Дело № 5-56/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 октября 2019 года г. Советск
Судья Советского городского суда Калининградской области Зайцева Е.С., при секретаре Олейник Д.М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Николая Николаевича,
У С Т А Н О В И Л:
В период с 02 по 16 июля 2019 года в соответствии с планом проведения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области (далее по тексту, в том числе – Управление Росгвардии по Калининградской области) плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год, старшим инспектором отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Калининградской области Коркиным С.В. и инспектором того же отделения Яглинским А.С. была проведена выездная проверка объектов топливно-энергетического комплекса - трёх котельных муниципального предприятия «Советсктеплосети», расположенных по адресам: Калининградская область, г. Советск, ул. Сиреневая, дом 1; ул. Жилинское шоссе, дом 7А; улица Орджоникидзе, дом 9А, находящихся в муниципальной собственности Советского городского округа Калининградской области, в ходе которой были установлены множественные нарушения требований Федерального закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп при эксплуатации трёх вышеуказанных объектов топливно-энергетического комплекса, отражённые в акте проверки № 23/2019-ТЭК от 16.07.2019.
По результатам проведённой проверки в отношении главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н., как должностного лица, отвечающего за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Советский городской округ», старшим инспектором отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Калининградской области Коркиным С.В. 16.07.2019 был составлен протокол об административном правонарушении по факту множественных нарушений требований Федерального закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп.
Действия (бездействия) главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н. квалифицированы по статье 20.30. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Глава администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищев Н.Н., надлежащим образом извещённый судом о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В судебном заседании защитник главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н. – Марков Н.С. оспаривал наличие в действиях названного должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что в силу норм действующего законодательства, регламентирующего выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости, субъектом административной ответственности за несоблюдение этого законодательства является руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса. Три объекта котельных со всем оборудованием, в отношении которых была проведена проверка и выявлены нарушения антитеррористического законодательства, находятся в законном владении Муниципального предприятия «Советсктеплосети» по праву хозяйственного ведения. Следовательно, субъектом топливно-энергетического комплекса является указанное муниципальное предприятие. Кроме того, полагает, что присвоенная рассматриваемым объектам топливно-энергетического комплекса категория опасности объекта – «средняя» безосновательно завышена.
Старший инспектор отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Калининградской области Коркин С.В. и помощник начальника правового отдела отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Калининградской области Русаков И.А. не согласились с доводами защитника главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н. – Маркова Н.С. Указали, что в силу положений Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Советского городского округа, утверждённого решением окружного Совета депутатов от 19.08.2015 № 435, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетических комплексов, являющихся муниципальной собственностью, является обязанностью не только муниципального предприятия «Советсктеплосети», которому эти объекты переданы в хозяйственное ведение, но и органов местного самоуправления, в данном случае – администрации муниципального образования «Советский городской округ», руководителем которой является Воищев Н.Н., которая должна финансировать проводимые мероприятия в области противодействия терроризму и антитеррористической защищённости объектов ТЭК, в том числе и мероприятия, отражённые в акте проверки. Более того, при передаче МП «Советсктеплосети» в хозяйственное ведение котельных по адресу: Калининградская область, г. Советск, по ул. Орджоникидзе, 9а и по ул. Сиреневая, 1, не были переданы в хозяйственное ведение такие критические элементы как дымовые трубы, емкости для хранения топлива. Кроме того, администрацией Советского городского округа не были переданы МП «Советсктеплосети» свои полномочия по соблюдению антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса. Указанные в акте проверки мероприятия антитеррористической защищённости, с учётом их объёма, необходимости возведения новых объектов (укреплений), МП «Советсктеплосети» в силу вверенных им прав, выполнять не может, их права в этом направлении ограничены в пользу собственника имущества.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, дав оценку доказательствам, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н. состава административного правонарушения.
Статьёй 20.30. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса является обязанность руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счёт собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственном регулированию в составе регулируемых цен (тарифом), а также за счёт иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 названного выше Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса – физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В этой связи существенным для установления в действиях должностного лица состава правонарушения, предусмотренного статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является тот факт, относится ли он к субъектам топливно-энергетического комплекса.
Из материалов дела усматривается, что котельные, расположенные в Калининградской области по адресам: г. Советск, ул. Жилинское шоссе, дом 7А; г. Советск, ул. Сиреневая, дом 1; г. Советск, ул. Орджоникидзе, дом 9А, относящиеся к топливно-энергетическим комплексам, являются собственностью муниципального образования «Советский городской округ», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, представленные Управлением Росреестра по Калининградской области на 14.08.2019.
На основании договора № 023 о порядке использования муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 26.01.2015, дополнительного соглашения от 04.08.2015 к указанному договору, названные выше котельные, каждая из которых является единым топливно-энергетическим комплексом в составе нежилого здания (помещения), переданы вместе с соответствующим оборудованием в хозяйственное ведение муниципального предприятия «Советсктеплосети».
То есть, на момент проведённой Управлением Росгвардии по Калининградской области проверки законным владельцем названных котельных являлось муниципальное предприятие «Советсктеплосети».
По содержанию Устава МП «Советсктеплосети», утверждённого 25.04.2003, и исходя из сведений о видах экономической деятельности, отражённых в выписке из ЕГРЮЛ, МП «Советсктеплосети» является субъектом, эксплуатирующим объекты топливно-энергетические комплексы, которыми оно владеет на законном основании, в целях оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения населению и другим потребителям тепловой энергии.
В перечне юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории Калининградской области и включёнными в реестр объектов ТЭК Министерства энергетики Российской Федерации, субъектом топливно-энергетического комплекса – указанных выше котельных, значится МП «Советсктеплосети».
Более того, в акте проверки № 23/2019-ТЭК от 16.07.2019 Управления Росгвардии по Калининградской области субъектом топливно-энергетического комплекса – названных котельных также указано МП «Советсктеплосети».
Из договора № 023 о порядке использования муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 26.01.2015 следует, что предприятие – МП «Советсктеплосети» владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения в пределах, определённых Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами, целями своей деятельности, предусмотренными Уставом «Предприятия», заданиями учредителя и функциональным назначением имущества (пункт 2.1. Договора). В обязанности предприятия входит содержание переданных ему в хозяйственное ведение зданий, помещений и имущества в соответствии с положениями статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации; своевременно производить капитальный и текущий ремонт за счёт собственных средств; использовать имущество только для целей, связанных с уставной деятельностью «Предприятия» (пункты 3.1.1., 3.1.2. и 3.1.3. Договора).
В пункте 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Несмотря на то, что в договоре № 023 о порядке использования муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 26.01.2015 прямо не указано об обязанностях МП «Советсктеплосети» обеспечивать уровень антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, в нём зафиксированы положения, согласно которым именно на указанное муниципальное предприятие возложена обязанность содержать переданное ему в хозяйственное ведение муниципальное имущество, включая объекты топливно-энергетического комплекса), в надлежащем состоянии.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Материалами дела подтверждено, что паспорта безопасности (антитеррористической защищённости) названных выше котельных, а также акты категорирования этих объектов топливно-энергетического комплекса были утверждены именно руководителем МП «Советсктеплосети».
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что директор МП «Советсктеплосети», совершив действия по утверждению паспортов безопасности указанные выше объекты топливно-энергетического комплекса, определению их категории «средняя», тем самым в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ признал данное муниципальное предприятие субъектом топливно-энергетического комплекса.
Совокупность изложенных доказательств свидетельствует о том, что именно указанное муниципальное предприятие является субъектом названных выше котельных, то есть объектов топливно-энергетического комплекса, в том смысле, которым заложен в приведённых выше нормах Федерального закона от 21.07.20011 № 256-ФЗ, а его руководитель – лицо, ответственное за соблюдение требований обеспечения безопасности этих объектов топливно-энергетического комплекса и требований их антитеррористической защищённости.
В то же время, администрация муниципального образования «Советский городской округ» не является субъектом, эксплуатирующим вышеуказанные объекты топливно-энергетического комплекса, а Воищев Н.Н. – не является руководителем такого субъекта. Положениями статьи 5.2. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подпункта 6.1. пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 5, 32, 33 Устава Советского городского округа, утверждённого решением окружного Совета депутатов от 19.08.2015 № 435, на главу администрации Советского городского округа возложены общие обязанности по решению вопросов противодействия терроризму и экстремизму в муниципальном округе.
Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая изложенное, а также приведённые выше нормы материального права, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействиях) главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н. состава правонарушения, предусмотренного статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку достоверных доказательств, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, связанных с эксплуатацией МП «Советсктеплосети» указанных выше объектов топливно-энергетических комплексов, материалы дела не содержат.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Н.Н. на основании пункта 2 статьи 24.5 этого же Кодекса подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 24.5, статьями 29.5-29.7, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Советский городской округ» Воищева Николая Николаевича прекратить на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение 10 суток.
Резолютивная часть постановления вынесена и объявлена 28 октября 2019 года.
Судья Е.С. Зайцева