ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-572/19 от 15.01.2020 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-9/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 января 2020 года Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М., в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, зал. 21,

с участием защитника ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» ФИО4, действующей на основании доверенности от 18.02.2019,

представителя КГИОП ФИО8., действующего на основании доверенности от 17.09.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении

Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Санкт-Петербурга», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 08.09.2003, юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия федерального значения.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Здания, расположенные по адресу: <адрес> являются объектами культурного наследия федерального значения «Флигель конюшенный» и «Флигель служебный при конюшне», входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Великого князя Алексея Александровича», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 .

Согласно выписке из ЕГРН, правообладателем помещений <адрес>, расположенных в указанном объекте, является ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга».

В ходе проведения мероприятия по систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований, установленных в отношении объекта культурного наследия 24.09.2019 в 16 ч. 45 мин. по адресу: <адрес>Флигель служебный при конюшне», проведенного на основании задания КГИОП от 24.09.2019 , установлено, что техническое состояние фасадов неудовлетворительное, имеется загрязнение, деструкция красочной и штукатурной поверхностей, деструкция архитектурно-художественного декора, утрата элементов архитектурно-художественного декора, следы протечек. Оконные заполнения в неудовлетворительном состоянии, установлены поздние металлические решетки на оконные заполнения. Нарушение конфигурации и завыдривания окрытия подоконных и карнизных отливов.

В ходе осмотра объекта культурного наследия «Флигель конюшенный» по адресу: <адрес> установлено, что техническое состояние фасадов неудовлетворительное, имеется загрязнение, деструкция красочной и штукатурной поверхностей, деструкция архитектурно-художественного декора, утрата элементов архитектурно-художественного декора, следы протечек. Оконные заполнения в неудовлетворительном состоянии, установлены поздние металлические решетки на оконные заполнения. Нарушение конфигурации и завыдривания окрытия подоконных и карнизных отливов. Граффити на стенах, разнотоновая окраска.

При этом задание на проведение работ в КГИОП не запрашивалось, проектная документация на проведение работ в КГИОП не поступала и не согласовывалась.

В судебное заседание законный представитель ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебное заседание явился защитник ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» ФИО4, представила письменную позицию по делу. Считает, что ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» не является организацией, в полномочия которой входит осуществление ремонтных реставрационных работ зданий и помещений, в которых расположен территориальный орган Министерства обороны РФ, при этом лимиты бюджетных обязательств ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» по данной статье расходов главным распорядителем бюджетных средств не доводятся, поскольку не предусмотрены сметой расходов. Лимиты бюджетных обязательств на проведение ремонтных работ, техническое обслуживание зданий и сооружений доводятся специализированной организации, которая создана в Министерстве обороны РФ для этих целей, а именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», основной целью деятельности которого являются содержание (эксплуатация» объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.

Помещения <адрес>, расположенные по адресу: <адрес> являются федеральной собственностью и закреплены на праве оперативного управления (постоянного, бессрочного) пользования за ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга». В свою очередь ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» организовало взаимодействие со специализированной организацией, проводятся осмотры объектов, подаются заявки о включении данного объекта на проведение работ, в том числе, по ремонту фасада здания, то есть выполнило все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований. При получении акта КГИОП от 24.10.2019 его копия направлена начальнику филиала ФГБУ ЦЖКУ по ЗВО Министерства обороны РФ с требованием разработки проектной документации на проведение работ по ремонту фасада здания и согласования указанных процедур с КГИОП. Также после 24.10.2019 ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» обратилось в КГИОП с заявлением о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Считает, что к участию в данном деле должно быть привлечено ФГБУ ЦЖКУ по ЗВО Министерства обороны РФ. При этом часть указанного здания занята ОО «Санкт-Петербургский Союз художников», который также должен нести ответственность за поддержание фасада здания в надлежащем состоянии. Также защитник указала на то, что охранное обязательство между КГИОП и ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» не заключалось. В связи с указанными обстоятельствами защитник полагает, что производство по делу в отношении ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» подлежит прекращению.

Представитель КГИОП ФИО7 в судебном заседании данные, изложенные в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела, подтвердил, полагает, что вина ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» полностью доказана и подтверждается представленными доказательствами. ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» как пользователь указанных помещений несет ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, при это оснований для привлечения к участию в данном деле иных лиц, которые занимаются обслуживанием помещений, либо иных пользователей и собственников помещений в объекте, не имеется. Отсутствие охранного обязательства, заключенного между КГИОП и ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга», не освобождает последнего от административной ответственности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что вина ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» в совершении вменяемого административного правонарушения полностью подтверждается представленными доказательствами, а именно:

- данными протокола от 31.10.2019 об административном правонарушении, согласно которому ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» по состоянию на 16 часов 45 минут 24.09.2019 по адресу: <адрес> служебный при конюшне», совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, а именно: в нарушение требований ст. ст. 33, 47.2, 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не приняло исчерпывающих мер, направленных на сохранение здания, являющегося объектами культурного наследия федерального значения «Флигель конюшенный» и «Флигель служебный при конюшне», входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Великого князя Алексея Александровича», неудовлетворительное состояние которых зафиксировано актами мероприятий по систематическому наблюдению КГИОП от 24.09.2019;

- актами мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 24.09.2019, на основании задания КГИОП от 24.09.2019 , согласно которым главным специалистом отдела Адмиралтейского района КГИОП ФИО5 произведены мероприятия по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Флигель конюшенный» и «Флигель служебный при конюшне», входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Великого князя Алексея Александровича», расположенных по адресу<адрес> в ходе которых установлено следующее: техническое состояние фасадов «Флигель служебный при конюшне» неудовлетворительное, имеется загрязнение, деструкция красочной и штукатурной поверхностей, деструкция архитектурно-художественного декора, утрата элементов архитектурно-художественного декора, следы протечек. Оконные заполнения в неудовлетворительном состоянии, установлены поздние металлические решетки на оконные заполнения. Нарушение конфигурации и завыдривания окрытия подоконных и карнизных отливов. Техническое состояние фасадов «Флигель конюшенный» неудовлетворительное, имеется загрязнение, деструкция красочной и штукатурной поверхностей, деструкция архитектурно-художественного декора, утрата элементов архитектурно-художественного декора, следы протечек. Оконные заполнения в неудовлетворительном состоянии, установлены поздние металлические решетки на оконные заполнения. Нарушение конфигурации и завыдривания окрытия подоконных и карнизных отливов. Граффити на стенах, разнотоновая окраска. Задание на проведение работ в КГИОП не запрашивалось, проектная документация на проведение работ в КГИОП не поступала и не согласовывалась.

- выпиской из ЕГРН, согласно которой нежилые помещения 2<адрес> расположенные в здании по адресу: <адрес> являются федеральной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга»;

- распоряжением КГИОП от 11.10.2011 Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Великого князя Алексея Александровича», расположенного по адресу: <адрес>

Указанные исследованные доказательства по делу составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, согласуются между собой, отвечают признакам допустимости, относимости и достоверности, а в совокупности достаточности для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении по существу.

В частности, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным, незаинтересованным в деле лицом, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Из положений ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ следует, что сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, согласно которому, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Учитывая, что специальный статус объектов культурного наследия федерального значения «Флигель конюшенный» и «Флигель служебный при конюшне», входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Великого князя Алексея Александровича», и наличие обязательств по его охране был известен ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга», принимая во внимание, что Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге», является общедоступным нормативным правовым актом, а также ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» был известен порядок сохранения, использования, охраны данного объекта культурного наследия и необходимость соблюдения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», однако ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» не предприняло достаточных мер для соблюдения установленных требований.

Вопреки доводам стороны защиты, отсутствие лимитов бюджетных обязательств ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» по данной статье расходов от главного распорядителя бюджетных средств, учитывая, что они не предусмотрены сметой расходов, не освобождает ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга», которым на праве оперативного управления используются помещения, расположенные в объекте культурного наследия, от обязанности сохранения, использования, охраны данного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

То обстоятельство, что лимиты бюджетных обязательств на проведение ремонтных работ, техническое обслуживание зданий и сооружений доводятся специализированной организации, которая создана в Министерстве обороны РФ для этих целей, а именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», основной целью деятельности которого являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных силу РФ, при этом указанной организацией проводятся осмотры объектов, подаются заявки о включении данного объекта на проведение работ, в том числе, по ремонту фасада здания, не влияют на выводы о доказанности вины ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» в совершении вменяемого правонарушения и не свидетельствует о том, что ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» выполнило все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований.

Доводы стороны защиты о том, что к участию в данном деле должны быть привлечены ФГБУ ЦЖКУ по ЗВО Министерства обороны РФ и ОО «Санкт-Петербургский Союз художников» суд находит необоснованными, поскольку обязанности по сохранению, использованию, охране данного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», возложены в том числе на пользователей помещений.

Таким образом, действия ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку оно совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия федерального значения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ влечет наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Принимая во внимание, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Действия ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» повлекли нарушение прав граждан на сохранность выявленного объекта культурного наследия, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого лица, судья рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения и существо допущенных нарушений, то, что ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, а также принимает в настоящее время меры к устранению допущенных нарушений.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а именно: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, могут быть достигнуты при назначении ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Санкт-Петербургу (КГИОП), ИНН <***>, КПП 784001001,

счет 40101810200000010001, БИК 044030001

банк получателя: ГРКЦ Банка России, Санкт-Петербург,

КБК 81411690020020000140, ОКТМО 40909000,

штраф по постановлению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга

от 15.01.2020 по делу № 5-9/2020.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья