можно сделать вывод, что в постановление вносятся следующие данные: дата и место его вынесения; должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ должны быть четко изложены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе, следует указать место, время и событие административного правонарушения.

Также необходимо изложить обоснование вины лица, привлекаемого к ответственности, дать правовую оценку его действиям, указать сведения о личности, занимаемом должностном положении, иные необходимые для разрешения дела сведения, должна быть сделана отметка о разъяснении лицу прав (обязанностей). Кроме того, указанный процессуальный документ должен содержать объяснения правонарушителя о причинах невыполнения закона. Изложенные в постановлении сведения должны подтверждаться прилагаемыми материалами, доказывающими вину конкретного лица.

Как следует из постановления и.о. прокурора гор. Качканара ФИО3 25.08.2016, данный документ не содержит правовой оценки действиям должностного лица с учетом требований Регламента Администрации Качканарского городского округа.

Из материалов, представленных в суд прокурором, следует, что срок предоставления сведений по требованию прокурора истек 19.08.2016, однако, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, вынесено только 25.08.2016, а должно быть вынесено незамедлительно, чем нарушены положения ст.ст. 28.4, 28.5 КоАП РФ.

25.08.2016 и.о. прокурора гор. Качканара ФИО3 отобрано объяснение у главы Качканарского городского округа ФИО2 с использование компьютерной техники, однако, в указанных объяснениях ФИО2 лично указал, что права ему не разъяснялись, объяснением был им прочитано, но таких объяснений он и.о. прокурора не давал (л.д.35-36).

В описательной части постановления о возбуждении дела об административном правонарушении необходимо со ссылкой на нормы федерального закона указывать конкретные полномочия и требования прокурора, проигнорированные нарушителем, а также конкретную цель запроса, чего прокурором сделано не было, в связи с чем, требование нельзя признать законным.

При составлении указанного постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25.08.2016 и.о. прокурора гор. Качканара не указано, какие именно конкретные полномочия и требования прокурора игнорированы нарушителем. Ссылка на невыполнение требований прокурора, вытекающих из ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», являются общими полномочиями прокурора, что неприменимо в данном конкретном случае.

Как указывалось ранее, ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Прокурор для привлечения к административной ответственности лица, умышленно не выполняющего его требования, должен установить наличие в деянии виновного состава административного правонарушения - это объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Совокупность указанных признаков должна свидетельствовать о противоправности совершенных действий. Прокурор, исследуя вопрос о привлечении виновного к административной ответственности, должен учитывать требования ст. 1.5 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Прокурор должен учитывать и другие требования КоАП РФ.

Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Действующая административно-правовая норма об ответственности за невыполнение законных требований прокурора допускает широкое судейское усмотрение при назначении наказания за это правонарушение.

Также суд принимает во внимание, что предоставления сведений по требованию прокурора должен быть разумным для его исполнения. С учетом распределения полномочий по даче ответов на запросы органов местного самоуправления, органов государственной власти в соответствии с Регламентом Администрации Качканарского городского округа, 3-дневный срок для предоставления сведений по требованию прокурора является явно не разумным.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения в данном случае выступает должностное лицо - глава Качканарского городского округа. Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора - это бездействие лица, совершившего правонарушение. Для квалификации деяния по ст.17.7 КоАП РФ не имеет значения, наступили или нет какие-либо последствия в связи с умышленным невыполнением законного требования прокурора.

В постановлении прокурора отсутствует объективная сторона административного правонарушения по ст.17.7 КоАП РФ, не конкретизировано (не расписано), в чем именно выражено бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности.

С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом. При этой форме вины правонарушитель: осознает противоправный характер своего деяния; предвидит вредные последствия своего деяния; желает наступления данных вредных последствий.

Установление данного элемента состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

Анализ представленных в суд доказательств, пояснений лиц, участвующих в деле, в их совокупности показал, что отсутствует субъективная сторона административного правонарушения - умысел со стороны должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, что является одним из обязательных признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Как уже указывалось выше, 25.08.2016 при вынесении постановления прокурор исходит из того, что главой Качканарского городского округа не выполнены требования прокурора, вытекающие из ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в частности, не предоставлены запрошенные прокурором сведения в установленный им срок. Однако, прокурором не учтено, что должностное лицо ФИО2 действовал в соответствии с Регламентом Администрации Качканарского городского округа, надлежаще исполняя свои должностные обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Кроме того, обязанность доказывания лежит на должностном лице, возбудившим производство об административном правонарушении, в данном случае - на прокуроре.

При установленных выше обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 17.7 КоАП РФ, в действиях должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, вопреки выводам прокурора, не может считаться доказанным.

В ходе судебного разбирательства судом состав административного правонарушения не установлен, а должностным лицом, возбудившим производство об административном правонарушении, не доказан.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, в действиях главы Качканарского городского округа ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9, ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

производство в отношении должностного лица - главы Качканарского городского округа ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы и (или) представления в Качканарский городской суд Свердловской области.

Судья Качканарского

городского суда Е.А. Кунева