ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-563/2022 от 12.09.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 5-563/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

12 сентября 2022 года город Тверь

Судья Центрального районного суда города Твери Давыденко Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Решетова С.Б., ОГРНИП 320695200037768, ИНН 690210129893, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: ,

у с т а н о в и л:

11 августа 2022 года начальником отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Твери майором полиции Тюриной А.С. в отношении индивидуального предпринимателя Решетова С.Б. (далее – ИП Решетов С.Б.) составлен протокол об административном правонарушении №836788/258, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно протоколу об административном правонарушении, 16 июля 2022 года в 14 часов 20 минут выявлен факт незаконного привлечения к трудовой деятельности по адресу: г. Тверь, ул. Советская д. 38, гражданина Таджикистана ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, выполнявшим работы в должности штукатура фасада здания по адресу: г. Тверь, ул. Советская д. 38 «Гостиничного комплекса «СЕЛИГЕР» с ведома и в интересах ИП Решетова С.Б. (договор подряда №27 от 05.07.2022) без соответствующего патента на осуществление трудовой деятельности на территории Тверской области Российской Федерации, который необходим в силу требования, установленного п.п. 4, 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании Решетов С.Б. вину в совершении правонарушения признал, просил учесть, что правонарушение совершено впервые, индивидуальным предпринимателем работает недавно, а также учесть состояние его здоровья. При составлении протокола об административном правонарушении Решетов С.Б. просил назначить административное наказание в виде приостановления деятельности или предупреждения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Решетова С.Б., прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к названной статье под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Из примечания к ст. 18.1 КоАП РФ следует, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях названной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Пунктом 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

На основании п.1 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судья пришел к выводу о том, что вина ИП Решетова С.Б. в совершении 16.07.2022 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, установлена в полном объеме и подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 11.08.2022 №836788/258, составленным начальником отделения по вопросам миграции Центрального ОП УМВД России по г. Твери майором полиции Тюриной А.С. в отношении ИП Решетова С.Б. по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (л.д. 41-45);

- определением о передаче дела об административном правонарушении от 11.08.2022 на рассмотрение в суд (л.д. 5-14);

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.07.2022 № 258 (л.д.15-19);

- протоколом опроса свидетеля ФИО от 04.08.2022 (л.д. 23-24);

- копией договора подряда №27 от 05.07.2022 (л.д. 29-30);

- копией договора подряда №28 от 05.07.2022 (л.д. 31-32);

- протоколом опроса свидетеля ФИО от 05.08.2022 (л.д. 37-38);

- копией паспорта Решетова С.Б. (л.д.46);

- копией выписки из ЕГРИП в отношении ИП Решетова С.Б. (л.д. 50-55);

- видеоматериалом, фотоматериалом (л.д. 20, 21-22);

- копией протокола об административном правонарушении от 16.07.2022 № 836743/255 по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина Таджикистана ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 57-58);

- копией постановления по делу об административном правонарушении от 16.07.2022 № 836743/255, в соответствии с которым гражданин Таджикистана ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, в связи с тем, что 16.07.2022 в 14 часов 20 минут по адресу: г. Тверь, Советская., д. 38, выявлен факт осуществления им незаконной трудовой деятельности (л.д. 59-63);

- копией объяснений ФИО от 16.07.2022, согласно которым он является гражданином респ. Таджикистан, прибыл на территорию Российской Федерации 02.03.2019, с целью работы, 11.10.2021 в УВМ УМВД России по Тверской области выдан патент по профессии «Оператор-литейщик». У него заключен трудовой договор с ООО «СТРЕПТРЕЙД», в котором работает в должности оператора-литейщика. Поскольку с 18.07.2022 у него отпуск, на выходных (16.07.2022) он решил подзаработать денег. От знакомых узнал, что есть временная подработка по штукатурке и покраске стен по адресу: г. Тверь, Советская, д. 38. 16.07.2022 придя по указанному адресу в утреннее время на улице был гражданин, который сказал, что бы он занимался штукатуркой фасадов здания. О том, что он не может работать не по профессии он знал. Однако ему нужны были деньги (л.д. 65-66);

- копией паспорта гражданина Таджикистана ФИО с переводом (л.д. 67-68);

- копией миграционной карты 1218 №0127199 (л.д. 69-70);

- копией патента серии 69 № 2100198164, выданном 11.10.2021 гражданину Таджикистана ФИО, по профессии «Оператор-литейщик» (л.д. 69-70), а также иными материалами дела.

Данные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст.26.2 КоАП РФ.

Нарушений при составлении имеющихся в деле процессуальных документов, которые повлекли бы признание их недопустимыми доказательствами, в ходе рассмотрения дела не выявлено.

Таким образом, совершенное ИП Решетовым С.Б. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, вина ИП Решетова С.Б. в совершении данного правонарушения установлена и доказана. ИП Решетов С.Б. имел возможность выполнить требования законодательства, в части привлечения к труду на территории Российской Федерации иностранного гражданина, но не принял всех возможных мер для недопущения правонарушения.

Срок привлечения к административной ответственности, в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу, не установлено. Смягчающим обстоятельством суд признает признание вины.

Санкция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности - исключительная мера. Природа данного вида наказания заключается в том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель лишается возможности осуществлять свою профильную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Организация или предприниматель оказываются исключенными из хозяйственного оборота продолжительностью до девяноста суток. Таким образом, ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности о применении данного вида наказания удовлетворению не подлежит.

Действующее законодательство предусматривает наличие обязательных условий для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, среди которых - отсутствие в результате совершения административного правонарушения ряда обстоятельств, в том числе обстоятельств возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц. При этом, применительно к обстоятельствам настоящего дела возникновение угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к установленным требованиям действующего законодательства в сфере миграции, в данном случае в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан. То обстоятельство, что ИП Решетов С.Б. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность, правонарушение не относится к перечню правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, не является достаточным основанием для замены административного штрафа на предупреждение. В связи с чем ходатайство ИП Решетова С.Б. не подлежит удовлетворению в данной части.

Вместе с тем, судья в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, полагает, что взыскание штрафа в полном размере может повлечь избыточное ограничение прав лица, поэтому считает возможным применить ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ИП Решетову С.Б. административный штраф в размере менее минимального, установленного санкцией ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ для юридических лиц, а именно в размере 125 000 рублей.

Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

индивидуального предпринимателя Решетова С.Б., ОГРНИП 320695200037768, ИНН 690210129893, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.

Сумма штрафа должна быть внесена не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (либо со дня истечения отсрочки или срока рассрочки, если такие сроки были установлены в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ) по следующим реквизитам:

наименование получателя платежа: УФК по Тверской области (УМВД по городу Твери),

ИНН 6950103140, КПП 695001001, ОКТМО 28701000,

номер счета получателя платежа ,

наименование банка получателя платежа: Отделение Тверь Банка России//УФК по Тверской области г. Тверь,

кор./сч. 40102810545370000029,

БИК 012809106,

КБК 18811601181019000140;

назначение платежа – штраф (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ)

УИН .

Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, направить в Центральный районный суд города Твери.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ) судья направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Давыденко

1версия для печатиДело № 5-563/2022 (Постановление)