ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5620/2021 от 01.10.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2021-010808-55

Дело № 5-5620/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

1 октября 2021 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Анцанс А.С., при секретаре Свидерской Н.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении перевозчика общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Юпитер Плюс» (ИНН <***>, КПП 470701001, ОГРН <***>, дата регистрации 22.11.2002, адрес регистрации: проспект Карла Маркса, д. 33, г. Кингисепп, Ленинградская область, 188480, генеральный директор ФИО1 кизы, тел.: <***>, электронная почта: kamila@jupiter.ee), ранее к административной ответственности в сфере таможенного законодательства привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

**.**.2021 на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни перевозчик ООО «Юпитер Плюс», при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, в нарушение ст.ст. 88, 89Таможенного Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), сообщил в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто товара, путем предоставления таможенному органу РФ недействительных документов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Перевозчик ООО «Юпитер Плюс» будучи надлежащим образом, извещенным о дате и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения по месту регистрации юридического лица, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, генеральный директор Общества ФИО1 представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ согласилась, при назначении наказания просила учесть тяжелое финансово-экономическое положение Общества.

Представитель Псковской таможни Б.М., поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагал, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела, и просил суд в целях предупреждения совершения новых правонарушений, применить к ООО «Юпитер Плюс» наказание в пределах санкции статьи в качестве меры ответственности за совершенное правонарушение.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, выразившихся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров, в том числе, при убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Согласно п. 26 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.

Как усматривается из положений п. 27 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещением товаров через таможенную границу Союза признаётся ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза представляет собой совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами – п. 3 ст. 2 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 45 ст. 2 ТК ЕАЭС товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

В силу требований ч. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 14 ТК ЕАЭС определено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Согласно ч. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ 2021 на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств: тягач «V.» регистрационный № ******* (VIN: *******) с прицепом «S.» регистрационный № ******* (VIN: *******), под управлением гражданина РФ С.А., который представил товаросопроводительные документы: CMR ******* NGH от **.**.2021, CMR ******* MND от **.**.2021 инвойс № ******* от **.**.2021, ******* от **.**.2021, согласно которым, в транспортном средстве перемещался товар: предметы одежды и обуви, галантерейные товары, общим количеством грузовых мест – 541, общим весом брутто 7793,9 кг.

На т/п МАПП Бурачки зарегистрировано сообщение о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза № *******.

Состав грузовых транспортных средств следовал из Латвии в Россию.

Международная перевозка осуществлялась ООО «Юпитер Плюс» (ИНН <***>, КПП 470701001, ОГРН <***>, дата регистрации 22.11.2002, адрес: проспект Карла Маркса, д. 33, г. Кингисепп, Ленинградская область, 188480).

Отправителем товара является: <данные изъяты>.

Получатель товара: <данные изъяты>.

В соответствии с профилем риска **.**.2021 было принято решение о проведении 100 % таможенного досмотра товаров и выдано поручение на досмотр № **********.

В результате 100% таможенного досмотра проводимого в присутствии водителя перевозчика ООО «Юпитер Плюс» ФИО2 (АТД № **********) в соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС было установлено, что фактически в прицепе «S.» № 576YKK перемещается товар «одежды и обуви, галантерейные товары». Всего к таможенному досмотру предъявлена товарная партия из 541 грузовых мест, общим весом брутто 8 292 кг., что больше указанного в ТСД на 498,1 кг. Таким образом, превышение по весу брутто составило 498,1 кг.

Какие-либо изменения в части несоответствия веса брутто товара в перечисленные документы внесены не были.

**.**.2021 по протоколу изъятия вещей и документов в порядке ст. 27.10 КоАП РФ в качестве предмета правонарушения по делу об АП №*********** изъят товар общим весом брутто 499 кг, а именно:

-Ботинки/Boots, <данные изъяты>, 40 пар;

-Ботинки, <данные изъяты>. Количество 3 коробки, 20 пар;

-Полуботинки для активного отдыха, <данные изъяты>, 210 пар;

-Ботинки, <данные изъяты>, 27 пар;

-Пакеты, <данные изъяты>. Количество 9 коробок.

Изъятый товар помещен на ответственное хранение на СВХ ООО «Транзит-Терминал» по адресу: Псковская область, Пыталовский район, Гавровская волость, д.Уболенка по акту приема-передачи от **.**.2021г.

В подтверждение вины перевозчика ООО «Юпитер Плюс» суду представлены:

- CMR S. от **.**.2021,

- CMR S. от **.**.2021,

- инвойс № S. от **.**.2021,

- S. от **.**.2021,

- акт таможенного досмотра №S.,

- протокол опроса С.А. от **.**.2021,

- заявление ООО «Юпитер Плюс» от **.**.2021.

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

Проанализировав все обстоятельства дела, суд находит установленным, что перевозчиком ООО «Юпитер Плюс» нарушены требования, установленные ст. 88, 89 ТК ЕАЭС, относительно предоставления таможенному органу РФ достоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического Союза.

Обсуждая вопрос о наличии вины перевозчика в предоставлении указанных недостоверных сведений, судья исходит из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки (ч. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС).

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (ст. 8 КДПГ, ст. 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. и др.).

Согласно объяснению водителя ООО «Юпитер Плюс» С.А., следует, что прицеп с загруженным товаром был забран им на складе в Латвии. При погрузке товара он не присутствовал. Комплект товаросопроводительных документов на груз: CMR S. от **.**.2021, CMR S. от **.**.2021, инвойс № S. от **.**.2021, S. от **.**.2021, получил на складе. Взвешивание состава транспортных средств на складе и по пути следования к границе он не производил. Какие-либо отметки в графу 18 накладных CMR им не вносились. При прибытии на т/п МАПП Бурачки **.**.2021 он был направлен на взвешивание, далее на досмотр. По результатам таможенного досмотра было установлено, что фактически перемещается товар, наименование и количество грузовых мест соответствует заявленному в ТСД, однако фактический вес брутто превышает заявленный на 498,1 кг. При таможенном досмотре он присутствовал, с результатами досмотра согласен, превышение веса пояснить не может.

Согласно заявления от **.**.2021 генерального директора ООО «Юпитер Плюс» ФИО1 с приложением финансового анализа за 2020 год перевозчика следует, что перевозка осуществлялась на основании договора на транспортное обслуживание в международном сообщении № S. от **.**.2020 (прилагается). При погрузке представитель перевозчика присутствовать не мог, так как у грузоотправителя склад закрытого типа. Возможность проверить товар, взвесить, пересчитать водителю предоставлена не была. ООО «Юпитер Плюс» считает, что причиной превышения товара по весу брутто послужила ошибка отправителя, а у водителя не было возможности проверить товар. Весы у грузоотправителя отсутствуют, пломбировка полуприцеп осуществлялась сразу после погрузки. Перевозчик просит учесть тяжелое финансово-экономическое положение Общества по итогам 2020 года и наличие убытков на сумму 1 441 000 руб. в связи с кризисом и пандемией «коронавируса» и просит объективного административного наказания для сохранения беспрерывной деятельности.

Давая оценку данным показаниям, суд учитывает следующее.

Согласно положениям статей 3, 8 и 9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов, перевозчик несет ответственность за упущение водителей, услугами которых он пользуется при перевозке груза.

Оценивая действия перевозчика ООО «Юпитер Плюс», судья принимает во внимание то, что юридическое лицо осуществляет деятельность в сфере международных грузоперевозок, в том числе и на таможенной территории Союза, и не могло не знать о требованиях действующего национального законодательства, однако перевозчиком не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений в области таможенного дела. В этой связи суд полагает, что действия перевозчика ООО «Юпитер Плюс» по проверке соответствия веса брутто товара, которые оно было обязано и могло выполнить в данном конкретном случае, не выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.

Проанализировав установленные в суде обстоятельства, вышеизложенные нормы, суд приходит к выводу о том, что вина ООО «Юпитер Плюс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установлена.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении и срока давности привлечения к административной ответственности судьей не выявлено.

Оснований для освобождения ООО «Юпитер Плюс» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Решая вопрос о привлечении к административной ответственности, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкцией ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного законодательства привлекалось, и, с учётом мнения представителя Псковской таможни, полагает возможным назначить наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией статьи без конфискации предмета административного правонарушения.

Издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «Юпитер Плюс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Товар, явившийся предметом правонарушения:

-Ботинки/Boots, <данные изъяты>. Количество 4 коробки, 40 пар;

-Ботинки, <данные изъяты>. Количество 3 коробки, 20 пар;

-Полуботинки для активного отдыха, <данные изъяты>. Количество 21 коробка, 210 пар;

-Ботинки, <данные изъяты>. Количество 3 коробки, 27 пар;

-Пакеты, <данные изъяты>. Количество 9 коробок,

находящийся на ответственном хранении на СВХ ООО «Транзит-Терминал» по адресу: Псковская область, Пыталовский район, Гавровская волость, д.Уболенка, по вступлению постановления в законную силу подлежит возврату ООО «Юпитер Плюс» для проведения дальнейших таможенных операций.

Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное УФК г. Москва, БИК 024501901, Получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) Счёт получателя: 40102810045370000002, Счет получателя средств: 03100643000000019502, КБК 15311601161010000140 ОКТМО 45328000, код таможни 10209000, УИН S.. Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 10209000-2391/2021 (5-5620/2021) для Псковской таможни. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Вещественные доказательства: копии документов, DVD-R диск, находящиеся в материалах дела, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.С. Анцанс