ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-55/2018 от 30.03.2018 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-55/2018

Полный текст изготовлен 30.03.2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 марта 2018 года г. Мурманск <адрес>

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев административный материал в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Мурманск, <адрес>,
<адрес>, работающего в <данные изъяты>

о совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Государственной инспекцией Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ судно <данные изъяты> (далее – Судно), под управлением должностного лица – капитана судна ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляло прибрежное рыболовство в исключительной экономической зоне РФ в Баренцевом море по разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов и (далее – разрешение), допустив нарушение требований п. 10.1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,
п. 14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства от 30.10.2014
№ 414.

Допущенные должностным лицом – капитаном судна <данные изъяты> ФИО1 нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФИО1, защитник Тененбаум В.А., представитель административного органа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Защитник Тененбаум В.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суду пояснил, что материалы административного дела не содержат доказательств, подтверждающих вину ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения, поскольку сведения о вылове ВБР учтены во всех промысловых журналах, ССД переданы в контролирующие органы, уловы переведенные в стол команды учтены в квоту юридического лица. Просил прекратить производство по делу, вина капитана судна не доказана.

Представитель административного органа ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ указал, что вина капитана судна ФИО1 установлена и подтверждается материалами дела.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа - на должностных лиц от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 20.12.2004
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ о рыболовстве) прибрежное рыболовство допускается осуществлять с предоставлением рыбопромыслового участка во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Статьей 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее – ФЗ Об ИЭЗ РФ) предусмотрены права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне. Так, в пункте 1 и подпункте 1 пункта 2 указано, что лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.

Пунктом 10.1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 43.1. Федерального закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.10.2014 № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).

В соответствии с пунктом 14.3 Правил рыболовства при осуществлении рыболовства запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, находящихся в районах (местах) добычи (вылова), а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части)) и/или рыбную или иную продукцию из них, не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах; вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района (места) добычи (вылова).

Согласно статьям 33 и 36 Приказа Роскомрыболовства от 30 августа 1995 года № 140 «Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации», капитан рыбопромыслового флота обязан обеспечить: соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов, а в рейсе выполнять правила плавания и ведения промысла.

Как следует из материалов дела, судно <данные изъяты> под управлением должностного лица – капитана судна ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляло прибрежное рыболовство в исключительной экономической зоне РФ в Баренцевом море по разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов и .

ДД.ММ.ГГГГ по приходу в <адрес> в отношении Судна должностными лицами административного органа осуществлены контрольно-проверочные мероприятия (далее – КПМ), в ходе которых, в местах, не предназначенных для хранения рыбопродукции, была обнаружена неучтенная в технологическом в промысловом журналах в приемо-сдаточных документах и технологическом журнале: камбала-ерш потрошенная без головы вяленная весом <данные изъяты> кг нетто; камбала морская потрошенная без головы охлажденная весом <данные изъяты> кг нетто.

В ходе проведения административного расследования административный орган пришел к выводу, что капитан судна ФИО1 в период рейса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ добыл ВБР, произвел рыбную продукцию, часть которой ДД.ММ.ГГГГ перевел в стол команды, то есть имел на борту не учтенную в приемо - сдаточных документах и технологическом журнале ВБР: камбала-ерш потрошенная без головы вяленная весом <данные изъяты> кг нетто; камбала морская потрошенная без головы охлажденная весом <данные изъяты> кг нетто, чем нарушил п.14.3 Правил рыболовства, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Однако с таким выводом должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на период рейса являлся капитаном судна <данные изъяты>

Из объяснений капитана Судна ФИО1 следует, что часть рыбопродукции по разрешению была переведена в стол команды ДД.ММ.ГГГГ, учтена в ССД и в ежедневном вылове, также была записана в технологический журнал.

Так, в промысловом журнале Судна имеется запись: «переведено в стол команды камбала морская <данные изъяты> кг в сырце, камбала-ерш <данные изъяты> кг в сырце», в журнале учета суточного вылова рыбы-сырца Судна имеется запись: «переведено в стол команды камбала морская <данные изъяты> кг, камбала-ерш <данные изъяты> кг», в ССД Судна за ДД.ММ.ГГГГ имеется запись: «переведено в стол команды камбала морская <данные изъяты> кг, в пересчете на вылов <данные изъяты> кг; камбала-ерш <данные изъяты> кг, в пересчете на вылов <данные изъяты> кг, по разрешению ».

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что в стол команды по разрешению была переведена рыбопродукция: камбала-ерш <данные изъяты> кг в сырце <данные изъяты> кг,камбала-<данные изъяты> кг в сырце <данные изъяты> кг.

Согласно сообщения ББТУ ФАР от ДД.ММ.ГГГГ, пользователь ВБР обязан сообщать достоверные сведения о добыче(вылове) водных биоресурсов в соответствии с приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанных сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов в Управлении осуществляется учет освоения выделенной пользователю квоты.

Как следует из Инструкции о порядке предоставления бесплатного коллективного питания членам экипажей морских судов флота рыбной промышленности, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР от 17.12.1968, экипажам морских судов установлен рацион бесплатного коллективного питания. Бесплатное коллективное питание предоставляется только наличному штатному составу судового экипажа. Членам судового экипажа, использующим на судне по графику выходные дни или находящимся на судне в период временной нетрудоспособности, бесплатное коллективное питание сохраняется. Работники, находящиеся на судах, но не состоящие в штате экипажа судна, могут зачисляться на котловое довольствие с разрешения капитана судна с оплатой стоимости питания в установленном порядке(п.11). Ответственность за организацию коллективного питания возлагается на капитана судна. Питание устанавливается трехразовое по утверждаемому капитаном ежедневному меню.(п.12).

Согласно Международной конвенции от 27.06.1946 № 68 питание и столовое обслуживание экипажей на борту судов является обязательным.

Из приведенных выше норм, а также требований трудового законодательства следует, что предоставление бесплатного коллективного питания членам экипажей морских судов флота рыбной промышленности является обязательным. Списание уловов на питание экипажа судна относится к хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, капитан судна при условии соблюдения всех требований Правил рыболовства, а именно: учет в промысловом журнале, подача ССД, предоставления переведенной продукции для контроля при приходе судна в порт, имел право на перевод части выловленной ВБР для питания экипажа судна.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, в действиях должностного лица – капитана судна МК-0513 «Бриг» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с требованиями статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья И.С. Макарова