ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-566/19 от 16.09.2019 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело ###

УИД: ###

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Кемерово 16 сентября 2019 года

Центральный районный суд города Кемерово в составе судьи Чулковой Н.А.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении:

- юридического лица – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр обучения Профессионал», юридический адрес: г. ...; адрес местонахождения: ..., ИНН ###, ОГРН ###, суд

У С Т А Н О В И Л :

Начальником отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от **.**.**** в отношении юридического лица – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр обучения Профессионал», из которого следует:

В нарушение требований подпункта «Д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### «О лицензировании образовательной деятельности», преподаватели ЛИЦО_3, ЛИЦО_4, ЛИЦО_5, ЛИЦО_6 – не обладают необходимой квалификации.

Так, согласно документам, представленным при проверке, в АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» должность «Преподаватель» (тем «Общие требования охраны труда и промышленной безопасности», «Оборудование и технология выполнения работ по профессии». Образовательной программы профессионального обучения по профессии «Стропальщик») замещает (на основании трудового договора от **.**.****###-п) ЛИЦО_3, имеющий высшее образование по специальности «Медико-профилактическое дело».

Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальность «Медико-профилактическое дело» к данному направлению подготовки не относится) или образования в области, соответствующей преподаваемым предметам ЛИЦО_3 не имеет.

Полученное ЛИЦО_3 дополнительное профессиональное образование по образовательным программам: «Общая гигиена», «Обеспечение единства измерений», «Педагог дополнительного образования», Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», «Безопасность строительства и качество устройства электрических сетей и линий связи, на особо опасных технически сложных и уникальных объектах», «Проектирование зданий и сооружений. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды», «Безопасность строительства и осуществление строительного контроля», «Организация подготовки строительной документации», «Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта», «Проектирование зданий и сооружений. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка», «Организация архитектурно-строительного проектирования», «Организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» - не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ЛИЦО_3 в образовательном учреждении.

Кроме того, согласно документам, представленным при проверке, а АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» должность «Преподаватель» (тем «Нормативно-правовые основы деятельности государственной дошкольной образовательной организации. Нормативно-правовые особенности деятельности негосударственных ДОО. Правовые особенности работы помощника воспитателя (няни) в семье», «Основы возрастной психологии дошкольников. Основы дошкольной педагогики», «Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Уход и присмотр за детьми» образовательной программы ДПО «Профессионального образования «Профессиональная деятельность по уходу и присмотру за детьми (с присвоением квалификации: помощник воспитателя (няня)»; тем «Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых», «Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования», «Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных дошкольных программ» образовательной программы ДПО «Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых (с присвоением квалификации: педагог дополнительного образования») замещает (на основании трудового договора от **.**.****###-п) ЛИЦО_4, имеющий высшее образование по специальности «Социальная работа».

Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальность «Социальная работа» к данному направлению подготовки не относится) или образования в области, соответствующей преподаваемым предметам ЛИЦО_4 не имеет.

Полученное ЛИЦО_4 дополнительное профессиональное образование по образовательным программам: «Социология», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» - не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ЛИЦО_4 в образовательном учреждении.

Кроме того, согласно документам, представленным при проверке, в АНО ДПО «Центр обучения профессионал» должность «Преподаватель» (тем «Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС», «Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Организация предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования объектов экономики» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций») замещает (на основании трудового договора от **.**.****###-п) ЛИЦО_5, имеющий высшее образование по специальности «Информационные системы и технологии», по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальность «Информационные системы и технологии», направление подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» к данному направлению подготовки не относятся) или образования в области, соответствующей преподаваемым предметам ЛИЦО_5 – не имеет.

Полученное ЛИЦО_5 дополнительного профессиональное образование по образовательным программам: «Экономист-аналитик производстственно-хозяйственной организации», «Повышение квалификации по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок», «Педагогика, методика и организация производственной практики в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» - не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ЛИЦО_5 в образовательном учреждении.

Кроме того, согласно документам, представленным при проверке АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» (тем «Законодательная база в области пожарной безопасности. Общие понятия о горении и пожаровзрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ»; тем «Законодательная база в области пожарной безопасности. Общие понятия и горении и пожаровзрывоопасных свойствах вещества и материалов, пожарной опасности здания», «Пожарная опасность организации. Меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ и при хранении веществ и материалов. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации», «Общие сведения о системах противопожарной защиты в организации», «Организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации», «Действия ИТР, рабочих и служащих при пожарах» образовательной программы ДПО образования «Пожарно-технический минимум для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств») замещает (на основании трудового договора от **.**.****###-п) ЛИЦО_6, имеющая высшее образование по специальности «Металлорежущие станки и инструменты», «Мировая экономика».

Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальности «Металлорежущие станки и инструменты», «Мировая экономика» к данному направлению подготовки не относятся) или образования в области, соответствующей преподаваемым предметам ЛИЦО_6 – не имеет.

Полученное ЛИЦО_6 дополнительное профессиональное образование по образовательной программам: «Педагогика и организация производственной практики в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании», «Охрана труда», «Обучение и проверка знаний требований охраны труда членов комиссий по проверке знаний охраны труда обучающих организаций», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» - не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ЛИЦО_6 в образовательном учреждении.

При этом, информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении ЛИЦО_3, ЛИЦО_4, ЛИЦО_5, ЛИЦО_6 на должность «Преподаватель», а также замещении ими должности «Преподаватель» в порядке исключения Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр обучения Профессионал» представлена не была.

Также указано, что действующим штатным расписанием АНО ДПО «Центр профессионального образования Профессионал», утвержденным **.**.****, должность «Мастер производственного обучения» не предусмотрена.

Согласно учебной и кадровой документации лицензиата, представленной при проведении проверки, функции мастера производственного обучения при обучении по профессии «Стропольщик» в период с **.**.**** по **.**.****, в данной организации исполнял ЛИЦО_7, замещающий на основании трудового договора от **.**.****###-п должность «Преподаватель».

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении пояснил, что в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### «О лицензировании образовательной деятельности», в распоряжении АНО ДПО «Центр обучения Профессионал», осуществляющей образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии, имеются лица, фактически исполняющие обязанности педагогических работников, не соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «А» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушением лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### «О лицензировании образовательной деятельности».

Также указал, что указанные лица (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5) не соответствуют и по профессиональным стандартам для лиц, имеющим право на занятие педагогической деятельностью, законный представитель не правильно толкует понятия повышения квалификации, все представленные ими документы на указанных работников не являются документами, свидетельствующими о повышении квалификации.

В судебном заседании законный представитель юридического лица АНО ДПО «Профессионал» - директор ФИО6, возражала по установленным нарушениям, равно как и представитель – защитник по доверенности ФИО7, предоставив возражения в письменном виде, согласно которых должностным лицом не дано оценки тому обстоятельству, что положения ст. 46 ч. 1 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривают, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями. Соответствующие разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов даны в письмах Министерства труда и социальной защиты РФ от 4.04.2016г. ###/В-2253, от 5.04.2016г. ###/В-299. Потому в Акте проверки и протоколе должностным лицом не верно определено нормативное обоснование нарушений, указанных в п.1-4. При этом указывает на профессиональный стандарт «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»(утв.приказом Мин.труда и соц.защиты РФ ###н от 8.09.2015г.), где определены требования к образованию и обучению и требования к опыту и практической работы. Считает неправомерным исключение должностным лицом всех документов, подтверждающих повышение квалификации указанных преподавателей по множеству направлений. Все педагогические работники, указанные в п.п..1-4 акта проверки и протоколе соответствуют требованиям к образованию и обучению, к опыту, определенных в профессиональном стандарте.

Также указывает, что ошибочно утверждение (в акте проверки п. 5), о том, что «проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным, производственным обучением, организация выполнения практических работ, отнесено исключительно к должностным обязанностям педагогических работников, замещающих должность «Мастер производственного обучения» противоречит трудовому законодательству».

В судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили не привлекать к ответственности юридическое лицо. Кроме того, указав, что нарушение под п.5 устранено, издан приказа, введена в штатное расписание должность мастера

Суд, выслушав защитника юридического лица – по доверенности, должностное лицо, исследовав письменные материалы дела, считает, что АНО ДПО «Центр обучения «Профессионал» факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, т.е. в нарушении законодательства в области лицензирования, установлен.

Судом установлено, что по результатам плановой выездной проверки АНО ДПО «Центр обучения «Профессионал» Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, согласованной с Прокуратурой Кемеровской области, составлен должностным лицом правомерно акт проверки от **.**.****, в результате которой выявлены нарушения, лицензионных требований, а именно пп. «д» п 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв.Постановлением правительства РФ от 28.10.2013г. ### «О лицензировании образовательной деятельности» и расценены как грубое нарушение требований лицензионной деятельности в соответствии с пп.»а» п. 9 указанного Положения, что конкретизировано в протоколе об административном правонарушении.

Вина юридического лица в полном объеме подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от **.**.**** (л.д. 2-11); приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от **.**.**** (л.д. 12-14); актом проверки от **.**.**** (л.д. 15-28); выпиской из ЕГРЮЛ на АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» (л.д. 29-35); лицензией ### от **.**.**** АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» (л.д. 36-38); журналами учета занятий (л.д. 40-53, л.д. 54-65, л.д. 66-81, л.д. 82-90, л.д. 91-97, л.д. 98-102, л.д. 103-104, л.д. 105-108), с приказами о зачислении слушателей и назначении преподавателей; Трудовым договором с ЛИЦО_3(л.д. 109-111), а также сведениями о его образовании и квалификации (л.д. 112-125); трудовым договором с ЛИЦО_4 (л.д. 126-128), а также сведениями о его образовании и квалификации (л.д. 129-132); трудовым договором с ЛИЦО_5 (л.д. 133-135), а также сведениями о его образовании и квалификации (л.д. 136-141); трудовым договором с ЛИЦО_6 (л.д. 142-144), а также сведениями о её образовании и квалификации (л.д. 145-150); трудовым договором с ЛИЦО_7 (л.д. 151-152); штатным расписанием АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» (л.д. 153), а также дополнительно представленными материалами об устранении нарушения.

Доводы юридического лица об отсутствии состава правонарушения, суд расценивает как несостоятельные, основанные на неправильном понимании Закона и нормативно-правовых актов.

Должностное лицо правомерно составило протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, сомнений в наличии в действиях юридического лица указанного состава административного правонарушения не имеется никаких.

В соответствии со 2.1 КоАП РФ – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При определении вида и размера наказания, суд учитывает, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, учитывает требования ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, согласно ч. 3.3 указанной статьи, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд, в качестве смягчающих обстоятельств учитывает, что деятельность АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» осуществляет непродолжительный период времени, ранее к административной ответственности не привлекалось, как такового умысла на грубое нарушение норм законодательства не имеет, нарушения связаны с неправильным пониманием правовых норм, предприняты меры к устранению допущенного нарушения в настоящее время, отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не установлено, а потому суд считает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить АНО ДПО «Центр обучения Профессионал» наказание в виде половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного и ст.ст. 29.7-29.10 КРФобАП, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр обучения Профессионал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа, в размере 75000,00 (семьдесят пять тысяч рублей 00 копеек) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Реквизиты для оплаты штрафа:

###

###

###

###

###

###

###

Назначение платежа: уплата штрафа.

Судья подпись