ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-570/2014 от 02.06.2014 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 02 июня 2014 г. Судья Кировского районного суда г. Астрахани Г.К. Шамшутдинова с участием пом.прокурора Кировского района г.Астрахани О.С.Калинковой, рассмотрев административный материал в отношении ГАОУ Астраханской области ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокуратурой района в период с 24.04.2014 по 28.04.2014 проведена проверка соблюдения законодательства об образовании ГАОУ Астраханской области ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», по результатам которой 28.04.2014 прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Согласно постановлению, в ходе проверки установлено, что ГАОУ Астраханской области ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки на основании лицензии №874-Б/С от 24.06.2012 осуществляет деятельность по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования по адресу: <...>.

 В соответствии с п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

 В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

 Согласно статье 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н утвержден Единый квалификационный справочник (далее - ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

 К заместителю руководителя (проректору, заместитель директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования ЕКС предъявляет следующие требования: высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения, не менее 5 лет, при наличии ученой степени стаж работы не менее 3 лет.

 К лицу, замещающему должность доцента, ЕКС предъявляет следующие требования: высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

 Для занятия должности старшего преподавателя лицо должно отвечать следующим квалификационным требованиям: высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.

 В нарушение вышеназванных требований законодательства ГАОУ АО ДПО «АИПКП» заключило трудовые договоры с лицами, не имеющими профессионального образования, стажа работы, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и не соответствующими требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

 Так, в должности проректора по АХР ГАОУ АО ДПО «АИПКП» работает ФИО1, не имеющий высшего профессионального образования и стажа научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения, не менее 5 лет.

 В должности и.о. доцента ГАОУ АО ДПО «АИПКП» работает ФИО2, не имеющая ученую степень кандидата (доктора) наук; ФИО3, состоящая в должности и.о. доцента ГАОУ АО ДПО «АИПКП», имеет диплом MB №862549 по специальности «биолог», то есть не имеет высшего профессионального образования; ФИО4 - доцент ГАОУ АО ДПО «АИПКП», имеет диплом о высшем образовании с присвоением квалификации «юрист», «экономист», высшего профессионального образования не имеет; в должности доцента ГАОУ АО ДПО «АИПКП» работает ФИО5, не имеющая высшее профессиональное образование, к проверке представлен диплом о присвоении квалификации «философ»; ФИО6, состоящая в должности доцента ГАОУ АО ДПО «АИПКП», не имеющая высшее профессиональное образование, к проверке представлен диплом о присвоении квалификации «практикующий психолог», «филолог»; и.о. доцента ГАОУ АО ДПО «АИПКП» ФИО7 не имеет ученой степени кандидата (доктора) наук, а также высшего профессионального образования. Кроме того, в ГАОУ АО ДПО «АИПКП» в должности старшего преподавателя работают ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, не имеющие стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет.

 При назначении вышеуказанных лиц на должность конкурс не проводился, аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям не осуществлялась.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор Калинкова О.С. подержала названное постановление.

 Руководитель института ФИО12, представители института ФИО13, ФИО14 представили возражения.

 Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

 Норма ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

 Подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

 В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

 Из представленных представителями института документов в отношении названых в постановлении лиц, установлено, что ФИО1, принятый на должность проректора по административно-хозяйственной работе приказом № 87 л/с от 26.07.2010, имеет высшее профессиональное образование ((диплом о высшем образовании Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства по специализации «Промышленное и гражданское строительство» - инженер-строитель).

 При поступлении на работу ФИО15 имел стаж работы в Астраханском строительном техникуме в должностях инженера по оборудованию (20.12.1984-01.03.1985), мастера производственного обучения (01.03.1985 - 01.09.1987) и преподавателя (01.09.1987- 31.08.1990), что составило 5 лет 8 месяцев.

 ФИО2 принята на должность методиста кабинета географии 28.02.1983. В настоящее время ее стаж составляет более 35 лет: 4 года в учреждении по направлению деятельности ГАОУ АО «АИПКП» и 31 год в ГАОУ АО «АИПКП». В 1994 году она избрана на должность доцента кафедры естественно- математических дисциплин по конкурсу (Приказ Астраханского институт усовершенствования учителей № № 48 от 06.06.1994). Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года № 754 ФИО2 присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», а решением министерства образования РСФСР № 80 от 04.06.1991 присвоено звание «Отличник народного просвещения».

 ФИО3 принята на должность исполняющей обязанности доцента 01.11.2008, имеет высшее профессиональное образование, о чем свидетельствует Диплом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова №862549 по специальности «Зоология и ботаника» - биолог (1985 г.), ученую степень кандидата наук (Диплом о присуждении ученой степени КТ125968 Министерства образования и науки РФ, 2004 г.). До поступления на работу в ГАОУ «АИПКП» ее стаж составлял 39 лет (Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства 09.09.1985 - 30.09.1997 - ассистент кафедры биологии, генетики и селекции рыб по направлению МРХ ССС; Астраханская медицинская академия 24.03.1999 - 01.09.2004. - лаборант кафедры поликлинического дела и скорой медицинской помощи; 30.04.1999 - 25.09.2008 - ассистент кафедры медицинской биологии и генетики).

 ФИО4 принята с 02.12.2013 на должность доцента кафедры управления экономики образования, имеет 3 высших профессиональных образования, что подтверждается Дипломом о высшем образовании ВСА 0734386: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» по специальности «Юриспруденция» - юрист (2008 г.), Диплом о высшем образовании ДВС 0481221: Волгоградская академия государственной службы, Астраханский филиал по специальности «Финансы и кредит» - экономист (2002 г.) и Диплом о высшем образовании ABC 0117053: Астраханский государственный технический университет по специальности «Судовые энергетические установки» - морской инженер (1997 г.). В 2006 году ФИО4 ученая степень кандидата экономических наук.

 ФИО5 принята на должность доцента кафедры психологии и педагогики 20.08.2012, имеет 2 высших образования, что подтверждается Диплом о высшем образовании ВСГ 1648399: ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» по специальности «Философия», в соответствии с которым присвоена квалификация «Философ» (2007 г.) и Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (ГОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского), в соответствии с которым ФИО5 присвоена квалификация «Преподаватель» (2007 г.). В 2012 году ФИО5 защитила кандидатскую диссертацию.

 ФИО6 принята на 0,25 ставки доцента кафедры педагогики и психологии по срочному трудовому договору на период отпуска по уходу за ребенком основного работника 03.02.2014, имеет высшее профессиональное образование ( Донецкий государственный университет по специальности филология, учитель русского языка и литературы), дополнительное к высшему профессиональное образование по специальности «Практическая психология» (Диплом о переподготовке ДСК BP № 001869 от 26 июня 1999 выданный Академией педагогических наук Украины). В 2013 году ФИО6 присуждена ученая степень кандидата социологических наук.

 ФИО7 принята на должность исполняющей обязанности доцента кафедры управления экономики образования 05.11.2013. Имеет 3 высших образования (Ленинградский механический институт по специальности «Автоматика и управление в технических системах»- инженер-электромеханик (1990г.); Международный юридический институт по специальности «Юриспруденция»-юрист (2013г.) и Астраханский государственный университет по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»- магистр (2013г.). Она прошла профессиональную переподготовку и имеет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Государственное и муниципальное управление» (Диплом о профессиональной переподготовке ПП №257199: Волгоградская академия государственной службы, 2000 г).

 ФИО8 принята на работу в региональный центр дистанционного обучения методистом 09.02.2010, затем преподавателем. Имеет высшее профессиональное образование (Астраханский государственный университет по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Математика» - учитель информатики и математики (2009г.).

 ФИО9 принята на должность старшего преподавателя кафедры дошкольного и начального образования с 05.09.2011 по 30.06.12 (9 мес.) по совместительству, с 10.10.2012 на основное место работы, имеет среднее и высшее профессиональное образования ( Астраханское педагогическое училище №1 по специальности «Преподавание в начальных классах» -учитель начальных классов, 2005г.; Астраханский государственный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования»- учитель начальных классов, 2011г.) и дополнительное профессиональное образование (Диплом о профессиональной переподготовке ПП №916689 ГОУ Педагогическая академия на ведение профессиональной деятельности в сфере «Логопедия», 2011 г.).

 ФИО10 принята на должность старшего преподавателя кафедры информатизации образования 30.10.2013. Имеет высшее профессиональное образование (Астраханский государственный университет по специальности «Педагогика и психология»-педагог- психолог (2013г.)).

 ФИО11 принята на должность старшего преподавателя кафедры управления экономики образования 12.08.2013. Имеет 2 высших профессиональных образования (Астраханский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова по специальности «Математика и физика» -учитель математики и физики (1989г.); Волжская государственная академия водного транспорта по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта»-экономист-менеджер (2012г.)).

 Согласно статье 85 Закона РСФСР от 02 августа 1974 года «О народном образовании», действовавшего до 01 сентября 2013 года, к работе в общеобразовательных школах в качестве учителей допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку.

 К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном Законом об образовании (ч. 1 ст. 331 Трудового кодекса РФ).

 В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 01 сентября 2013 года, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации и стажу работы, содержащимися в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).

 Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» ЕКС утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

 Квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.

 Между тем, пунктом 11 раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, и избранные в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности либо без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности - при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные учреждения высшего профессионального образования до начала работы ученого совета на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

 Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности или выполнять работу по соответствующей должности.

 Согласно письму Минобрнауки от 15.08.2011 № 03-515/59 предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

 Таким образом, представленные представителями института документы свидетельствуют о наличии оснований для трудовых отношений с указанными в постановлении прокурора лицами.

 При этом, как выяснено, рекомендации аттестационной комиссии по данным правоотношениям не имелись, заседаний аттестационной комиссии по данным фактам не проводились.

 Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ГАОУ Астраханской области ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Санкция указанной нормы закона предусматривает наказание для юридических лиц – штраф от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения.

 Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении № 4 –П от 25.02.2014, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Составообразующего значения для квалификации совершенного юридическим лицом административного правонарушения эти обстоятельства не имеют, однако в правоприменительной практике назначения административного наказания их учет не лишен смысла.

 Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

 Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

 Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

 Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.

 Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в указанном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

 Исходя из изложенного, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, прихожу к выводу о возможности снижения штрафа до 5000 рублей, поскольку данный размер наказания будет соответствовать цели административного наказания, установленной ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 П О С Т А Н О В И Л:

 Признать виновным ГАОУ Астраханской области ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.

 Штраф оплатить по следующим реквизитам: УФК по Астраханской области (прокуратура Астраханской области) ИНН <***> КПП 301701001 КБК41511690010060000140 ОКАТО 12701000 Банк получателя ГРКЦ Банка России по Астраханской области БИК 041203001 р/с <***>.

 Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

 Судья: