Дело № 5-56/2019Постановлениепо делу об административном правонарушении
Судья Уваровского районного суда Тамбовской области Фетисов А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Соболева А.И.,<данные изъяты>, - привлекающегося к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
5 апреля 2019 года в 16 часов 00 минут, в ходе надзора за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Уваровский» Решетниковой А.Е. было выявлено, что на участке автодороги «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово» Уваровского района Тамбовской области с 69 км по 73 км 500 м допущены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно:
- на 69 км 700 м имеется выбоина (глубина 9 см, ширина 90 см, длина 70 см),
- на 70 км 500 м имеется выбоина (глубина 10 см, ширина 100 см, длина 100 см),
- на 73 км 500 м имеется занижение обочины слева 13 см, справа 12 см, выбоина (глубина 14 см, ширина 100 см, длина более 200 см), что является нарушением пункта 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (л.д. 5-14).
Усмотрев в действиях директораООО «Инжавинское ДРСУ-1» Соболева А.И. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 4 июня 2019 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Уваровский» Решетниковой А.Е. в отношении должностного лица - директора ООО «Инжавинское ДРСУ-1» Соболева А.И. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание, лицо, привлекаемое к административной ответственности, Соболев А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от Соболева А.И. не поступило.
При таких обстоятельствах, на основании части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть настоящее дело без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Соболева А.И.
Считаю, что производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги — это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту — Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 11.2 части 4 статьи 10 Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 1994 г.), к полномочиям органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Тамбовской области (далее - бюджета области) (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, осуществление регионального государственного контроля в области организации дорожного движения.
На основании части 1 статьи 73 Устава Тамбовской области Российской Федерации, администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики, в том числе в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Устава Тамбовской области Российской Федерации, в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе по их содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. В рассматриваемой ситуации на администрацию Тамбовской области.
Постановлением Администрации Тамбовской области № 642 от 14 июня 2011 года «О создании Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Тамбовавтодор», создано ТОГКУ «Тамбовавтодор».
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 586 от 15.07.2011 г. «О закреплении имущества, являющегося государственной собственностью Тамбовской области» за ТОГКУ «Тамбовавтодор» на праве оперативного управления закреплены автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе, автодорога «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово».
Как следует из Устава ТОГКУ «Тамбовавтодор», данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя.
В соответствии со статьей 2 Устава ТОГКУ «Тамбовавтодор», целью создания ТОГКУ «Тамбовавтодор» является обеспечение и реализация полномочий Тамбовской области в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального (муниципального) значения, включая создание и обеспечение формирования парковок, а также определены основные виды деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (муниципального) значения.
В соответствии с п. 2.2.1 Устава, ТОГКУ «Тамбовавтодор» осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения.
На основании пункта 5 Устава, Учреждение является владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления в установленном порядке.
Таким образом, ТОГКУ «Тамбовавтодор» создано органом местного самоуправления - администрацией Тамбовской области в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Тамбовской области, оно является лицом, ответственным за содержание недвижимого имущества - автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств местного бюджета.
В соответствии с приказом директора ТОГКУ «Тамбовавтодор» ФИО1 № 100 от 28 декабря 2018 года «О закреплении работников ТОГКУ «Тамбовавтодор» за содержанием автомобильных дорог Тамбовской области на 2019 год», обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог автодороги «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово» закреплена за инженером 1 категории отдела подготовки строительства, развития и ремонта автомобильных дорог ФИО2
Как следует из материалов дела, 5 декабря 2015 года ТОГКУ «Тамбовавтодор» был заключен государственный контракт № 0164200003016005948 с ООО «Инжавинское ДРСУ-1» на выполнение в 2017, 2018, 10 месяцев 2019 года дорожных работ, содержание не ниже допустимого уровня автомобильных дорог, указанных в техническом задании (Приложение № 1 к настоящему контракту), в том числе на участке автодороги «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово» Уваровского района Тамбовской области с 69 км по 73 км 500 м (л.д.77-99).
Вместе с тем, в настоящем судебном заседании достоверно установлено, что ООО «Инжавинское ДРСУ-1» не является организацией, которая наряду с ТОГКУ «Тамбовавтодор», создана органом местного самоуправления, а именно администрацией Тамбовской области в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Тамбовской области.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из должностной инструкции № 12 директораООО «Инжавинское ДРСУ-1», к должностным обязанностям директораООО «Инжавинское ДРСУ-1» ФИО3 не отнесены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и ремонте автодороги «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово» Уваровского района Тамбовской области с 69 км по 73 км 500 м (л.д.32-37).
При этом, заключение муниципального контракта с подрядной организацией ООО «Инжавинское ДРСУ-1» не освобождало ТОГКУ «Тамбовавтодор», а также должностных лиц данного учреждения, от обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании названной автомобильной дороги, в том числе, путем осуществления необходимого контроля за надлежащим состоянием указанной автомобильной дороги, а также за исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности, что в рассматриваемой ситуации сделано не было.
При этом суд отмечает, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог возложенная в силу указанных выше положений закона на органы местного самоуправления, на созданные этими органами учреждения и должностных лиц указанных органов, не может быть передана подрядной организации выполняющей работы по восстановлению автомобильной дороги в результате заключенного контракта, - в рассматриваемой ситуации автомобильной дороги «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово» Уваровского района Тамбовской области с 69 км по 73 км 500 м.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что директорООО «Инжавинское ДРСУ-1» ФИО3, в рассматриваемой ситуации не является должностным лицом, на которого, в соответствии с законом, возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги «Тамбов-Пенза-Инжавино-Уварово» Уваровского района Тамбовской области с 69 км по 73 км 500 м.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемой ситуации, директорООО «Инжавинское ДРСУ-1» ФИО3 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директораООО «Инжавинское ДРСУ-1» ФИО3 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья Фетисов А.А.