ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-571/2021 от 16.07.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 5-571/2021

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Оренбург 16 июля 2021 года

Резолютивная часть объявлена 15 июля 2021 года

Мотивированное постановление изготовлено 16 июля 2021 года

Центральный районный суд города Оренбурга в составе:

председательствующего, судьи Гречишниковой М.А.,

при секретаре Чудиной К.А.,

с участием:

представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1

представителя должностного лица, составившего протокол ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического публичного акционерного общества «Т Плюс»,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении <данные изъяты>, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> согласно указу губернатора Оренбургской области от <данные изъяты>, приказу Министерства культуры Российской Федерации от <данные изъяты> подлежит государственной охране. Границы территории и режим использования территории данного памятника истории и культуры утверждены приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от <данные изъяты> «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> По заявлению пользователя данного объекта культурного наследия АНО по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов», на основании задания начальника инспекции от <данные изъяты> в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> по результатам которого <данные изъяты> составлен акт визуального осмотра объекта культурного наследия и установлено следующее. В границах территории данного объекта культурного наследия филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» в непосредственной близости от объекта культурного наследия «<данные изъяты>», входящего в состав ансамбля <данные изъяты>» проводятся работы по ремонту трубопровода тепловых сетей, в результате которых вдоль несущей стены объекта со стороны северо-западного фасада здания вырыта траншея глубиной около 1,5 метров, разработанный грунт, содержащий разного размера кирпичи и камни, навален на стену объекта культурного наследия, что приводит к нежелательной нагрузке на фасад здания и разрушению его штукатурного слоя, то есть нарушает сохранность объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», входящего в состав ансамбля «<данные изъяты> В инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, являющейся уполномоченным органом государственной власти Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Оренбургской области, вышеуказанный проект на согласование не поступал. Работы проводятся без обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», входящего в состав ансамбля <данные изъяты> ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Оренбургский» в нарушение требований ч. 2 ст. 36 Закона № 73- ФЗ, в границах территории объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> включенного в реестр, проводятся работы в отсутствие разработанных и согласованных с инспекцией обязательных разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля должностное лицо инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ФИО2, показала, что здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> согласно указу губернатора Оренбургской области от <данные изъяты> приказу Министерства культуры Российской Федерации от <данные изъяты> и подлежит государственной охране. Границы территории и режим использования территории данного памятника истории и культуры утверждены приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области <данные изъяты> «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> ПАО «Т Плюс» проводило аварийные работы по ремонту теплотрассы без уведомления инспекции. Порядка уведомления инспекции и рассмотрения заявок, в случае проведения аварийных работ, в действующем законодательстве не закреплено. Однако нормы ч.1 ст.7.13 КоАП РФ имеют формальный состав, ввиду чего поддержала доводы, изложенные в протоколе.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании просила производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения. В обоснование указав, что сеть от котельной <данные изъяты>» зарегистрирована как линейный объект (OKC) в Росреестре: кадастровый номер <данные изъяты>, часть адреса, обозначающая трубопровод - <данные изъяты> Данный трубопровод является собственностью муниципального образования г. Оренбург и находится на балансе филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» на правах аренды, договор аренды <данные изъяты> дополнительное соглашение <данные изъяты> на данном участке тепловой сети произошло 2 повреждения. После проведения гидравлических испытаний на тепловой сети обнаружены повреждения. В период <данные изъяты> выполнялись аварийные работы по ремонту трубопровода теплоносителя подземной прокладки. На производство земляных работ по раскопке трубопровода оформлен аварийный ордер <данные изъяты> Выдавая аварийный ордер на производство работ <данные изъяты>, орган местного самоуправления в лице <данные изъяты> имеет статус объекта культурного наследия, дополнительных указаний в части порядка производства работ не установил. Здание <данные изъяты> не имеет таблички или иных опознавательных знаков, указывающих на статус объекта, в связи с чем, самостоятельно ПАО «Т Плюс» не могло получить информацию о статусе объекта. Зная о том, что теплотрасса является муниципальной собственностью, а также обладая информацией о том, что данный объект передан ПАО «Т Плюс» в пользование по договору аренды, МО «г. Оренбург» не уведомляло ПАО «Т Плюс» о наличии/отсутствии в данном районе охранных зон или особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам. Администрация города Оренбурга не выполнила обязанность предусмотренную п.3 постановления <данные изъяты> на официальных информационных платформах отсутствуют сведения о внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки, генеральный план. Согласно Постановлению администрации города Оренбурга <данные изъяты> «Об утверждении Правил подготовки и проведения земляных работ в городе Оренбурге» устанавливается порядок производства аварийных работ на территории муниципального образования г. Оренбург: п.4.2. При возникновении аварийной ситуации юридическим и физическим лицам разрешается приступать к работе после извещения <данные изъяты> и вызова на место аварии представителей собственников (владельцев) инженерных коммуникаций, находящихся в местах производства работ. При возникновении аварийной ситуации выполнение необходимых аварийных работ начинается незамедлительно с целью восстановления нормальной жизнедеятельности пострадавшего населения и работы предприятий, организаций, учреждений. В этом случае организации, эксплуатирующие соответствующие инженерные сети (или лица, уполномоченные ими на производство работ по устранению аварийной ситуации):

незамедлительно уведомляют УЖКХ о необходимости производства аварийных работ; до проведения работ производят фотосъемку земельного участка, на котором планируется осуществлять аварийные работы; подают заявление на выдачу ордера на проведение аварийных работ (далее - аварийный ордер) не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения аварийной ситуации. Аварийный ордер должен быть оформлен не позднее 24 часов с момента обнаружения аварии. Если авария произошла в нерабочий (выходной) день, заявка на производство работ оформляется в течение ближайшего рабочего дня. Срок действия аварийного ордера составляет пять календарных дней. В случае невозможности выполнения работ в указанные сроки заказчик подает заявку на продление аварийного ордера с указанием причин невыполнения работ. Запрещается проведение капитального ремонта, текущих ремонтов, строительства и реконструкции подземных инженерных коммуникаций и других видов работ, кроме аварийных, по аварийному ордеру. Лица, осуществляющие вышеуказанные работы по аварийному ордеру, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Иного порядка, а также информации о том, какой алгоритм действий должен быть применен лицом, испрашивающий аварийный ордер, в случае нахождение трассы в охранной зоне объекта культурного наследия, не предусмотрен настоящим нормативным актом. Также порядок согласования и испрашивания согласования на проведение аварийных работ отсутствует в актах регионального значения.

Суд, рассмотрев дело, изучив представленные доказательства, выяснив мнение лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Закона № 73-Ф3 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В силу ч.1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно ч.2 ст.45 Закона №73-ФЗ, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> согласно указу губернатора Оренбургской области от <данные изъяты> приказу Министерства культуры Российской Федерации <данные изъяты> Границы территории и режим использования территории данного памятника истории и культуры утверждены приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области <данные изъяты> «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>

На основании задания начальника инспекции <данные изъяты> в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> по результатам которого <данные изъяты> составлен акт визуального осмотра объекта культурного наследия и установлено, что границах территории данного объекта культурного наследия филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» в непосредственной близости от объекта культурного наследия «<данные изъяты>», входящего в состав ансамбля «<данные изъяты>» проводятся работы по ремонту трубопровода тепловых сетей.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области <данные изъяты>, утверждены границы зон охраны для здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, установлены особые режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам.

Согласно п. 3 вышеназванного постановления, органу местного самоуправления МО «город Оренбург» рекомендовано внести соответствующие изменения в правила землепользования и застройки, генеральный план и разместить информацию в системе обеспечения градостроительной деятельности.

Судом установлено, что сеть от котельной «Черепановых» зарегистрирована как линейный объект (OKC) в Росреестре: кадастровый номер <данные изъяты>, часть адреса, обозначающая трубопровод - <данные изъяты>

Данный трубопровод является собственностью муниципального образования г. Оренбург и находится на балансе филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» на правах аренды, договор аренды <данные изъяты> дополнительное соглашение <данные изъяты>

В договоре аренды и дополнительном соглашении отсутствуют сведения, что объект расположен в зоне охраны объекта культурного наследия.

В период <данные изъяты> выполнялись аварийные работы по ремонту трубопровода теплоносителя подземной прокладки.

На производство земляных работ по раскопке трубопровода оформлен аварийный ордер <данные изъяты>

В аварийном ордере на производство работ <данные изъяты>, орган местного самоуправления в лице <данные изъяты> установил трассу для работы - длиной 11 м., и шириной 2 м., не обозначил, что здание <данные изъяты> имеет статус объекта культурного наследия, дополнительных указаний в части порядка производства работ не установил.

Согласно Постановлению администрации города Оренбурга от 12 сентября 2012 г. N 2240-п «Об утверждении Правил подготовки и проведения земляных работ в городе Оренбурге» устанавливается порядок производства аварийных работ на территории муниципального образования г. Оренбург:

Согласно п.4.2 Правил, при возникновении аварийной ситуации юридическим и физическим лицам разрешается приступать к работе после извещения МБУ "Муниципальный диспетчерский центр" г. Оренбурга по телефону: <***> и вызова на место аварии представителей собственников (владельцев) инженерных коммуникаций, находящихся в местах производства работ.

Согласно п.4.3 Правил, при возникновении аварийной ситуации выполнение необходимых аварийных работ начинается незамедлительно с целью восстановления нормальной жизнедеятельности пострадавшего населения и работы предприятий, организаций, учреждений. В этом случае организации, эксплуатирующие соответствующие инженерные сети (или лица, уполномоченные ими на производство работ по устранению аварийной ситуации) незамедлительно уведомляют УЖКХ о необходимости производства аварийных работ; до проведения работ производят фотосъемку земельного участка, на котором планируется осуществлять аварийные работы; подают заявление на выдачу ордера на проведение аварийных работ (далее - аварийный ордер) не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения аварийной ситуации.

Согласно п.4.4 Правил, аварийный ордер должен быть оформлен не позднее 24 часов с момента обнаружения аварии. Если авария произошла в нерабочий (выходной) день, заявка на производство работ оформляется в течение ближайшего рабочего дня.

Срок действия аварийного ордера составляет пять календарных дней. В случае невозможности выполнения работ в указанные сроки заказчик подает заявку на продление аварийного ордера с указанием причин невыполнения работ. (п.4.6)

Запрещается проведение капитального ремонта, текущих ремонтов, строительства и реконструкции подземных инженерных коммуникаций и других видов работ, кроме аварийных, по аварийному ордеру. Лица, осуществляющие вышеуказанные работы по аварийному ордеру, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. (п.4.7).

Также в судебном заседании установлено, что установленного Порядка проведения аварийных работ при нахождении в зоне охраны объекта культурного наследия, а также порядка уведомления органа государственного надзора, не предусмотрено в нормативных актах федерального либо регионального значения.

Данный факт представителем инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, не отрицался.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом, при исследовании представленных доказательств, установлено, что юридическое лицо ПАО «Т Плюс», при выполнении аварийных работ, имеющих срочный и незамедлительных характер, выполнялись нормы постановления администрации города Оренбурга <данные изъяты>Об утверждении Правил подготовки и проведения земляных работ в городе Оренбурге».

Иного порядка при проведении аварийных работ в зоне охраны объектов культурного наследия при производстве аварийных работ региональным законодательством не установлено.

Аварийный ордер, выдаваемый органом местного самоуправления, не содержал сведений о производстве работ в охраняемой зоне.

Кроме того, из смысла нормы ст.45 Закона №73-ФЗ, установленный данным законом порядок относится к субъектам правоотношений- собственникам, владельцам объекта охраны культурного наследия, к которым ПАО «Т Плюс» не относится, ввиду чего не является субъектом правонарушения.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, о прекращении производства по делу в отношении ПАО «Т Плюс» ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5,29.1-29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении публичного акционерного общества «Т Плюс», прекратить на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Судья М.А.Гречишникова