ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-564/17 от 14.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 5-564/17

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Смоленск 14 июня 2017 года

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Штыкова Н.Г.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «<данные изъяты>,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации муниципального образования «Велижский район» Смоленской области государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Смоленской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час 03 мин. в ходе проведения рейдовых мероприятий на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Смоленской области ФИО3 «Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков в границах <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ/км, выявлено нарушение природоохранного законодательства на территории <данные изъяты>, а именно: 1) несанкционированная свалка ТКО, расположенная у <адрес>, по периметру всей территории не имеет ограждения, на въезде на свалку отсутствует шлагбаум, имеется свободный доступ на территорию свалки, свалка ТКО действует, что подтверждается наличием на подъездной дороге к свалке и на самой территории свалки свежих следов автотранспорта и свежих навалов отходов; 2) захламление твердыми коммунальными отходами территории, прилегающей к автодороге «<адрес>», напротив несанкционированной свалки ТКО, а также территории, примыкающей к границам несанкционированной свалки ТКО, между автодорогой «<адрес>» и свалкой ТКО. Таким образом, в действиях Администрации муниципального района «<данные изъяты> усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Заслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны конкретные определения отходов производства и потребления, а также понятий обращения с отходами, т.е. деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ /в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ/ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; в соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Частью 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований – по регулярной очистке территорий муниципальных районов - осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области /км от ДД.ММ.ГГГГ была проведена рейдовая проверка осмотра земельных участков в границах территорий <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 03 мин. сотрудниками Управления Росприроднадзора по Смоленской области в ходе проведения рейдовых мероприятий на территории <данные изъяты> выявлено нарушение Администрацией муниципального образования «<данные изъяты> природоохранного законодательства на территории <данные изъяты>, заключающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной у <адрес><адрес> /которая ранее была официальным местом размещения бытовых и промышленных отходов, а в настоящее время такая деятельность прекращена и фактически требуется устранение последствий осуществления деятельности по назначению в виде организации очистки территории/.

В рамках исполнения своих обязанностей по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов Администрацией муниципального образования «<данные изъяты>:

- было утверждено ДД.ММ.ГГГГ постановление об утверждении муниципальной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ и благоустройство муниципального образования <данные изъяты> на 2017-2019 годы»;

- было заключено ДД.ММ.ГГГГ соглашение «О взаимодействии между муниципальным образованием «Руднянский район» Смоленской области и муниципальным образованием «<данные изъяты> по реализации полномочий в области обращения с отходами производства и потребления»;

- была утверждена ДД.ММ.ГГГГ /распоряжением Администрации муниципального образования <данные изъяты>-р/ «Схема обращения с отходами производства и потребления между муниципальным образованием «Велижский район» и муниципальным образованием «<адрес>» <адрес>». Согласно данной схеме, сбор и транспортировку отходов с территорий сельских поселений <данные изъяты> на объект санкционированного размещения отходов - полигон ТКО МО <данные изъяты> осуществляет <данные изъяты>». В свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» заключил договор с <данные изъяты> на прием и захоронение отходов, по которому на территории муниципального образования «<данные изъяты> не должны использоваться несанкционированные свалки;

- было направлено обращение ДД.ММ.ГГГГ в Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии о рассмотрении возможности вступления в программу по рекультивации площадки для временного размещения ТБО на территории <данные изъяты>, расположенной южнее <адрес> (т.е. о необходимости организации уполномоченным органом очистки данной территории путем реорганизации).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации муниципального образования «<данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ <данные изъяты>

Анализируя представленные участниками процесса доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Администрации муниципального образования «<данные изъяты> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что Администрация муниципального образования «<данные изъяты> осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

В целях реализации положений ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ /по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений/ Администрация муниципального образования «<данные изъяты><данные изъяты> организовала вышеназванную деятельность по размещению отходов (заключив ДД.ММ.ГГГГ соглашение «О взаимодействии между муниципальным образованием «<данные изъяты> и муниципальным образованием «<данные изъяты>» по реализации полномочий в области обращения с отходами производства и потребления» и утвердив ДД.ММ.ГГГГ «Схему обращения с отходами производства и потребления между муниципальным образованием «<данные изъяты> и муниципальным образованием «<данные изъяты>», в рамках которой ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> заключило договор на размещение отходов с <данные изъяты> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ При этом участниками сделки было оговорено, что срок действия договора продлевается на тот же срок, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении не менее чем за 30 дней <данные изъяты> Соответственно, обязательства по размещению отходов в целях соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории муниципального образования «<данные изъяты>» приняло на себя <данные изъяты>), чем предприняла необходимые действия, направленные на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. При этом, полномочия Администрация муниципального образования «<данные изъяты> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.

При установленных обстоятельствах названный орган местного самоуправления не может являться субъектом административного правонарушения в аспекте положений ст.8.2 КоАП РФ.

Ссылки представителей Управления Росприроднадзора по Смоленской области на непринятие Администрацией муниципального образования «<данные изъяты> исчерпывающих мер по организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Велижский район» не свидетельствуют о допустимости привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «<данные изъяты> подлежит прекращению в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Г. Штыкова