ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-569/2022 от 11.03.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 11 марта 2022 года

Судья Всеволожского городского суда <адрес> Войнова С.П., с участием ФИО1, защитника –адвоката ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении

в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированной в <адрес>, д. Одинцово, <адрес>, проживающей в ЛО, <адрес>, по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

«10 » марта 2022 г. около « 12 » час. « 08 » мин. гражданка ФИО1, находясь у <адрес> по Привокзальной площади <адрес>, осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в ДНР и ЛНР, вцелях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», а именно ДД.ММ.ГГГГ около 12 ч. 08 м. заходила в вестибюль метрополитена «Девяткино» при этом разместив на рюкзаке плакат в виде картонного листа, имеющего размеры 32*25 см, на котором имелась запись, содержащая нецензурную лексику, направленную в адрес спецоперации на Украине, тем самым дискредитировала Вооруженные силы РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании статьи 10 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях зашиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.

Согласно пункту 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2976, к основным внешним военным опасностям относятся: - наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока; - дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности; - развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию; - создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; - территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; - нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; - применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права; - наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками; - наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира; - распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий; - растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков; - использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих грозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности; - установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации; - подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.

Пунктом 13 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2976, установлено, что основными внутренними военными опасностями являются:

- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; - деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; - деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; - провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

Из содержания пункта 37Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, а ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.

В силу пункта 5 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.

Президент Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принял решение о проведении специальной военной операции по защите ЛНР и ДНР, целью которой является защита людей, демилитаризация и денацификация Украины, а также привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.

Ранее главы ДНР и ЛНР обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой об оказании помощи. Совет Федерации дал разрешение на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).

Таким образом, целью использования Вооруженных сил Российской Федерации является защита интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (дата опубликования на официальном Интернет- портале (www.pravo.gov.ru): ДД.ММ.ГГГГ, № опубликования: ) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.3.3, согласно части 1 которой установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, ;ознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия : ездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было : могло их предвидеть.

Публично распространенные указанным лицом сведения об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в войне, а не в специальной военной операции, не соответствуют действительности, выдуманы или основаны на слухах и непроверенной информации, опровергаются в том числе Министерством обороны Российской Федерации в рамках ежедневного брифинга, информация о котором распространена на официальных Интернет-ресурсах Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в социальной сети «ВКонтакте» по электронному адресу: https://vk.com/mil.

Согласно монографии ФИО4 «Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе» (Екатеринбург, 2004 год, изд-во Уральского государственного педагогического университета, 293 с., ISBN 5-7186-0032-5), дискредитация это лишение доверия, подрыв, умаление авторитета (стр. 21). Протестная тактика - это способ дискредитации оппонента, который основан на экспликации решительного личного, группового или общенародного возражения против его действий, направленных вразрез с общественными интересами. Протест предполагает наличие дискредитируемого лица или группы лиц. Возражение может быть введено в виде системы доводов, может предъявляться без подробного обоснования, а может и вообще не иметь обоснования. Образ врага и одновременно протест часто манифестируются уже в заголовках и подзаголовках публикаций (стр. 148). К типам возражений относятся: групповое возражение; групповое возражение против действий, соотносимых с действиями неопределенного оппонента, других властных структур, без эксплицитного обоснования протестной позиции (негативные факты российской жизни манифестируются как не вызывающие сомнения, как аксиомы); личное возражение с обоснованием протестной позиции «я - против!»; введение «голоса масс», общенародного возражения - «народ против!» (стр. 148-150). Лозунговая, призывная тактика - это тактика близка к предыдущим: несколько смыслов (образ врага, образ защитника, протест и призыв) и часто сочетаются в рамках одного текста или даже одного текстового фрагмента. Лозунги всегда служили для того, чтобы в краткой и афористической форме реализовать воздействующий на эмоции эффект (стр. 151). Коммуникативная стратегия «есть способ реализации замысла, она предполагает отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу; это «план комплексного речевого воздействия, который осуществляет говорящий для «обработки» партнера...своего рода «насилие» над адресатом, направленное на изменение его модели мира, на трансформацию его концептуального сознания» (стр. 10). Автор текста с дискредитирующей направленностью хочет добиться реакции согласия с индуцируемым ему умозаключением (стр. 22). Под тактикой создания образа врага может пониматься объявление человека врагом нации, народа, России, создания образа врага в виде криминала, рвущегося к власти (стр. 141, 145), под тактикой разоблачения лица оппонента и его команды - прямое указание на истинное, с точки зрения автора, положение вещей, открытое и недвусмысленное выявление подлинного лица оппонента или власти), вскрытие его истинных, с точки зрения автора текста, намерений, или эксплицирование второго плана его действий или высказываний (стр. 142). Суть тактики создания образа мнимого защитника общественных интересов - прямое противопоставление дискредитируемого лица, человека, который «пускает пыль в глаза», тем людям, которые действительно работают на общее благо (стр. 147). Тактика создания образа убийцы - это тактика является достаточно жесткой и базируется на по- зторе лексических средств со значением «лишение жизни», в том числе метафор, которые индуцируют в сознании адресата логические связки типа: «убийца - это преступник, которому не место среди обычных людей», «убийство должно иметь следствием наказание за преступление» (стр. 187). Бездоказательное умаление авторитета и наклеивание ярлыков - это тактика, которая в большинстве случаев реализуется посредством использования инвективной или близкой к инвективной лексики и фразеологии, то есть таких слов и выражений, которые содержат в своей семантике экспликацию намерения унизить, хжорбить, опозорить другого человека (стр. 124). К бездоказательным способам умаления авторитета, ттры на понижение относится и наклеивание ярлыков. Ярлык - это «шаблонная, стандартная (обычно втрицательная), очень краткая характеристика, оценка кого-чего-нибудь (Словарь Ожегова). Существует два вида использования ярлыков. Это наклеивание ярлыка без объяснений и подведение читателя к суждению, манифестированному ярлыком, своеобразное объяснение наименования (стр. 125-126).

Распространение информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в войне, а не в специальной военной операции, вызывает большой общественный резонанс среди населения Российской Федерации и мирового сообщества, направлено на манипулирование общественныммнением, создание обстановки социальной напряженности, ас точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, провоцирует формирование негативного отношения к использованию на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Сведения о войне, а не в специальной военной операции, преподнесены без достоверных доказательств как не вызывающие сомнения, содержат прямое указание на истинное, с точки зрения распространителя сведений, положение вещей и подлинного характера, с точки зрения распространителя сведений, действий Вооруженных Сил Российской, вскрытие истинных, с точки зрения распространителя, целей и задач последних, реализуемых на территории Украины и направленных вразрез с озвученными российским государством в официальных источниках данных.

С точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, указанное поведение распространителя информации, провоцирует формирование недоверия и негативного отношения к военнослужащим (индивидуальным субъектам права, осуществляющим определенные социально необходимые функции, в том числе во исполнение требований статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -У° 61-ФЗ «Об обороне»), характеру, целям и задачам их деятельности за пределами территории Российской Федерации - на Украине. Своими действиями ФИО умышленно, с целью подрыва авторитета среди граждан имиджа и доверия к использованию Вооруженных сил Российской Федерации, дискредитировал характер, цели и задачи по использованию Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то есть ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала. Защитник просила прекратить дело об административном правонарушении. Просила учесть, что указанного в протоколе об административном правонарушении места совершения административного правонарушения не имеется фактически, такого адреса н е существует, просила учесть, что ее подзащитная блительное время находилась в отделе полиции, между тем санкция статьи КоАП РФ, по которой привлекается ФИО1, не предусматривает административный арест. Считает, что состав административного правонарушения не доказан.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, судья приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Как усматривается из материалов дела, « 10 » марта 2022 г. около « 12 » час. « 08 » мин. гр-нка ФИО1, находясь у <адрес> по Привокзальной площади <адрес>, осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в ДНР и ЛНР, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-СФ Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» а именно, находясь у <адрес> на Привокзальной площади в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ около 12 ч. 08 м. заходила в вестибюль метрополитена «Девяткино» при этом разместив на рюкзаке плакат в виде картонного листа, имеющего размеры 32*25 см, на котором имелась запись, содержащая нецензурную лексику, направленную в адрес спецоперации на Украине, тем самым дискредитировала Вооруженные силы РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом АП от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей,где изображена в том числе табличка картонная с надписью, которую носила на себе, на рюкзаке, ФИО1 и публично демонстрировала, рапортом сотрудника полиции о доставлении ФИО1, совершившей административное правонарушение, объяснением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она не отрицает факт написания и использования плаката ДД.ММ.ГГГГ, повесив его на свой рюкзак, протоколом изъятия вещей и документов, иными материалами дела, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Незнание ФИО1 об ответственности за совершенные действия, дискредитирующие Вооруженные силы РФ, о чем указывает ФИО1 в своих объяснениях, не является основанием для прекращения дела.

Совершенные ФИО1 действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защиты об отсутствии указанного в протоколе адреса, по которому совершено административное правонарушении, о недоказанности правонарушения, о якобы имевших место процессуальных нарушениях являются несостоятельными, не основаны на материалах дела.

Никакого административного задержания ФИО1 места не имело, она лишь доставлялась в отдел полиции, в связи с выявленным правонарушением, административно задержанной не являлась, от нее было отобрано обязательство о явке, против ее воли в отделе полиции не удерживалась.

Согласно пункту 6 част и 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции» от 07,02.2011 № З-ФЗ одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.

В силу пункта 5 части I статьи 12 указанного Федерального закона на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на уличных площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах н других общественных местах. Статьей 13 Федерального закона «О полиции» установлено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Таким образом, законность действий сотрудников полиции при применении административных мер в отношении ФИО1 сомнений не вызывает.

Санкция ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусматривает за совершение данного административного правонарушения административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом, наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность,

При назначении наказания суд учитывает личность виновной и характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать ФИО1 виновной в совершении административногоправонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд и течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по <адрес> (ГУ МВД России по СПб и ЛО)

Номер счета получателя платежа КПП: 784201001

ИНН: 7830002600

Код ОКТМО: 41612102 БИК: 044106001

УИН18

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2022