ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-562/18 от 04.12.2018 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

а. Тахтамукай 04.12.2018 года

Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея

ФИО4

с участием председателя ФИО5

ФИО5 по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Некоммерческого дачного товарищества «Восход-2»,

У С Т А Н О В И Л :

В Тахтамукайский районный суд РА из Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступил материал об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении Некоммерческого дачного товарищества «Восход-2», для принятия решения.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении административного расследования по обращению гр. ФИО1 о нарушении действующего законодательства в части эксплуатации сети газопотребления НДТ «Восход-2» (ИНН <***>) юридический адрес: 385132, <адрес>, НДТ «Восход-2» <адрес>, находящийся в эксплуатации НДТ «Восход-2» установлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иных нормативно правовых актов РФ в области промышленной безопасности, а именно:

1.эксплуатирующей организацией в регистрирующий орган не подано заявление о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с её местонахождением, согласно её уставным документам;

2.отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО6, вину в совершении НДТ «Восход-2» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ не признал, просил прекратить производство по делу, ввиду отсутствия состава. Свою позицию обосновала тем, что НДТ «Восход-2» не является товариществом, который эксплуатирует газопровод или собственником газораспределительных сетей также не является.

Выслушав доводы представителя НДТ «Восход-2» ФИО6, исследовав материалы дела, а также письменные доказательства, дополнительно приобщенные к материалам дела, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ подлежит прекращению, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Согласно части 1 статьи 2 указанного Федерального закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. При этом наступления последствий не требуется.

Субъектом правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и статья закона, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

К протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих принадлежность сети газопотребления НДТ «Восход-2» на праве собственности или на ином праве не приложено.

Также в протоколе не указано и не представлено документов, подтверждающих эксплуатацию опасного производственного объекта в виде сети газоснабжения указанным товариществом.

Между тем, как видно из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, представленного суду, приемочная комиссия в составе председателя комиссии ФИО2 –директора кооператива по газификации приняла, а генеральный подрядчик ССРМУ ОАО Адыггаз передал НСТ «Восход-2» распределительные газопроводы:

среднего давления а76х4е-365м; низкого давления а76х4е-326м; низкого давления 108х4е-1350м; низкого давления а108х4е-12м., подземно; низкого давления а159е-180м.,надзем.; низкого давления а159е75м, подземно; с установкой ГРПШ типа ГСГО-1-2-2с.

Как следует из решения Арбитражного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ дело № А01-1303/2015А, вынесенного по исковому заявлению некоммерческого дачного товарищества «Восход 2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <адрес>) к Товариществу по газификации некоммерческого дачного товарищества «Восход-2», третьи лица: ОАО «Газпром Газораспределение Майкоп», НДТ «Восход-2», Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании права собственности на газораспределительный провод, строительство спорного газопровода осуществлено за счет средств 90 членов НСТ «Восход-2», которыми были произведены взносы на строительство газопровода в размере по 40 000 рублей.

При этом, технические условия и вся проектно-исполнительная документация оформлялась на НСТ «Восход-2». ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по <адрес> внесена в ЕГРЮЛ запись об исключении юридического лица, по решению регистрирующего органа. Основанием для внесения указанных сведений стало отсутствие в течение последних 12 месяцев движения по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.

Таким образом, НСТ «Восход-2», которому был передан газопровод по акту приемки законченного строительства, исключен из реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.

На территории ранее существовавшего НСТ «Восход-2» создано и существуют два товарищества с одинаковым наименованием.

НДТ «Восход-2» ИНН <***>, КПП 0107022328, ОГРН <***> создано и зарегистрировано в МИФНС 3№ ДД.ММ.ГГГГ. (председатель ФИО3)

НДТ «Восход 2» (ИНН <***>, ОГРН <***>) создано и зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. (председатель ФИО1)

Решением Арбитражного Суда РА от ДД.ММ.ГГГГ НДТ «Восход 2» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на спорный газопровод отказано.

В решении указано, что истец как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в ЕГРЮЛ с наименованием «Восход 3». ДД.ММ.ГГГГ НДТ «Восход-3» переименовано в НДТ «Восход 2». Таким образом, истец на момент строительства газопровода не был зарегистрирован в ЕГРЮЛ, создан после строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, что подтверждается актом законченного строительства объекта ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных договоров заключенных с ОАО «Газпром газораспределение Майкоп» (ранее ОАО «Адыггаз») об оказании услуг по аварийному, техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, а также квитанций по оплате согласно договоров, с 2007 года по 2012 год оплата и заключение договоров производилось НСТ «Восход-2», с 2013 года заключение договоров и оплата производится Товариществом по газификации некоммерческого дачного товарищества «Восход-2», членами которого являются лица, за счет средств, которых построен спорный распределительный газопровод протяженностью 2308 метров.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> внесено представление третьему лицу председателю правления НДТ «Восход-2» ФИО3, в котором указано, что в настоящее время газопровод эксплуатируется НДТ «Восход-2», однако на балансе у организации данный объект не состоит и предложено поставить его на баланс.

ДД.ММ.ГГГГ по представлению прокуратуры распределительный газопровод поставлен на баланс НДТ «Восход-2», что подтверждается актом принятия. ДД.ММ.ГГГГ газопровод передан с баланса НДТ «Восход-2» на баланс Товарищества по газификации НДТ «Восход-2» по акту приема-передачи.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ).

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно статье 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация права собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества производится только на основании документов, подтверждающих право собственности или пользования на земельный участок.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система – имущественный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа потребителю.

В силу положений статьи 7 названного Федерального закона, газораспределительная система находится в собственности организации, образованной в установленном гражданским законодательством организационно-правовой форме и в порядке, приобретшей ее на предусмотренных законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации основаниях.

По смыслу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, и другие подобные сооружения являются линейными объектами, чье строительство и ввод в эксплуатацию должны опосредоваться официальными документами, а именно, разрешениями на строительство и ввод в эксплуатацию.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве.

В соответствии с пунктами 18 и 21 "Административного регламента по регистрации ОПО" (Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ) для первичной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатирующая организация представляется следующий пакет документов:

1.Заявление от эксплуатирующей организации; 2. Сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, оформленные согласно Приложения к Административному регламенту; 3.Опись документов, оформленная в соответствии с Приложением к Административному регламенту; 4. Документы на право собственности: 4.1. В случае отсутствия записи в ЕГРПНИ - копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасных производственных объектов, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект.

4.2. В случае наличия записи в ЕГРПНИ - реквизиты документов подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасных производственных объектов, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект;

Согласно примечания газопровод относится к сооружениям, то есть в отношении него требуется регистрация права собственности.

Таким образом, для первичной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов сети газопотребления обязательным документом является документ, подтверждающий право собственности на газопровод.

Как установлено в судебном заседании НДТ «Восход-2» (ИНН <***>, КПП 0107022328, ОГРН <***>) не занимается эксплуатацией преданного по акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, сети газораспределительной системы.

Право собственности на газопровод за НДТ «Восход-2» не зарегистрировано, что исключает в принципе возможность его регистрации как опасного производственного объекта.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта может являться эксплуатирующая организация, которая владеет и пользуется опасным производственным объектом.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, факт владения товариществом на праве собственности, аренды или на ином законном основании газопроводами, указанными в протоколе об административном правонарушении .

С учетом изложенного, указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение ФЗ является несостоятельным.

Право собственности на земельный участок под ШГРП зарегистрировано за НДТ «Восход 2» председатель ФИО1,(постановление от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ год серия 01-АА 625885), что также препятствует оформлению права собственности на газопровод за Товариществом по газификации НДТ «Восход-2», который фактически обслуживает указанный газопровод и заключает договора на его аварийное, техническое обслуживание и ремонт газового оборудования.

Товарищество по газификации НДТ «Восход-2» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1130107001166. Ему присвоен ИНН/КПП <***>/010701001 и он является самостоятельным юридическим лицом, не имеющим отношения к НДТ «Восход-2», привлекаемого к административной ответственности.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», допускается при наличии полученной лицензии.

В материалах дела как указано выше отсутствуют документы, подтверждающие, факт владения товариществом на праве собственности, аренды или на ином законном основании газопроводами, указанными в протоколе об административном правонарушении .

С учетом изложенного, указание в п. 2 протокола об административном правонарушении на нарушение ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является несостоятельным.

На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в действиях НДТ «Восход-2» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, суд полагает необходимым производство по делу прекратить,

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Некоммерческого дачного товарищества «Восход-2», ИНН <***>, КПП 0107022328, ОГРН <***>, юридический адрес: 385132, <адрес>, НДТ «Восход-2» <адрес>, прекратить, по п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава вмененного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано непосредственно в Верховный суд Республики Адыгея или через Тахтамукайский районный суд РА в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья