УИД 23RS0040-01-2023-008237-62
К делу № 5-569/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Первомайского районного суда г. Краснодара Медоева Е.Н., при секретаре Бесчастном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – министра физической культуры и спорта Краснодарского края Тимченко С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, лит. К, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
в Первомайский районный суд г. Краснодара из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении Тимченко С. В..
Представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в действиях Тимченко С.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.15.3 КоАП РФ, что подтверждается составленным протоколом, доказательств иного не представлено, нарушения процессуальных норм при составлении протокола не допущено, оснований для прекращения производства по делу нет, просил привлечь Тимченко С.В. к административной ответственности по ч. 1 ст.15.15.3 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа полагается на усмотрение суда.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Тимченко С.В. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель Тимченко С.В. – ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Тимченко С.В. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.16 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2023 год специалистами Палаты проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» в части реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №962, за первое полугодие 2023 года.
В рамках указанного мероприятия рассмотрен вопрос эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета на реализацию мероприятия, предусмотренного пп. 1.5.1.7 «Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в целях обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту» Госпрограммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Во исполнение указанной нормы, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 № 1129 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края.
Согласно абз. второму п. 3 Правил № 1129 в случае если субсидии предоставляются в рамках государственных программ Краснодарского края, порядок предоставления и распределения этих субсидий устанавливается соответствующими государственными программами.
На основании п. 3 ст. 139 БК РФ и абз. второго п. 3 Правил № 1129 в рамках реализации мероприятия пп. 1.5.1.7 утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств в целях обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту.
Согласно абз. третьему п. 3 ст. 139 БК РФ, пп. 3 п. 6 Правил № 1129 и пп. 3 п. 11 Порядка 9.2.9(1) следует, что условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта РФ субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
В целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятия пп. 1.5.1.7, министерством физической культуры и спорта Краснодарского края заключено соглашение с администрацией муниципального образования Динской район о предоставлении субсидии из бюджета Краснодарского края бюджету муниципального образования Краснодарского края от 10.02.2023 № 201-829-2023-03614000-053.
В соответствии с пп. «в» п. 3.3 Соглашения № 201-829-2023-03614000-053 предоставление субсидии осуществляется в рамках соглашения, заключенного с соблюдением требований п.п. 6(1), 7, 7(1) Правил № 1129.
В соответствии с п. 4.1 ст. 139 БК РФ, абз. 4 п. 6(1) Правил № 1129 соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Краснодарского края от 28.12.2018 № 598 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Краснодарского края бюджету муниципального образования Краснодарского края».
Согласно абз. второму п. 3.3 раздела 3 типовой формы соглашения перечисление субсидии из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования осуществляется в соответствии с кассовым планом исполнения бюджета Краснодарского края в текущем финансовом году (указываются сроки перечисления субсидии) и (или) в соответствии с графиком перечисления субсидии, установленным соответствующим приложением к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, и (или) заявкой, предоставленной администрацией муниципального образования.
Из примечания 15 к абз. второму п. 3.3 раздела 3 типовой формы соглашения следует, что условие о перечислении субсидии в соответствии с графиком и (или) заявкой предусматривается в случае, если такая возможность предусмотрена Порядком предоставления и распределения субсидии.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в разделе 3 «Порядок, условия предоставления субсидии, срок и порядок перечисления субсидии в бюджет муниципального образования Краснодарского края» Соглашения № 201-829-2023-03614000-053 содержится условие о порядке перечисления субсидии из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования в соответствии с заявкой, поданной администрацией муниципального образования. В свою очередь, перечисление субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований в соответствии с заявкой МО Порядком 9.2.9(1) Госпрограммы не предусмотрено. В связи с чем, специалисты Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, пришли к выводу, что Соглашение № 201-829-2023-03614000-053 заключено не в соответствии с типовой формой, что свидетельствует о нарушении Министерством абз. 4 п. 6(1) Правил № 1129.
В отношении должностного лица министерства физической культуры и спорта Краснодарского края - министра физической культуры и спорта Краснодарского края Тимченко С. В., 01.11.2023 старшим инспектором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО4 составлен протокол №405-П/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу положений статьи 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен по итогам проведения специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения бюджета Краснодарского края» в части реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 12.10.2015 № 962, за первое полугодие 2023 года.
Существо вменяемого правонарушения сводится к следующему: заключение соглашения с администрацией муниципального образования Динской район от 10.02.2023 № 201-829-2023-03614000-053 не в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Краснодарского края от 28.12.2018 № 598.
При этом, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении приходит к выводу о ненадлежащем исполнении Тимченко С.В. должностных обязанностей, указанных в разделе 3 должностного регламента, а именно невыполнение им контроля за выполнением финансовых обязательств министерства, рационального использования выделяемых финансовых средств, за эффективностью реализации государственной программы (подпрограммы), а также вменяется неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
Вместе с тем, фактически субсидия доводится до муниципального образования в установленный срок и согласно отчету, за девять месяцев 2023 года фактическое значение показателя результативности предоставления субсидии приближается к 100 %. Аналогичная ситуация, как видно из материалов дела, в отношении 42 соглашений о предоставлении субсидии из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, указанных в протоколе.
Часть 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В протоколе указывается, что должностным лицом, нарушены правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 04.10.2011 № 1129, при этом порядок и условия предоставления указанной субсидии содержатся в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 962 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта».
Вместе с тем в соответствии с п. 6 (1) постановления № 1129 соглашение заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Краснодарского края.
Соглашение заключено в соответствии с формой утвержденной приказом министерства Краснодарского края от 28.12.2028 № 598 по средством единой государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами Краснодарского края «Электронный бюджет». В соответствии с п. 11 Положения о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 658 при формировании и обмене документами в системе «Электронный бюджет» используются исключительно форматы электронных документов. Таким образом заключение Соглашения не в соответствии с типовой формой изначально невозможно, так как форма уже содержится в указанной системе.
В пп. 3.3 раздела 3 формы соглашения, утвержденной приказом № 598, предусмотрено несколько вариантов оснований перечисления Субсидии из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования, в том числе и в соответствии с заявкой представленной администрацией.
В соответствии с пп 3 п. 7 Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением № 1129 соглашение должно содержать порядок перечисления субсидии в местный бюджет муниципального образования Краснодарского края.
Исходя из буквального толкования п.п. 3.3 раздела 3 типовой формы соглашения перечисление субсидии в соответствии с заявкой предусматривается в случае, если это предусмотрено Порядком предоставления и распределения субсидии перечисление Субсидии, однако само по себе не является способом перечисления субсидий по заключенному Соглашению, а относится к основанию перечисления субсидии и как следствие соблюдение типовой формы.
Истолковывая таким образом положения приказа № 598 суд приходит к выводу о том, что Тимченко С.В. действовал добросовестно.
С учетом требования части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд приходит к тому, что вывод Контрольно-счетной палаты Краснодарского края о допущенном Тимченко С.В. нарушении в части соблюдения правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных постановлением № 1129, не обоснованы.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Контрольно-счетной палатой Краснодарского края неверно определен состав вменяемого правонарушения, что исключает возможность привлечения Тимченко С.В. к административной ответственности в рамках настоящего дела.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что в действиях Тимченко С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – министра физической культуры и спорта <адрес>Тимченко С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, лит. К, <адрес>, паспорт 03 04 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес>, прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Жалоба на постановление может быть подана в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодар п Е.Н. Медоева.